9 мин.

Биатлонные звёзды

Новая звезда

Вообще, словосочетание «биатлонная звезда» – разговорное, не слишком серьёзное. Это во-первых. Во-вторых, у каждого человека понимание окружающего мира – своё, границы допустимого – тоже. А потому у всякого биатлонного болельщика критерии для определения биатлонной звезды также будут сугубо личными. Однако сможет ли такой болельщик вынести свои критерии наружу – чётко сформулировать, систематизировать их?

Года три назад ваш покорный слуга, которого тогда ещё не посещали идеи о биатлонном рейтинге шахматного типа, разработал свою собственную «звёздную систему», слегка привязав её к обычной, астрономической. В основе той системы лежал следующий принцип: понятие «звезда» не должно слишком мельчать – например, в угоду комментаторам (как произошло, скажем, с понятием «менеджер» в угоду обществу потребления). И потому количество звёзд должно быть более-менее ограниченным – чтобы попасть в соответствующую когорту было действительно непросто.

Количество звёзд

Рассказать о своей старой системе я решил, во-первых, по запросам некоторых трудящихся, а во-вторых – по весьма показательным репликам некоторых других трудящихся: «Звезда в биатлоне – это спортсменка, которую я считаю звездой. Ещё вопросы будут?» Конечно, будут, и всё те же самые: какова твоя система, голубчик? Не можешь сформулировать? Вот то-то и оно.

А мои звёздные критерии трёхлетней давности были следующими:

1. Главные очки – это личные победы на КМ-ЧМ-ОИ, а также призовые места в ОЗ. Личная победа на КМ-ЧМ-ОИ, а также 3-е место в ОЗ – очко, 2-е место в ОЗ – 2 очка, БХГ – 3 очка.

2. Подиумы – в обычном понимании этого слова: личные призовые места на КМ-ЧМ-ОИ.

3. Второстепенные очки – очки за места в TOP-6 в личных гонках КМ-ЧМ-ОИ по старому олимпийскому принципу их начисления: 7-5-4-3-2-1.

4. Звезда: биатлонист(-ка), набравший(-ая) 3 главных очка либо 100 второстепенных очков, в т. ч. за 10 подиумов.

5. Большая звезда: биатлонист(-ка), набравший(-ая) 6 главных очков либо 150 второстепенных очков, в т. ч. за 20 подиумов.

6. Мегазвезда: биатлонист(-ка), набравший(-ая) 12 главных очков либо 220 второстепенных очков, в т. ч. за 30 подиумов.

То есть необходимое для того или иного звёздного уровня количество главных очков каждый раз возрастает вдвое и базируется на правиле: «Один раз – случайность, два – совпадение, три – система». В свою очередь, необходимое количество второстепенных очков, тянущее за собой столь же необходимое количество подиумов, – это, так сказать, «сбор десяток». Например, 100 второстепенных очков, необходимых звезде «начального уровня», нужны не потому, что 100 – ровное и красивое число, а потому, что это – сумма: 10 + 20 + 30 + 40, то есть как бы 10 шестых мест + 10 пятых + 10 четвёртых + 10 третьих. Вот они, те самые 10 требуемых подиумов, только в условном виде. Дальше – совершенно верно: плюс ещё 10 условных вторых мест – и имеем 150 очков для большой звезды, а плюс также 10 условных побед – 220 очков для мегазвезды.

Практика показывает, что набрать необходимое количество второстепенных очков и подиумов – это, как правило, значительно дольше и сложнее, чем набрать необходимое количество главных очков (в классическом случае – личных побед). Смысл этой «задержки» таков: коли не оправдываешь возложенных на тебя победных надежд, всё стараешься держаться на более низком уровне – изволь «пахать», голубчик(-ушка). Долго и упорно. Вот о таких «пахотинцах» я в основном и поведу сейчас речь – с многократными победителями гонок всё более-менее ясно.

Бё-младший, Ханевул, Ниогре

Йоханнес-Тиннес Бё – хронологически последняя состоявшаяся мегазвезда. Он сравнял исторический счёт (10 : 10) между немцами и не-немцами. Кто именно, кроме Йохи, относится к каждой из этих двух сторон – можете попробовать определить сами, критерии вам теперь известны. Впрочем, ещё немного подскажу: старина Халвар Ханевул – пока единственная мужская мегазвезда, которой пришлось на это звание именно «напахивать», то есть добираться до него с помощью второстепенных очков. У женщин же единственная (из 26) сугубо «пахотная» мегазвезда – Коринн Ниогре.

Шемпп, Бё-старший, Шипулин

А теперь – делайте ставки, товарищи: кто из них первым станет очередной мегазвездой? Зимон Шемпп, не мудрствуя лукаво, выбрал основной путь развития: 10 главных очков уже набрал, надо ещё два. Торьяй Бё, явно засидевшись на 11 главных очках, пропустил, как вы уже знаете, вперёд своего младшенького и всё более близок к тому, чтобы на звание мегазвезды просто «напахать», ибо 12-е очко у него всё никак не получается. Наконец, Антон Шипулин

Вот если бы ты только удержал в прошлом сезоне 2-е место в ОЗ!.. Но – извини, Тоха, ты сам виноват: мегазвёзды так марты не проваливают. Ладно бы – только ЧМ, но чтобы весь март… Как можно занимать в двух последних спринтах 45-е места, к тому же прекрасно зная, что за ними следуют пасьюты?! Поэтому – посиди-ка, братец, как вон тот, который старшенький, на 11 главных очках. И работай дальше. Отчасти тебе будет проще, чем ему: 30 подиумов уже есть (даже 31), надо ещё 30 второстепенных очков набрать. (Торьке – 2 подиума и 23 второстепенных очка.)

Ишмуратова и Ахатова

На звание большой звезды «напахать» тоже непросто. Однако Светлана Ишмуратова и Альбина Ахатова предпочли поступить именно так. А ведь у первой из них главных очков и на простую звезду не наберётся…

Баверель-Робер и Сашурин

В свою очередь, Флоранс Баверель-Робер и Вадим Сашурин – «пахотные» простые звёзды.

На многократных победителях гонок, как я уже говорил, задерживаться не стану – нет смысла. Лучше перейду к самому интересному – к тем, кто немного не дотянул…

Рожков, Апель, Ландертингер

Ещё бы чуть-чуть – всего 3 второстепенных очка, то есть одно 4-е место! – и Сергей Рожков, подобно Ишмуратовой и Ахатовой, тоже «напахал» бы на звание большой звезды. Но поскольку, как вы знаете, его преждевременно выгнал из сборной один… (прилагательное, существительное), соответствующее звание мы можем присвоить нашему трудяге разве что по принципу «wild card» (ибо одно 4-е место в том сезоне у него случиться успело). Не так далеко от звания большой звезды была и Катрин Апель – не хватило 2 подиумов и 13 второстепенных очков. А вот Доминик Ландертингер ещё может достичь этого звания – остались 4 подиума и 9 второстепенных очков.

Фуркад-старший, Шлезингр, Гараничев

Впрочем, сегодня первым кандидатом на возможное небольшое смягчение существующей «звёздной системы» будет не Серёга и не Ланди, а ещё один «старшой». Заняв в прошлом сезоне своё очередное, 13-е по счёту, 6-е место, Симон Фуркад набрал как раз 100-е второстепенное очко. Но подиумов у него – 9, а не 10. Вот если бы он занял не 6-е место, а 3-е!.. В свою очередь, у Михала Шлезингра и Евгения Гараничева – проблема обратная: нужны 9 и 14 второстепенных очков соответственно. Так что вновь делайте ставки – кто из них первым «напашет» на звезду?

Хильдебранд, Экхофф, Пидгрушная

Разумеется, делать ставки можно и на дам – Франциску Хильдебранд, Тирил Экхофф или Елену Пидгрушную. Правда, у них проблемы со второстепенными очками – уже существенные, поэтому лучше уж будет им главные очки набирать. Вернее – одно таковое.

Гаспарин-старшая, Сулемдал, Юрлова-Перхт

Селина Гаспарин, Сюннёве Сулемдал и Екатерина Юрлова-Перхт – несомненно, более слабые, но тоже кандидатки… (Чисто теоретически – ещё Магдалена Гвиздонь и, если она вернётся, Анн-Кристин Флатлан.)

Пройсс, Хаммершмидт, Хинц

И напоследок – возвращаясь к моим вдохновителям, а лучше сказать – подначивателям: мне, признаться, и впрямь смешно, когда некоторые трудящиеся, будучи не в состоянии чётко сформулировать свои критерии, в очередной раз начинают лепить горбатую звезду. Например, из Франциски Пройсс. Ибо 0-2-1 по подиумам – это уровень китаянки Инчжао Конг. То же самое – и в ещё большей степени – касается Марен Хаммершмидт (два вторых и одно пятое место – уровень Дарьи Виролайнен) и Ванессы Хинц (одно четвёртое и два шестых места – уровень Екатерины Шумиловой или, скажем, допингистки Оути Кеттунен). Вот Мириам Гёсснер – да, звезда.

Другие, более разумные, трудящиеся спросят: «А как эта старая система коррелирует с новой, то бишь с биатлонным рейтингом шахматного типа?» Ответ простой: по абсолюту – никак. Например, Санна Грёнлид, Эва Курпела, Анне Элвебакк, Елена Головина, не говоря уж об Анфисе Резцовой, Светлане Парамыгиной или Петре Беле, – несомненно, мегазвёзды своего времени. Но по абсолютному рейтингу они сегодня были бы никто и звать никак. «Обратную связь», то есть присвоение того или иного разговорного звания за состоявшиеся «рейтинговые заслуги», я тоже включать не имею желания.

А всё просто потому, что со временем требования к «качеству товара» растут. Скажем, во времена противостояния Анатолия Карпова и Гарри Каспарова гроссмейстерами экстра-класса за глаза называли тех, кто достигал рейтинга 2600 – таких шахматистов тогда можно было пересчитать по пальцам. Если же начинать пересчитывать по пальцам современных кандидатов на это звание – планку можно смело поднимать на уровень 2800. То есть опять-таки всё зависит от эпохи…