5 мин.

Тактические итоги года. Часть 1

Игра в два нападающих снова в моде, и такая модель существенно помогает команде обороняться. Тики-така эволюционировала, а «Саутгемптон» доказал, что большое количество длинных передач не препятствует длительному владению мячом. Джонатан Уилсон – об итогах тактических сражений в 2013 году. 

Возвращение схем с двумя нападающими

Топ-клуб играет в два форварда и остаётся конкурентоспособным – примерно в течение десяти лет такое казалось немыслимым. Используете двух нападающих – значит, если думать логически, уступаете контроль середины поля. Футбол сборных всегда отстаёт от клубных соревнований, когда дело доходит до инноваций, но даже там, если вспомнить Евро-08, 4-2-3-1 стал основой основ.

Тем не менее, в этом сезоне, кажется, связки центральных нападающих снова в моде. «Манчестер Сити» часто выпускают вместе Негредо и Агуэро. Разумеется, они могут располагаться по ходу матча не только рядом друг с другом, но и назвать одного из них атакующим полузащитником, как это было бы в 4-2-3-1, тоже ошибочно.

Аналогично и «Ливерпуль» использует Суареса и Старриджа, причём с хорошей отдачей. В «Атлетико» процветает связка Косты и Вильи, в ПСЖ – Ибрагимович – Кавани. Льоренте и Тевес здорово смотрятся вместе в «Ювентусе», хотя их клуб использует модель с тремя, а не четырьмя защитниками.

Частично успех подобных дуэтов связан с тем, что современная оборона подзабыла, как вести себя против двоих нападающих. Когда форвард один, а защитников двоих, механизм защиты прост: один опекает, второй накрывает. При противоборстве два в два накрывать некому, только если этим будет заниматься крайний защитник. Но современные фуллбеки приучены к индивидуальной борьбе против вингеров и как можно чаще ищут возможность ходить вперёд.

К тому же во многих командах второй центральный защитник отчасти стал плеймейкером: пока его партнёр опекает нападающего, он может подчищать за ним и заодно просчитывать варианты нападения. Но если появляется второй игрок, требующий опеки, второй защитник ограничивается в возможностях. Поэтому схема с двумя нападающими может быть, прежде всего, удачной моделью для оборонительной игры.   

Обратная сторона медали – недостаток игроков в полузащите. Временами в этом сезоне это и было главной проблемой «Ман Сити». Представляется, что команда с тремя полузащитниками в центре должна быть в состоянии доминировать над командой с двумя. Если дополнительный полузащитник – это преимущество, то 4-4-2 всё равно остаётся самым простым и крепким оборонительным сооружением. Как раз от этого момента плясал Рой Ходжсон, когда утверждал (по общему мнению, не особо уместно), что нет большой разницы между формацией его Англии и дортмундской «Боруссии». Немецкая команда приобретает вид 4-2-3-1, когда владеет мячом, но когда они теряют мяч, то, если не вступают в прессинг, быстро перестраиваются на две оборонительных линии в четыре человека каждая. Если эти линии располагаются компактно, если между ними узкое пространство, то вам будет сложно их преодолеть.

Когда «Сити» играли 4-4-2 против «Баварии» у себя дома, их схема смотрелась атакующей и отважной. Когда 4-4-2 используется Англией Ходжсона, это выглядит несмело и скучно. Иначе говоря, данная расстановка может быть двоякой. Конкретный способ их применения – вот то, что определяет её оборонительные или атакующие качества. Всё дело в переходах от обороны к атаки и обратно.

Сегодняшние дуэты нападающих не похожи на те, что были в прошлом. Раньше связки форвардов делились на две категории:

- большой нападающий и быстрый нападающий – Джон Тошак и Кевин Киган, Марк Хейтли и Алли Маккойст, Найл Куинн и Кевин Филлипс;

- созидатель и завершитель – Кенни Далглиш и Иан Раш, Питер Бёрдсли и Гари Линекер, Тедди Шерингем и Алан Ширер.

Сегодня нападающие, как правило, более мобильные и менее ограниченные игроки, способные быть и созидателями, и завершителями; играть основного нападающего и оттягиваться в глубину. Эта универсальность и объясняет меньшую предсказуемость поведения таких связок. Именно поэтому против них и стало играть гораздо сложней.

Прессинг и владение мячом

Тики-така начала терять свой блеск в прошлом году, так как людям надоело стерильное превосходство Испании. Но этот год стал поворотным – именно сейчас появилась реальная альтернатива. Или, если быть более точным, появилась новая вариация стиля игры, когда команда удушает соперника постоянным владением, - то, что было свойственно испанцам на ЧМ-2010.

Сокрушение «Барселоны» и «Реала» со стороны «Баварии» и «Боруссии» в полуфинале Лиги чемпионов стало моментом перемен. Но эта революция коснулась скорее не самого стиля, а степени его применения. Оба немецких клуба используют прессинг, оба стремятся отбирать мяч высоко, оба стремятся к быстрым переходам. Отличие от испанской модели в том, что немцы всё это делают быстрей, у них мощней мускулатура и большая психологическая готовность к потере мяча при рискованных вертикальных передачах.

То, что прессинг необязательно должен быть в союзе с максимально безопасной игрой в пас, пожалуй, лучше всего иллюстрируется «Саутгемптоном». Согласно WhoScored, в этом сезоне они третьи в лиге по количеству отборов в среднем за игру – то есть мы можем говорить, что имеем представление о свирепости их прессинга. Но, даже после недавнего колебания, «святые» имеют второй результат в лиге по владению мячом и одновременно и, одновременно с этим, самое большое количество длинных передач и всего лишь десятое место по общей точности пасов. Они отбирают мяч себе обратно, ищут возможность быстро доставить его вперёд и доминируют во владении, не думая о том, чтобы обязательно сохранить мяч у себя, но о том, чтобы как можно эффективней его использовать.

Если взглянуть на статистику владения мячом в Премьер-лиги, то можно обнаружить интригующую пропасть: «Арсенал» 9-й по владению с 54,7%, а «Сток» 10-й с 47,9%. Возможные всяческие варианты и отклонения в отдельных играх, но в целом эти цифры говорят о том, что Премьер-лига разделилась почти пополам: девять клубов готовы владеть мячом, а другие 11 не прочь сидеть сзади и поглощать давление соперника.

Часть 2 на следующей неделе – о «ложных девятках» и обороне в три защитника.

Джонатан Уилсон, The Guardian