7 мин.

Барелла – самый тотальный полузащитник мира

Разностороннее Педри, острее Вальверде.

В декабре Николо Барелла в шестой раз подряд попал в сборную года в Серии А. Никому прежде такое не удавалось. Даже Буффон и Кьеллини номинировались по пять раз. Причем не кряду.

О Нико говорят очень давно. Он стал большим скаутским мифом еще в те времена, когда Модрича не считали сильнейшим. Его включали в топы и при Луке, и при Де Брюйне. Для тех, кто не следит за Серией А, его имя почти ничего не значило – не так много, как должно – и долго оставалось чем-то вроде тайнописи для посвященных. Он был частью звучного заклинания (Инсинье-Кьеза-Берарди!), полный смысл которого до континента дошел только после победного Евро.

Капелло уже тогда вносил Нико в тройку лучших полузащитников мира. Евро планировался его презентацией, основательным и для всех очевидным воцарением в самой-самой элите; Манчини отвел ему важную роль. Барелла турнир провалил – и застрял в амплуа сильнейшего незвездного игрока современности.

В самом провале не было необычного и тем более показательного. Его обусловили те же характеристики, которые сделали Николо успешным. Вся суть в том, что Барелла не футболист. Барелла – оголенный нерв. Звучит свисток, он срывается за спины, откуда, не получив пас, материализуется возле своей штрафной, бьется за мяч, начинает атаку и среди первых оказывается возле чужих ворот, попутно поспорив с судьей. Он не играет – горит. Иногда – перегорает.

Летом 2021-го ему не хватило зрелости, умения обуздать и направить чрезмерную энергию. Но то было тогда. В последние пару лет, кажется, его интеллект и талант пересеклись в пиковых точках. После травмы Родри он – реальный претендент на оставленный трон.

В определенных кругах это не новость. Две недели назад Маркизио назвал его лучшим полузащитником мира – сильнее Беллингема. Сам Джуд короновал Бареллу еще в «Боруссии»: «Им я восхищаюсь больше других полузащитников. Наслаждаюсь его игрой. Он невероятен».

Разумеется, когда дело дойдет до последних 16 метров, Беллингем будет острее. А Мак Аллистер быстрее отожмет мяч. Но Барелла берет не этим. Он не лучший ни в чем конкретном и ни за что конкретное не отвечает. Но появляется везде, где необходим. Он уникален тем, что одинаково хорош во всех зонах в любом игровом эпизоде.

Это очень редкая категория. Итальянцы называют ее туттокамписта – буквально «игрок всего поля», вездесущий. «Барелла может все: атаковать из глубины, отбирать, помогать каждой линии. Он совершенен, – считает Марко Тарделли, величайший туттокамписта в итальянской истории. – О таком мечтают все тренеры мира. Куда ни поставь, Николо сделает дело».

«Интер» активно использует это. В футболе, где позиции очень условны, положение Бареллы условнее остальных. В каком-то смысле у него нет даже задач – по крайней мере, нет четко очерченной сферы приложения сил и таланта. Он делает все и везде. Покрывает все поле, чтобы быть тем, кто нужен команде в конкретной ситуации.

Приведу пример. В гостях у «Баварии» Николо открылся спиной к воротам на одной линии с Лаутаро. В нем 172 сантиметра, а килограммов меньше, чем в штанге, которую жмет защитник за ним. Но он оторвался так легко, будто вообще не почувствовал давления от соперника вдвое больше. И так же легко отдал пяткой в касание под забегание Бастони.

(Его пятки – отдельная тема: Барелла один из самых трепетных хранителей этого полузабытого искусства, как, впрочем, и положено фанату Дель Пьеро).

Ровно через три минуты Барелла оказался в центре защиты и в касание (!) отрезал всех полевых (!!) «Баварии» проникающей низом (!!!) через полполя (все, у меня закончились восклицательные).

Это не разовые случаи (потому и выбраны соседние эпизоды). Это образ действий и, кажется, образ жизни. Барелла – сгусток кипящей энергии, случайно сформированный в нечто материальное. Когда миланцы забивали второй и победный, показалось, что Горетцка ошеломлен его динамизмом. Николо сделал всю атаку, протащив мяч от своей до чужой штрафной несколькими вертикалями и затяжным ускорением.

Похожие впечатления ждали «Барсу» и Педри. Первый гол «Интера» начался с очень недооцененного позиционирования Бареллы. Он разорвал дистанцию, поставив испанца в заведомо проигрышное положение. Педри привычно сузил пространство. Но если бы мяч отскочил ближе, Николо тут же атаковал на подборе. Если мяч уходил дальше, Педри оказывался догоняющим у него за спиной.

Так и вышло.

Барелла запустил Думфриса в пространство, его кросс съели, но Николо забрал и подбор.

Передачи, которые здесь упомянуты, тоже неслучайны. Если Барелла и превосходит конкурентов в чем-то конкретном, то в изобретательности. Он не маг, но иногда подряжается быть им, и в этом один из лучших чистых (напоминаю: десятки – игроки атакующей группы) полузащитников.

При этом он один из самых техничных восьмерок современности. У Бареллы превосходное первое касание, очень серьезные навыки в ограниченном пространстве, пусть и не уровня Педри, но когда дело доходит до дриблинга с возрастающим сопротивлением, он затыкает испанца.

Даже по вовлеченности он на уровне. В абсолютных цифрах так не кажется, но здесь сказывается разница в командных стилях. «Интер» меньше дорожит мячом, особенно в еврокубках. Через Бареллу проходит около 11% игры. Через Педри, самого влиятельного разыгрывающего сезона – около 12%.

Когда-то Николо и в обороне показывал выдающиеся цифры. В «Интере» нужда в них отпала, отчасти из-за стиля игры, но Барелла гарантирует пользу в любом сценарии: что в прессинге, что в низкой позиционной защите.

«Барелла один из лучших в мире в интерпретации обеих игровых фаз, – уверен Деметрио Альбертини. – Сегодня задачи полузащитников изменились. Они активнее двигаются, охватывают больше пространства, чем в 90-е и 2000-е. Николо напоминает раннего Конте и Хави последних каталонских сезонов».

Пожалуй, Деметрио немного хватил. Но Барелла вполне сопоставим с лучшими современниками. У него есть динамизм Вальверде, но с элегантностью, которой тому недостает. Есть пас и техника Педри, но не ограниченные удобными условиями – итальянец не боится пространства.

И у него в избытке редкого качества, которого не хватает Педри. Барелле не нужен мяч, чтобы оказывать влияние на игру. Его интенсивность уже угроза. Ее необходимо держать в уме.

Вот что такое Николо Барелла. Хамелеон, который мимикрирует под окружение и становится тем, кто ему нужен – защитником, нападающим, не важно. Полузащитник, который умеет все.

***

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Великий обмен Златана на Это’О: Ибра просился в «Барсу», а босс «Интера» выпендривался перед «Миланом»

Решат ли успехи в ЛЧ финансовые проблемы «Барсы»?

Фото: Gettyimages/Alex Grimm / Staff, David Ramos / Staff