9 мин.

От ВВ до ЖЖ – с чего начинался спортивный рунет

Иван Макаров рассказывает, как выглядело развлечение болельщиков в сети в далекие девяностые.

Фото: РИА Новости/Сергей Компанийченко

90-е годы, которые теперь очень модно хаять, запомнились не только малиновыми пиджаками, лосинами, приставками Sega и видеомагнитофонами.  

Это сейчас есть возможность посмотреть через интернет, не вставая с дивана, матч чемпионата, скажем, Гондураса, заказать домой фирменную футболку «Челси», проиграть букмекерам половину зарплаты, поверив очередным псевдоинсайдерам. Уже привычно, что ведущий спортивный сайт в XXI веке публикует больше 10 тысяч новостей в месяц. Вокруг столько информации, что от ее количества испытываешь головную боль, которая уже почти ничем не лечится. Удивительно, как мы спокойно забыли и похоронили те времена, когда все было иначе.

FIDO по латыни – «Верный»   

В 1993 году в сети FIDO в иерархии RU.SPORT появилась конференция, посвященная только футболу. Болельщики «Спартака», ЦСКА и многих других клубов устраивали настолько жаркие перебранки, что нередко возникала потребность набить морду оппоненту. Однако те же самые противники, готовые по переписке разорвать друг друга, встречаясь в реальной жизни, под влиянием алкоголя становились лучшими друзьями, несмотря на все идеологические расхождения.  

Главная и самая интересная история, связанная с FIDO и футболом, возникла не в Москве, где уже к середине 90-х появился классический интернет, а в Санкт-Петербурге. В 1997 году образовалась дочерняя конференция SPB.SPORT.FANS. Отсутствие чужаков привело к тому, что сразу возникла крайне дружеская атмосфера. Помимо обсуждения самого футбола, ребята часто встречались и играли в футбол на выходных. По словам Романа Нестеренко, одного из участников событий тех времен, самым ярким впечатлением для «компьютерных мальчиков» из FIDO стали первые отчеты о выездах. В итоге кто-то предложил назваться «ЗЕНИТ ФИДО ФАНС или попросту ЗФФ», что было с восторгом принято и одобрено единодушно.

FIDO-группировка «Зенита» выделялась среди основной массы фанатов «Зенита» своей собственной атрибутикой: были созданы фирменные шарфы и баннер. Численность ядра группировки достигала трех десятков. Вся эта банда ездила по всей России, активно проводилась пропаганда «Зенита» в смежных и конкурирующих конференциях.   

Крах FIDO-фанатского движения случился внезапно. И причиной тому стали не столько накопившиеся внутренние противоречия, сколько изменившаяся техническая инфраструктура. Интернет набирал силу, а ФИДО стремительно теряло актуальность. Технология оффлайн-сетей утрачивала конкурентоспособность. Какое-то время Zenit Fido Fans существовал в интернете на одноименном сайте (www.zff.spb.ru), но это был уже его закат. 28.08.2004 на нем появилось сообщение: «Сайта ZFF больше нет. ZFF тоже нет…». Когда истек срок аренды доменного имени, наступило забвение.

Ребята разбежались в разных направлениях: кто на диван, к телевизору, кто на центральные сектора «Петровского», кто-то влился в вираж, а пара человек даже поучаствовала в становлении других популярных фанатских ресурсов – таких, как «Ландскрона». Но это уже была совсем другая история.

ВВ

В середине 90-х футбол существовал лишь на обшарпанных стадионах да в пластмассовых коробках телевизоров, оживая лишь в выходные. Между матчами болельщику было психологически очень тяжело. Отсутствие единомышленников рядом и энергия товарищества со стадиона не находили себе места в бытовых реалиях «голодных» 90-х.

Грешно было думать, что такая печальная картина будет вечной. В технической среде программистов, конечно, тоже были футбольные болельщики. История даже сохранила имя человека, который создал первую фанатскую страничку – естественно, «Спартака». Страница Олега Комлякова уже канула в Лету, но именно она стала тем первопроходцем, за которым потянулись все остальные. Гостевая болельщиков «Спартака» «ВВ» остается, пожалуй, самым ярким и известным местом, где при помощи фразы «Валера, верим!» можно раскрутить дискуссию о природе добра и зла, смысле бытия и прочих радостях жизни. Телеканалы упоминают «ВВ», газеты – перепечатывают, ведущие спортивные сайты регулярно публикуют обзоры и самые яркие цитаты. Вокруг вполне себе реальной истории формируется уже полноценная мифология со своими героями и антигероями.

В ноябре 1996 года юный студент МГТУ им. Н.Э.Баумана Виталий Васин даже не подозревал, что за джина он выпускает из бутылки. Поначалу, конечно, Виталий просто хотел создать свою собственную страничку, но «Спартак» перевесил все остальное. Датой рождения «ВВ» считается 6 февраля 1997 года, когда появился раздел «гостевая книга» и там было опубликовано первое сообщение.

На самом первом этапе гостевая объединила болельщиков самых разных клубов. Неудивительно, что пример «ВВ» породил массу других не менее эпичных сайтов.

Пески

1 октября 1997 года была открыта гостевая книга болельщиков ЦСКА «На Песках». В первоначальном виде, как и «ВВ», гостевая находилась на сервере aha.ru. Собственно, вокруг этого сервиса и образовывались первые интернет-объединения болельщиков по всей стране. Что касается «Песков», то «черной датой» проекта является 4 августа 1999 года: в тот день ЦСКА сыграл свой матч-катастрофу с норвежским «Мельде». Пьяные и расстроенные поражением своей любимой команды, болельщики ЦСКА решили закрыть книгу, чтобы не окунуться в злорадные комментарии других болельщиков. Вместо гостевой была вывешена эмблема «Партизана» и надпись «Партизан – вперед!» (на следующий день «Спартаку» предстояло играть в еврокубках с сербским клубом). Это вызвало небывалый резонанс, как-то многим было не очень понятно, как можно болеть не за российский клуб. Акция имела столь тягостные последствия, что гостевая фактически на полгода была заброшена в забвении. И лишь 10 февраля 2000 года она открылась на уже всем знакомом адресе peski.ru.

«Динамо» Киев от Шурика

Созданная в марте 1998 года страничка самого популярного украинского клуба поначалу собирала небольшое количество людей: 30 человек в день, не больше. Однако киевское «Динамо» не может без «Спартака». Шурик, он же Александр Попов, разместил сообщение об открытии своей страницы на «ВВ». Это сообщение на гостевой болельщиков «Спартака» привлекло известную ныне телеведущую украинского ТВ Маричку Падалко, которая с энтузиазмом принялась рекламировать сайт на всех знакомых ресурсах. Главными поставщиками новых пользователей стали канадские украинцы, за которыми подтянулись и остальные. И в этой истории тоже не обошлось без драматичного матча, который стал определенным водоразделом в истории сайта. Речь, конечно, о матче 5 сентября 1998 года между сборными Украины и России, который команда Бышовца проиграла со счетом 2:3. После этого интеллигентные беседы о футболе закончились, и началось великое противостояние двух гостевых («Шурика» и «ВВ»), когда набеги одних на других стали настоящей школой спортивного троллинга и достигли своего пика осенью 1999 года, когда Александр Филимонов пропустил самый главный гол в истории сборной России.

МИФЛ

Впрочем, интернет не только разъединял болельщиков. Вокруг «ВВ» возникло коммьюнити, которое получило название «CпapNET». 4 сентября 1997 года впервые в России виртуальные болельщики вышли на футбольное поле: «CпapNET» – ЦДКА («ЦСКА-Динамо-Клубный-Альянс»). Матч завершился ничьей 4:4 и был даже освещен в «Футбольном Клубе» под глумливый комментарий Василия Уткина. 1 ноября 1997 года московские пользователи FIDO решили собраться в «Лужниках», чтобы сыграть в футбол. С этого момента начинается история старейшего клуба Московской Интернет-Футбольной Лиги (МИФЛ) ФК ФК5020 «Портер». 

Сама лига официально оформилась следующей осенью. 12 сентября 1998 года в буфете II Гуманитарного корпуса МГУ 9 уполномоченных от четырех клубов – ФК5020 «Портер», Red-White Spiders (обломки «CпapNETа»), ИФК ЦСКА и «Западная Трибуна-2» – учредили Московскую Интернет-Футбольную Лигу (МИФЛ).

Перед этим Red-White Spiders успели съездить в Петербург, чтобы сыграть с «ЗФФ» перед матчем «Спартака» и «Зенита». Не обошлось без приключений: за 50 километров до города автобус с болельщиками встретил местный ОМОН. Им пытались объяснить, что ребята едут на футбол, показывали форму и бутсы. ОМОН отнесся к болельщикам с юмором, выпустив ровно 11 человек. Остальных же задержали вместе с автобусом. Но матч состоялся, и хозяева уверено обыграли Spiders со счетом 6:1.

«Фривольный быт»

Лига создавалась как сообщество именно интернет-болельщиков. Всех новичков МИФЛ даже проверяли на «интернетность»: с каждого собирали электронный адрес почты, чтобы проверить, пользуется ли футболист интернетом. А в августе 1999 года «СЭ-футбол» написал про лигу большой материал, который самим футболистам не очень понравился, так как описывал их быт в «фривольном» стиле.

Интернет середины 90-х был исключительно в больших городах, да и то либо на работе, либо компьютер принадлежал родителям. Зачастую это были ночные посиделки с последующим прогулом пар в институте. К какому-то моменту FIDO стало считаться признаком бедности и отсталости. Но в реальности обычным интернетом пользовались такие же бедные студенты или школьники – в 90 процентах случаев «нахаляву».

Особый статус в этом общении занимал алкоголь. Очень редко футбольные встречи проходили без употребления пива или напитков покрепче. Непьющие мальчики в очках с большими оправами быстро принимали закон стаи и уже через несколько часов пили со всеми наравне. Правда, вся романтика групповых попоек оборвалась на Манежной площади летом 2001 года. С этого момента началась совсем другая история.

Ru_football

К началу 2000-х в Россию стали приходить социальные сети. Особое место в этом движении занял Живой Журнал, где образовалось самое крупное и мощное коммьюнити со своей собственной субкультурой – Ru_football. Существенная разница между интернетом 90-х и современным состоит в том, что тогда интернет использовался для заведения новых связей, а сейчас – для укрепления уже имеющихся. Главное отличие болельщика из 90-х и сегодняшних обитателей социальных сетей состоит в том, что за 10 лет сформировались язык и культура вокруг общения на футбольные темы. Интернет по-пелевински стал мифом, одиозным образом, где сетевые хомячки живут отдельно от реальной жизни. Если раньше это был пропуск в новый мир, к новым связям, то сегодня это жупел, которым пугают адекватного человека. Простому болельщику, впервые попавшему в Ru_football, придется столкнуться с кучей мемов или терминов, которые он просто не знает. Агрессивная манера общения старых пользователей тоже не  располагает к укреплению дружбы. Но внутри эта система очень прочна, два раза в год (весной и поздней осенью) болельщики из ЖЖ встречаются в баре около метро Сокол. Приезжают болельщики из Нижнего Новгорода, Казани и Петербурга. Несколько лет назад был создан собственный чемпионат, в котором команды делились по клубному принципу.

Эпилог

Болельщик 90-х, брошенный клубами на произвол судьбы, при помощи интернета смог выкарабкаться и создать собственную субкультуру. Сейчас клубы, особенно «Спартак» и «Зенит», соревнуются, чтобы завоевать интернет-болельщиков в различных социальных сетях. Крупнейшие спортивные сайты предлагают интернет-болельщику блоговые платформы для самовыражения. Бизнес пытается придумать, как зарабатывать на болельщиках, создавая новые интеллигентные фан-зоны в Центральном Доме Художника, где предлагают не просто попить пива под футбол и ребрышки, а еще и поговорить с умными людьми, в роли которых выступают журналисты или бывшие звезды футбола.

Но все это рассчитано на тех, кто не помнит поцелуев в лысину Бартеза, не знает фамилии Нидергаус и Шустер, не помнит такие названия команд, как «Текстильщик» или «Ротор», не видел усов Хиддинка и не улыбается при фразе «Стиморол чемпионат России».

Тот болельщик создал себя сам. Ему ничего не предлагали. И если присмотреться, создал он очень многое.