5 мин.

По одёжке встречают?

Как правило, мы оцениваем тот или иной спортивный (и не только спортивный) телеканал (это можно расширить и на другие электронные и неэлектронные СМИ) по его содержанию, или, как нынче стало модно говорить, контенту.

В случае со спортивным телеканалом это прежде всего прямые спортивные трансляции, затем передачи собственного производства и уже затем - всевозможные повторы, записи, покупные передачи и прочее. Мало кто будет смотреть ту же РФПЛ в записи после три часа после окончания матча, как нас пытались приучить "НТВ-Плюс" совместно с одним из центральных каналов (который с нового года может вернуться к старому). О "плюсах" мы поподробнее поговорим чуть позже, когда речь пойдёт уже об основной теме статьи.

Если посмотреть в и-нете архив рейтингов любого общедоступного спортивного канала (той же России-2, к примеру, правда, при анализе результатов измерений TNS мы должны учитывать, что с недавних пор это не совсем спортивный канал), то на первом месте практически всегда будут прямые трансляции. Исключение составляют лишь те недели, когда интересного для широкой публики спорта почти нет.

Студийный же контент (туда же относятся обзоры и "хайлайты" - нарезки лучших моментов какого-либо матча, которыми, в частности, увлекалась та же "Р-2" вскоре после переименования, но до переформатирования. Ах да, я же ещё забыл ещё одну "гениальную" придумку ВГТРК - "Биатлон с Д. Губерниевым" - программа с постоянно мелькающем в разных местах ведущим, но без студии) предназначен прежде всего для того, чтобы создать более полную картину информации о спортивном мире в глазах телезрителя. Ведь "сухие" трансляции хотя и рейтинговы, но всё же они дают информацию лишь о том, что происходит непосредственно на месте события. А многим телезрителям хочется узнать ещё и о том, как проводили своё время спортсмены и тренеры до старта. Более консервативной публике, напротив, больше импонируют анализ произошедших непосредственно в матче действий игроков и мнения экспертов о спорных решениях судей (на "НТВ-Плюс" до недавнего времени для этого была целая программа).

Для этого, конечно, можно использовать упомянутого выше Губерниева или ему подобных, которые и трансляцию проведут, и про спортсменов расскажут, причём зачастую далеко не то, что нужно в данный момент. Но лучше всё-таки как-то анализировать их (и спортсменов, и состязания), обсуждать в студии. Но речь сейчас не совсем об этом.

На интерпретацию телеканала в глазах общественности влияет не только само его содержание, но и то, как оно преподносится. Как говорится, по одёжке (то есть по визуальной "мишуре" в виде студий, межпрограммного оформления и прочей графики, качественно гримированных ведущих и т.д.) встречают, а по уму (то есть по непосредственно содержательной части телеканала) провожают. Поэтому неудивительно, что большинство телекомпаний выделяют большие деньги на то, чтобы качественно представить свои программы для телезрителей. Это и красивые студии, и аккуратная графика, и интересные анонсы, после которых так и хочется включить телевизор даже во время самой заурядной трансляции. Главное - не переусердствовать - от пресловутых плашек "России-2" до сих пор плюются.

У компании "НТВ-Плюс" с этим (не с усердием, а с графикой) хронические проблемы. Российские общедоступные телеканалы (особенно до появления "Спорта") всегда жаловались на то, что у них не хватает денег соперничать с "НТВ-Плюс" в покупке прав на различные спортивные события. Однако, когда речь касается "одёжки", у "Плюса" эти деньги всегда куда-то пропадали. Вот и гоняли 10 лет одну и ту же заставку на "Футболе", а озвучка анонсов не выдерживает никакой критики.

Поговорим, в частности, о "Новостях" телекомпании. Программа весьма важная, если не центральная на канале. На любом канале, не только "плюсовом".

Итак, мы включаем один из спортивных каналов компании (пусть это будет "Спорт-Плюс", всё равно у меня другие каналы не вещают )) в указанное в программе время.

Сначала мы видим начальную заставку новостей. Она выполнена крайне примитивно, такое ощущение, что она сделана наспех. Даже на региональном канале нашего города (30 тысяч человек) заставки будут как минимум не хуже, я уже не говорю о более крупных региональных телекомпаниях, а уж о федеральном уровне я даже не заикаюсь. Почему у "плюсов" нет денег на то, чтобы заказать дизайн канала (и особенно новостей) у профессиональных дизайн-студий? Мне кажется, тут банальная халтура - на РФПЛ же есть деньги, а затраты на качественное оформление эфира по сравнению со стоимостью прав на показ российского чемпионата - копейки.

В конце заставки появляется логотип "Газпрома", а затем показывают их "замечательный" ролик про то, как (якобы) хорошо у нас в стране с детским спортом. Да враньё всё это! Особенно фраза Аршавина про такое-то количество отреконструированных "Газпромом" спортивных объектов. Не думаю, что Андрей такой бедный, что согласился по своей воле участвовать в этом недоразумении - "Лейса" ему, как мне кажется, хватило.

Затем показывают студию новостей и сидящего в ней ведущего. Начнём со студии. Она виртуальная, то есть ведущий в реальности сидит не за студийными декорациями, а за синим (или зелёным) фоном (так называемый хромакей). Графическое оформление накладывается вместо этого фона уже на компьютере. 

Такие студии характерны для тех же "регионалок" и прочих малобюджетных телеканалов. Однако в то, что "НТВ-Плюс", за которой стоит такая мощная компания, как выше упомянутый "Газпром", относится к малобюджетным компаниям, я поверить не могу. Хотя.... Владимир Гомельский в своей конференции более чем прозрачно намекнул, что "Газпром" сильно урезал финансирование "плюса", из-за чего на нём, в частности, может в этом сезоне не появиться НБА, не появится Евро-2012 (фраза Уткина про "дублирование" трансляций не более чем отговорка - ранее "плюсы" охотно подобным "дублированием" занимались), и, возможно, ещё что-то, нам пока неизвестное.

А ведущего, похоже, вообще взяли с улицы. До недавнего времени новости спорта и футбола (они назывались соответственно "Пресс-центр" и "Свободный удар") готовились комментаторами спортивных каналов "плюса". И поэтому их содержательная часть была весьма неплоха. Однако затем уважаемый футбольный комментатор и любитель посылать в, выразимся помягче, пятую точку авторов неудобных вопросов в конференцию, решил переформатировать службу новостей.

Это было объяснено тем, что, мол, новости на "НТВ-Плюс" отстают от аналогичных на тогда ещё "РТР-Спорте". Вместо этого разрыв между двумя телекомпаниями в плане информационной службы заметно увеличился, и вовсе не из-за резкого скачка вверх на "Спорте", а из-за резкого скачка вниз на "плюсе".

До недавнего времени у "плюса" на всё это был один аргумент: "Все деньги уходят на телеправа, а на графику их просто не остаётся". Сейчас (после потери АПЛ, НХЛ, отказа от Евро-2012 и возможного отказа от НБА - а там уже и окончание контракта с РФПЛ не за горами) этот и без того весьма спорный тезис уже не так верен. Однако, когда треть заявленной выручки "НТВ-Плюс" равна стоимости прав на РФПЛ, ясно, что спутниковой компании надо что-то делать. И отказы от Евро-2012 и подобные под предлогом "мы не дублируем то, что показывают центральные телеканалы" приведут лишь к оттоку абонентов. Зачем им платить, если все топовые турниры показываются исключительно на ВГТРКшных "Спортах" или вообще на общедоступном ТВ?

На этой ноте я закончу рассказ. Подписывайтесь на блог!