Полиграф-истерия
Исследования на полиграфе вошли в российский футбол вместе с Ашотом Хачатурянцем. Он покинул РФС уже несколько лет назад, однако история вокруг психофизиологии продолжается по сей день. Говорят даже, что целой группе футбольных арбитров грозит пожизненный бан по итогам очередного теста в 2024 году.
Сейчас много говорят о целесообразности использования полиграфа в российском футболе. Как обычно, кто-то - за (дескать, выведем злодеев на чистую воду), кто-то против (мол, это все лженаука). Другое дело, что исходя из комментариев в соцсетях и прессе, на форумах спортивных сайтов люди футбольные и нефутбольные не до конца понимают, как устроена психофизиологическая экспертиза. Не понимают, судя по всему, даже арбитры, которых проверяют. Поэтому всем им было бы неплохо пояснить некоторые детали исследования на полиграфе. Попробую тезисно.
Существует утвержденная межведомственная методика проведения судебного психофизиологического исследования на полиграфе, а также совершенно конкретные методические рекомендации МВД России. В них указаны правила подготовки к экспертизе, ограничения и интерпретации ее результатов. Все негосударственные конторы, проводящие подобные исследования, должны следовать этой методике, иначе достоверность их результатов, скажем так, невысока и может быть законным образом аннулирована.
Психофизиология сегодня - это больше не лженаука. В главном научном подразделении системы МВД России она официально закреплена относительно недавно, меньше 10 лет назад. Технологический рывок последних лет позволяет науке сегодня достаточно уверенно интерпретировать результаты исследований на полиграфе. За прошедшее время этот вид исследования помог доказать справедливость обвинения в отношении тысяч преступников и оправдать тысячи невиновных людей. Не будем забывать, что главный принцип экспертов-криминалистов - объективность и достоверность. Без их соблюдения в суде развалится любое криминалистически обоснованное доказательство.
Исследование одного конкретного человека проводится в несколько этапов. Не за 40 минут, а в течение нескольких дней, с перерывами между сеансами - для полной чистоты эксперимента.
Начинается все с контрольных вопросов, не относящихся к основной теме экспертизы. Это нужно для того, чтобы зафиксировать психофизиологические реакции человека на очевидную правду (например, имена родителей) и очевидную ложь (старый новый год отмечается 9 мая). Полиграф фиксирует показатели организма человека в маркерах «правды» и «лжи», обмануть в дальнейшем аппарат не представляется возможным.
Далеко не каждый человек после серии контрольных вопросов допускается к основному к основному исследования. По индивидуальным психофизиологическим показателям. Говоря про историю с арбитрами РФС, чисто статистически очень странно, что все они были допущены к экспертизе. Обычно процент недопуска достаточно существенный.
В ходе основного этапа экспертизы исследуемому должны задаваться только (!) те вопросы, которые ему задавались в ходе предварительного разговора со стороной, инициирующей исследование. То есть суждения и ответы на вопросы, подробно развернутые исследуемым вербально в ходе беседы с инициирующей стороной, будут сопоставляться с его психофизиологическими реакциями, зафиксированными полиграфом. Отвечать в ходе экспертизы можно только двумя способами - «да» или «нет».
Должны быть соблюдены технические условия проведения экспертизы: большое пространство комнаты, наличие окна и дневного света, свежий воздух. И главное - полная независимость человека, проводящего экспертизу, который должен проявлять уважение к исследуемому человеку и лояльность к его просьбам.
Психофизиологическое исследование на полиграфе - одна из последних в судебном процессе возможностей человека, не виновного в совершении противоправного деяния, доказать свою невиновность и, соответственно, подтвердить ошибочную интерпретацию событий со стороны обвинения. Поэтому, как правило, человек, который ни в чем не замешан, демонстрирует стремление провести исследование и поставить на место клеветников. Полиграф всегда будет на стороне человека невиновного.
А теперь самый главный вопрос к арбитрам РФС, прошедшим через полиграф. Все вышесказанное было ли соблюдено по отношению к вам? И второй вопрос: если арбитры честны и искренны в принятии решений на поле , то почему они так страшатся полиграфа?