7 мин.

Неплюшевые мишки

Последний раз бостонцы выигрывали конференцию семь лет назад. Или шесть сезонов назад. В общем, не так давно. Скажем, тогдашний лучший бомбардир и снайпер Джером Игинла все еще очень неплох, хоть и несколько ушел в тень молодых звездочек, и все так же играет за «Калгари». Лучший защитник того сезона и самый ценный игрок плей-офф Никлас Лидстрем – все еще в «Детройте», и все еще на ведущих ролях. А вот из «Бостона» семилетней давности в команде остался лишь один игрок – Пер-Юхан Аксельссон. Да что там семилетней – из состава всего лишь трехлетней давности ныне в строю лишь пятеро.

Это не потому, что в команде много молодежи (хотя и не сказать, что мало), просто вот так удачно поработал три с двумя половинами сезона генеральный менеджер Майк О’Коннелл, натворивший всякой ерунды, включая обмен лучшего игрока и кумира болельщиков Джо Торнтона. О’Коннелл, и так ходивший по лезвию бритвы, этим обменом подписал себе приговор, и вскоре был уволен, не дожидаясь окончания сезона-2005/06.

И вот следующий сезон, когда к власти пришел Питер Чиарелли, можно считать началом нового «Бостона». У которого с «Бостоном» старым – имеем в виду семилетней давности, победивший в регулярке на Востоке – больше различий, нежели сходства.

Тренеры. За обоих «мишки» должны быть благодарны персонально Лу Ламорелло, избавлявшим свой «Нью-Джерси» от вполне успешных специалистов. В 2000 году ряды «дьяволов» покинул Робби Фторек за восемь матчей до конца регулярки, в 2007-м – Клод Жюльен и вовсе за три, при лидерстве в дивизионе и втором месте во всей конференции. В обоих случаях лежащих на поверхности причин быть недовольным тренерами с процентом набранных очков, превышающим 60, не было. Справедливости ради: после отставки Фторека «Нью-Джерси» выиграл Кубок Стэнли, но ни в коем случае нельзя утверждать, что с ним этого бы не получилось. Несмотря на причастность к «дьяволам» (а также игру в первой половине 80-х за «Квебек»), Фторек и Жюльен – тренеры разные. Нельзя сказать, что первый был яростным адептом системы «все вперед», а второй – не менее яростным «все назад», но общая направленность у Фторека на атаку чужих ворот, а у Жюльена на оборону собственных – имеет место быть. Что, однако, не мешало «Бостону» Фторека быть в тройке лучших на Востоке по пропущенным голам, а «Бостону» Жюльена не мешает быть первым по забитым.

Вратари. На посту номер один у Фторека был Байрон Дафо – стартер с пятилетним стажем в Бостоне и ранее еще двухлетним в Лос-Анджелесе. За ним – Джон Грэм (любопытно, что обоих приглашали «на царство» в Омск, но у обоих не заладилось) и чисто символически – Эндрю Рэйкрофт, который два года спустя станет лучшим новичком чемпионата. Жюльен в воротах опирается на Тима Томаса с Мэнни Фернандесом, и чисто символически на Туукку Раска, который через два года… кхм… ладно. Ключевая разница здесь в том, что Дафо был голкипером пусть и не звездным, но выше среднего уровня, вполне надежным опытным первым номером. У Тима Томаса есть хороший опыт другого рода: после выступлений в пяти североамериканских и двух европейских лигах он лишь к 31 году пробился в НХЛ, и с тех пор только тем и занимается, что пытается доказать руководству, что на него можно рассчитывать. Самое смешное – что доказывать-то он доказывает, но руководство все равно не верит до конца и делает ставку на других голкиперов, которые вскоре «не оправдывают», и тогда приходит время Томаса. Сначала он вышел из-за спины уже упоминавшегося Рэйкрофта, да так, что тому пришлось менять клуб. В следующем сезоне изначально делалась ставка на Ханну Тойвонена, но и он не выдержал конкуренции (молодому финну пришлось менять сначала клуб, а потом и континент). Еще через год вместо Тойвонена на «пост номер один» был подписан Мэнни Фернандес – и повторил судьбу обоих предшественников, с той лишь разницей, что, уступив первенство Томасу, остался в команде. В нынешнее межсезонье Чиарелли решил более не экспериментировать, и оставил вратарскую бригаду в том же составе. И хотя Томас играет больше, чем Фернандес, и статистику имеет получше, но, зарабатывая почти в четыре раза меньше, не может в полной мере считаться стартером.

Оборона «мишек» в 2002 году была куда габаритнее нынешней (Здено Хару, понятное дело, выносим за скобки – он один такой на всю лигу), и занималась исключительно своими прямыми обязанностями, не особенно помогая нападающим. «Полузащитников» в команде не было в принципе, и самым результативным «блю-лайнером» стал Шон О’Доннелл с 25 очками, который в своей взрослой карьере к такому показателю ни до того сезона, ни после даже и не приближался. Шон тогда забросил 3 шайбы, и еще двое защитников отметились четырьмя точными бросками. Оголтелых «полузащитников» в «Бостоне» нет и сейчас, но нацеленные на атаку универсалы Деннис Уайдман (один из нас, помнится, посмеялся над Чиарелли, отдавшим за Уайдмана целого Брэда Бойса... кхм... упс...) и Здено Хара уже наколотили по дюжине шайб и набрали, соответственно, 38 и 32 очка – а ведь впереди еще более 25 матчей. Это то, что касается кардинальных различий. Из сходств же выделим то, что сейчас, как и семь лет назад, линия обороны «мишек» довольно молода – средний возраст не дотягивает даже до 29 лет.

Реклама 18+

А нападение еще моложе – как тогда, так и сейчас (в среднем 27,2 и 26 лет соответственно). Но в 2002-м она была более яркая и более грозная, и имела целых два звена, в которых абсолютно любой форвард мог в одиночку решить исход того или иного матча. Сегодня в «Бостоне» есть один по-настоящему звездный форвард – Марк Савар, но игра не строится исключительно вокруг него. Бремя лидерства наравне с Саваром уже вовсю тянут очень многообещающие, но все же молодые и не имеющие пока звездного статуса Давид Крейчи, Фил Кессел и Милан Лучич. Этот пресловутый статус, безусловно, был бы у Патриса Бержерона, не скомкай ему прошлый сезон тяжелейшая травма. На данном этапе мы можем радоваться хотя бы тому, что Патрис вообще вернулся в хоккей, а не завершил карьеру – такая вероятность существовала. Кроме упомянутых форвардов прекрасно выглядит первогодок Блэйк Уилер; проснулись после разного рода спадов Майкл Райдер и Чак Кобасью – что, предположим, является свидетельством качественной тренерской работы. Разумеется, это не СДЮШОР – здесь от тренера требуется найти игроку рациональное применение. И Жюльен в этом очень хорош. Лучше всего это проявлялось, когда команда теряла таких значимых форвардов, как Кессел, Бержерон, Райдер, Кобасью, Лучич – и отряд не замечал потери бойца или даже бойцов. Не замечал настолько, что больше «мишек» в среднем за игру забивает только чемпионский «Детройт». При том, что на бумаге атака «Бостона» уступает семи-восьми клубам только в Восточной конференции. Ну, шайбу-то не по бумаге гоняют – по льду, правильно? Вот и у них так.

Генеральные менеджеры. Сравнивая команды по линиям, нельзя обойти вниманием тех людей, кто эти линии формировал. В начале текста мы упомянули Майка О’Коннелла, и сейчас перечислять множественные его, скажем так, странные действия – нет смысла. Да и лень, если уж совсем честно. Отметим лишь, что к созданию восточного чемпиона-2002 Майк мало причастен – команда досталась ему в наследство от Гарри Синдена; О’Коннелл только укрепил ее Гленом Мюрреем и Йозефом Штумпелем, потеряв при этом Джейсона Эллисона. Ах, да – еще Фторека пригласил, но после единственного сезона (блестящей регулярки и конфуза в плей-офф) не выделил тренеру кредита доверия и при первой же черной полосе в следующем году заменил его на себя, любимого. Питер Чиарелли, преемник О’Коннелла, придя к власти, сразу же принялся латать дыры, засучив рукава: летом 2006-го «мишки» были на рынке свободных агентов главными купцами, подписав сильнейших защитника и нападающего из числа доступных – Хару и Савара. Хочется отдельно сказать о втором. Поскольку отданный О’Коннеллом в «Сан-Хосе» Джо Торнтон был лучшим распасовщиком лиги, адекватной замены ему не существовало в принципе. Но Чиарелли умудрился в кратчайшие сроки заполнить этот пробел наилучшей кандидатурой. При всем уважении к сегодняшним лидерам в списке ассистентов, мы считаем, что с Саваром-распасовщиком может поспорить разве что Джо Торнтон. Это субъективно. А если объективно, то по количеству результативных передач суммарно за последние три сезона впереди планеты всей Большой Джо, а следом за ним (с солидным, надо признать, отставанием) идет именно Савар.

В одной вещи Чиарелли поступил так же, как и О’Коннелл – уволил тренера (Дэйва Льюиса) при наличии многолетнего контракта после первого же сезона. Правда, Льюис, в отличие от Фторека, даже в плей-офф не пробился. Ну и заменил он его не на себя, и не на сомнительного персонажа вроде Майка Салливана, а на вполне компетентного Жюльена. Вероятно, именно поэтому мы сейчас говорим о «Бостоне», а не «Тампе» или какой-нибудь «Оттаве».

Кубковый путь «Бостона-2002» бесславно завершился в первом же раунде – это сделал в шести матчах «Монреаль», последним пробившийся в плей-офф. Год назад «новый» «Бостон» впервые после трехлетнего перерыва попал в число 16 лучших, и снова был бит «Монреалем» – уже в семи встречах. Мы воздержимся от проведения параллелей, но отметим, что восьмая позиция снова может достаться «Канадиенс» (в таблице Востока как всегда тесновато). Только теперь над ними будет еще и довлеть 100-летний юбилей, который просто-таки обязывает команду на жилах рваться как минимум в финал конференции.