8 мин.

Постсловенские тезисы

Начать хочу с анекдота...

...возможности рассказать который к месту теперь еще очень и очень долго не представится. Анекдот сей хранится на "симке" моего телефона с июня 2008 года - я его тогда посылал SMS-кой приятелю, с которым мы, переписываясь, обсуждали ход памятного всем чемпионата Европы. А почерпнут он (анекдот) был из самого что ни на есть реального разговора, состоявшегося на пляже одного из турецких отелей (мы с семьей специально поехали в Турцию на весь июнь, чтобы там, у моря, смотреть футбол). В общем, позади - триумфальная победа сборной России над Голландией в четвертьфинале, впереди - полуфинал Россия vs. Испания, и две наши соотечественницы, тетеньки лет по 45-50, буднично эдак разговаривают, сидя со стаканчиками колы на соседних лежаках: - Тома, напомника-ка мне, пожалуйста, с кем там наши сегодня играют? - Эээ... С Испанией. - А... Ага... А в финале?

Повторюсь, беседа не выдуманная. При этом ни разу до этого дня и ни разу после я больше не становился свидетелем разговора каких-либо наших тетенек на хоть сколько-нибудь близкую к футболу тему. А тогда, тем летом - то, видно, была такая вот счастливая и светлая пора. Пора, когда вокруг были сплошные исключения. Беседующие про футбол тетеньки, небывало успешная игра на Евро российской сборной... Ну и, конечно же, то, как тетеньки даже не рассматривали вариант, что "наши" не победят какую-то там Испанию (будущего чемпиона), улыбнуло.

И с тех пор каждый раз, когда заходит разговор о трезвой оценке силы нашей футбольной сборной перед какими-либо ответственными матчами, я вспоминаю этот анекдот, эту невымышленный диалог. Нет, вера в свою национальную команду - это, конечно же, очень хорошо. Но плохо, когда эта вера (особенно не у тетенек) заслоняет очевидное: в одних случаях - что на другой половине поля соперник, у которого тоже есть свои, не менее весомые, чем у нас, достоинства, в других - что сборная России, как бы ты ее не любил и не ценил, всегда способна на финт ушами не только в положительную, но и в отрицательную сторону. Можем "дернуть" Голландию - а можем и "пролететь" Фарерским островам. В сущности, многое зависит еще и от того, с какой ноги мы сегодня встали.

Гус Хиддинк, тренер нашей национальной команды, отработавший с ней два последних отборочных цикла, безусловно, то, что необходимо знать - и вот это, про ногу, - об отечественных футболистах знает. Знание свое так или иначе использует. Но если теперь, после словенского фиаско, немного успокоившись, пристально посмотреть на то, как сборная проявила себя в самый важный момент - у финишной черты, а особенно в последних четырех официальных матчах (три из которых были проиграны; я тут считаю определенного рода поражением и ничью с Азербайджаном)... Почему-то кажется, что Счастливчик Гус именно на эту самую "ногу", на ожидание, что вот, сегодня, должно быть, его команда и каждый ее член в отдельности наконец-то встали именно с нужной ноги, и делал свой главный рассчет. Пик этой чрезмерной веры в "гений" Аршавина и, надо думать, "окологениальность" других хиддинковских любимчиков, превратившихся в таковых, как это всегда бывает, просто по инерции, пришелся очень некстати на время, когда Аршавин и любимчики все скопом попали в физиологическую и эмоциональную ямы. Других вариантов у Гуса Ивановича заготовлено на этот случай не было. Вот Гус и стоял до последнего, держал на поле проигрывающих эпизод за эпизодом выпестованных им с таким тщанием игроков - надеясь, что вот сейчас... сейчас... что-то где-то прорвет... и пальнет. Как это случилось на Евро...

А просто надо было давно - и Гусу, и нам - признать: Аршавин - никакой не гений. Он обычный хорошо оснащенный технически и способный совершать резкие рывки на короткие дистанции, плюс несколько больше, чем некоторые другие, думающий головой во время бега с мячом к воротам противника футболист. Павлюченко - никакой не суперфорвард, а всего лишь рослый и достаточно ловкий для своего роста нападающий, обладающий поставленным ударом, умеющий, когда надо, худо-бедно сыграть на втором этаже, однако подпорченный огромной долей самолюбования и не готовый к любым нестандартным ходам, а порой - и к командной игре. Быстров - никакой не "тот, кто может порвать любую защиту". А приличный дриблер и спринтер, который, как и любой спринтер, хорош тогда, когда надо бежать куда-то вперед по прямой, обогнуть по пути, как в слаломе, несколько стоек, быть в заданной точке первым - но вот на то, что в этой точке можно делать с мячом, у него есть очень ограниченный набор вариантов; "бей-беги", короче (или "беги и бей"), а не полноценный футбол. Кто там у нас еще есть из "звездных"? Семшов? Обычный крепкий работяга, у которого все в порядке с техникой и физикой, но он далеко не такой "умный" футболист, каким его считают, - он просто тугодум и в принятии решений крайне медлителен, а со стороны кажется, что эти вот его паузы на поле - они от большого ума. Анюков? Денисов? Торбинский? Билялетдинов? Ну, эти вообще - еще дети ("не ходите, дети, в Африку гулять", да). И ментально, и в игровом плане. Так что с них и взяток никаких (а Билялетдинова из сборной, по-хорошему, надо было еще во время отборочного турнира перед Евро-08 гнать). Погребняк? Его место, при известной его непробиваемой "деревянности", там, где оно и есть сейчас - в ближнем запасе. Янбаев? Дзагоев? Ну, они мало того что тоже дети, так вообще-то и не заиграны в достаточной степени. Кержаков? Сычев? Вот уж - люди опытные, биться насмерть всегда, вроде бы, готовые (еще со времен Японии). Но и здесь - есть, есть даже невооруженному глазу заметные чисто футбольные ограничения в возможностях. Из действующего основного состава российской сборной (за вычетом центра защитной линии, о котором позже) остались неупомянутыми Семак, Зырянов, Акинфеев и Жирков. Вот этот квартет - он, получается, краеугольный. В том смысле, что в какой бы форме не пребывали данные игроки, на них всегда можно рассчитывать на сто процентов и больше. И каждый из них - футболист высочайшей для нашей сборной ценности. Однако первым двум - уже за тридцать, Акинфеев - вратарь (то есть не созидательная единица), а Жирков... ну, единственный сильно мешающий ему грех, пожалуй - его выпяченная несдержанность. Но и он - объективно самый сильный, стабильный и перспективный игрок команды - с момента перехода из ЦСКА в хваленый "Челси", то есть скоро уже полгода, не имеет необходимого ему для общего тонуса объема игровой практики.

Центр нашей защиты Игнашевич - Березуцкий я, как и обещал, выношу за скобки, так как, с одной стороны, у Игнашевича позиция в сборной сродни позиции Семака или Акинфеева - одна из основополагающих, но с другой стороны, при его действиях в тандеме с первым из армейских близнецов Василием, пребывающем в сборной, на мой взгляд, именно прицепом к Игнашевичу, КПД и всей защиты, и самого Игнашевича серьезно понижается. Но и поставить с Игнашевичем кого-то, с кем он не так "притерт" и сыгран, как с Березуцкими, - это вовсе не значит гарантировать что-то лучшее, чем уже есть (вот вам и объяснение невызова Шаронова). А центр защиты - самая плохая, какая только может быть, площадка для экспериментов и риска. Замкнутый круг, получается. Который - се ля ви - тренеру нынешней сборной следует принимать как обязательную вводную в любое встающее перед ним с каждым новым матчем уравнение. И всякий раз, пересчитывая точный вес этой вводной, за счет остальных переменных уравнение пытаться решать.

Я не говорю о том, что если бы мы все, включая Хиддинка, сами себе до конца, по-настоящему, признались бы в том, что я в силу своего понимания чуть выше о сборной России образца 2008-2009 "накропал", у нас был бы шанс собрать какую-то другую сборную, более удачливую и боеспособную. Построенную на каких-то других игроках. Положа руку на сердце, вряд ли кто-то назовет сейчас какие-то фамилии, не попадавшие так или иначе к тренерскому штабу на карандаш, но заслуживавшие того. Тем более - если рассматривать вопрос в свете не чьих-то сиюминутных успехов, а общекомандной стратегии.

Я говорю о другом. О том, что если бы у всех нас было полное внутреннее признание того факта, что Аршавин не гений и т.д. (повторять самый большой абзац этого текста не хочется), мы бы, на мой взгляд, были как минимум больше, чем сейчас, готовы спокойно, без истерик и депрессий, принять и факт своего поражения. Решающего поражения от точно такой же с неба звезд не хватающей сборной Словении. Нам еще рано считать себя Испанией или Португалией, чтобы в таких матчах, как со Словенией, сбрасывать со счетов непреложный закон любого спортивного состязания: ты не можешь ничего выиграть у соперника до тех пор, пока не вы не выйдете с ним на площадку, до тех пор пока ты не прыгнешь сильнее, выше, дальше, чем он. Можно упрекать в таком сбрасывании со счетов, конечно, в первую очередь гламурных "как бы-звезд" нашей чрезмерно разрекламированной сборной - судя по тому, что мы видели на поле в Мариборе во втором "словенском" матче, без этого тут не обошлось. Но надо в равной степени принимать и собственное, болельщицкое, весьма пренебрежительное к словенцам отношение. Все вот эти журналистские сравнения сборной Словении - во всеуслышанье - со средними нашими же командами "Амкар" и "Томь"... Думаете, гламурные "как бы-звезды", слыша такое, заставляли потом себя еще пуще, чем прежде, смотреть на противника всерьез?

А теперь к нам вернулся запущенный нами же самими, или при нашем равнодушном взирании на его запуск со стороны, бумеранг. Вшть.... фьююююю.... бамс!.. И зазвенело...

P.S. Еще один невыдуманный анекдот. Вспоминаются результаты массового опроса российского населения каким-то нашим СМИ перед чемпионатом мира 2006 года - того, куда мы так же, как и в ЮАР-2010, не отобрались и не поехали. "Кто станет чемпионом мира?" - такой был вопрос. Ответ был получен (его дали 60 или даже 70 с чем-то там процентов): "РОС-СИ-Я!"...