6 мин.

1948: Джордж Майкан, Джо Фалкс

Возвращаюсь к проекту «Зал Славы НБА» с самым длинным текстом в этом блоге.

Сезон 1947/48 стал вершиной истории НБЛ – но путь с вершины есть только один: вниз. Лига уперлась в свой потолок, дальнейшее развитие профессионального баскетбола в маленьких городах было невозможно, даже если у тебя собраны все звезды баскетбола. За этих звезд приходится теперь бороться с БАА, с которой, впрочем, удалось решить все вопросы перед стартом сезона (уважение контрактов, общий драфт, возможность матчей между лигами для определения неоспоримого чемпиона и так далее).

Сама БАА испытывала серьёзные финансовые сложности – лишь семь команд выжили после дебютного сезона, а ещё к ним добавились Балтимор Буллетс, перешедшие из старой АБЛ. Звездой тех Буллетс был уже включенный мной в Зал Бадди Жаннетт, и именно Буллетс умудрились стать чемпионами в свой первый же сезон в лиге. Что интересно, Буллетс могли даже и не попасть в плей-офф: три команды пришли вровень с показателем 28-20 и разделили второе-четвертое места в Западном дивизионе. Устроили раунд на выбывание, в котором Балтимор обыграл Чикаго, а Чикаго обыграло Вашингтон, который и пролетел мимо плейофф.

Идиотская система розыгрыша ПО БАА, при которой победители дивизионов встречались уже в первом раунде, повторилась и во втором сезоне Ассоциации.

А рейтинг игроков для Зала Славы выглядит так:

  1. Джо Фалкс - 68

  2. Боб Фирик – 62

  3. Макс Заслофски – 51

  4. Мел Рибе - 44

  5. Хауи Даллмар - 37

В Зал попадает Джо Фалкс, один из инноваторов броска в прыжке. В 40-е еще был повсеместно распространен бросок с места, в то время как Фалкс едва отрывал подошвы от паркета во время своих джампшотов, но бросал не из статики. Кроме того, Фалкс второй раз подряд стал и самым результативным игроком сезона - 22,1 очка за игру.

Карьера Фалкса была яркой, но очень короткой - в основном, из-за проблем форварда с алкоголем. В 1971 году его признали одним из 25 лучших игроков в истории НБА, в 1978 ввели в Зал Славы имени Нэйсмита.

А у НБЛ и БАА появился и третий конкурент.

На самом старте сезона вроде бы процветающая НБЛ получает серьезный укол: эксцентричный владелец чемпионских «Чикаго Гирз» Морис Уайт уводит свой клуб из лиги и основывает свой собственный турнир – Профессиональную Баскетбольную Лигу Америки. Лига состояла из 16 команд, и впервые профессиональный баскетбол вышел в южные штаты: появились клубы в Атланте, Новом Орлеане, Оклахоме-Сити (Тандер, вы не первые, первыми были Дриллерс из ПБЛА!) и франшиза с дивным современному слуху названием «Хьюстон Мэверикс».

Но главным в ПБЛА было то, что Уайт за собой утащил главное развлечение в баскетболе – Джорджа Майкана. После чемпионского сезона Уайт вызвал своего звездного центрового в офис и внезапно заговорил не об урезании зарплаты (у завода Мориса Уайта были явные проблемы с финансами), а о том, что Майкан – такая дойная корова для НБЛ, что стоит выйти из состава лиги и основать свою, где вся прибыль будет доставаться Уайту, а зарплата Майкана вырастет до баснословных цифр.

Джордж со скепсисом отнесся к задумке своего босса, но остался в команде – да и вряд ли он смог бы легко выйти из контракта с клубом, не потеряв в деньгах. А они ему были нужны – Майкан только что женился... И вот новобрачный лидер всего мирового баскетбола играет в новой, никому не известной ПБЛА.

Но лига просуществовала меньше месяца – когда после серии выездов Майкан и его команда вернулись в Чикаго, прямо на вокзале им сообщили, что турнира больше нет. Убытки Мориса Уайта составили безумные по тем временам 600 тысяч долларов, его завод обанкротился, ПБЛА прекратила существование, а немногих достойных игроков разобрали в другие профессиональные команды разных лиг. Баскетболистов «Чикаго» распередели между клубами НБЛ.

Если бы я решил вести отдельный Зал ПБЛА, то в единственный сезон существования в него бы вошёл именно Майкан с 8,45 баллами (вторая строчка в мини-рейтинге у Колби Гантера – 8,35; третья – у Брюса Хэйла с 8,15, остальные далеко). Забегая вперед, досрочное включение Майкана никак бы не повлияло на состав общего Зала, но пока я всё-таки не признаю легитимность ПБЛА как мейджор-лиги и родственницы НБА. Турнир существовал всего месяц, клубы успели отыграть не более 9 матчей и только один впоследствии выжил – Ватерлоо Про-Хокс отбросили «Про» из названия и перебрались в НБЛ в 1948 году, затем перешли в НБА на один сезон и, наконец, завершили свой путь в еще одной лиге-однодневке – НПБЛ.

В этой самой НБЛ тоже было не все спокойно – клуб из Детройта уходил из лиги после одного сезона (клуб был настолько убогим, что на одну из игр пришло шесть человек), и эту франшизу выкупила группа инвесторов из Миннеаполиса, вдохновлянная местным юным журналистом Сидом Хартманом. От Детройт Джемс новой команде не перешло ничего, кроме мешка мячей. Ни тренера, ни игроков, которых уже распределили в другие клубы НБЛ, ни даже формы не осталось.

Тренера нашли довольно быстро – Джон Кундла тренировал в одном из миннесотских колледжей и был готов поменять стабильность студенческого баскетбола на риски профессионального. Постепенно набирали игроков – в первую очередь, сумев переманить из любителей известного всей стране форварда Джима Полларда по прозвищу «Кенгуру Кид». Ну а прозвищем самой команды стало «Лейкерс» – в честь многочисленных озер Миннесоты.

ПБЛА развалилась, НБЛ после серьезных юридических тяжб смогла добиться того, что игроки почившей в бозе лиги не становились свободными агентами, а выходили на драфт распределения. Миннеаполису, который был де-факто новичком лиги, выдали первый пик на том драфте. И все знали, кого именно они выберут...

Джон Кундла никогда не мог забыть звонок от владельца Лейкерс. «О боже. У меня уже есть Поллард. А теперь еще и Майкан» – Кундла понимал, что с таким составом его клубу обеспечено доминирование не только в предстоящем сезоне, но и несколько ближайших лет.

Вот как расположились невключенные в Зал звезды НБЛ на 1948 год:

  1. Джордж Майкан – 118

  2. Эл Сёрви - 73

  3. Ред Хольцман – 62

  4. Арни Ризен – 45

  5. Джордж Гламак - 45

Зал славы:

1936: Джон Вуден | 1937: Суп Кейбл | 1938: Лерой Эдвардс | 1939: Джек Озберн | 1940: Чарли Шипп | 1941: Бен Стивенс

1942: Бадди Жаннетт | 1942: Джерри Буш | 1943: Бобби Макдермотт | 1944: Джейк Пелкингтон | 1945: Скотти Армстронг

1945: Эд Дэнкер | 1946: Джордж Гламак | 1947: Джо Фалкс | 1947: Эл Серви | 1947: Чак Чаковитц