5 мин.

«КАМАЗ» вновь владычествует в Африке

9 января у знаменитого Розового озера финишировал ралли-марафон "Африка Рейс", который многие считают истинным "Дакаром". Пусть гонка под таким названием в эти дни проходит в Южной Америке по дорогам Перу, Чили и Аргентины, ценители ралли-рейдов считают, что дух "Дакара" по-прежнему живёт в Африке. И считают так не только болельщики, но и спортсмены, которые продолжают приезжать сюда из года в год.

 

Гонка Africa Eco Race берёт своё начало в 2009 году. В 2008-м, напомним, организаторам пришлось отменить "Дакар" из соображений безопасности: террористы угрожали атаковать участников гонки на территории Мавритании, а за несколько дней до этого были убиты четыре французских туриста. По Мавритании должна была пройти добрая половина гонки, и вместо того, чтобы сократить или изменить маршрут, организаторы сочли, что безопаснее будет полностью отменить гонку – причём решение было принято буквально за день до намеченного старта.

На следующий год организаторы решили не рисковать и приняли весьма необычное решение, перенеся гонку в Южную Америку. Там "Дакару" были рады – правительства Аргентины и Чили оказывали всяческую поддержку гонке и руководители стран лично приезжали на бивуаки. Компании-организатору ASO всё это понравилось, и с тех пор уже в пятый раз подряд гонка проходит в пустыне Атакаме.

Не все согласились предать дело Тьерри Сабина и организовали свою гонку по традиционному маршруту "Дакара" — а занялся всем этим "Лис пустыни" Жан-Луи Шлессер. Девиз гонки так и звучит: "По стопам Тьерри Сабина". Не сказать, что "Африка Рейс" пользуется бешеной популярностью, но определённую поддержку имеет, и растёт она год от года. В этот раз впервые на гонку своё внимание обратил "КАМАЗ-мастер", флагман в грузовой иерархии ралли-рейдов. Изначально команда планировала отрядить в Африку два экипажа, но в итоге было решено выделить ещё один грузовик для Артура Ардавичуса в Южной Америке, и на "Африка Рейс" отправился лишь один "КАМАЗ". В его составе поехалиАнтон ШибаловЕвгений Яковлев и Дмитрий Сотников. Сотников изначально должен был ехать за рулём второго "КАМАЗа", но грузовик остался только один, и поэтому Шибалов и Дмитрий сменяли друг друга за рулём.

Стартовала гонка до наступления Нового года. С первым этапом вышел казус — проход пограничного контроля на въезде в Марокко слишком затянулся, и организаторам пришлось отменить спецучасток, так как многие просто не успевали выйти на старт. Зато в дальнейшем подобных проблем удавалось избегать, и гонка проходила по графику, но стартовала 30 декабря вместо 29-го.

 

Шлессер и Шибалов сходу заявили о своих намерениях – они выиграли первые этапы марафона среди внедорожников и грузовиков соответственно и стали наращивать своё преимущество. И если "КАМАЗ" достаточно быстро создал себе преимущество порядка получаса, то у Шлессера нарисовался упорный соперник в лице Жерома Пелише на "Тойоте". К середине гонки француз Пелише уступал своему соотечественнику всего 15 минут, и казалось, что вся борьба впереди. Тем более что на одном из этапов техника оказала своеобразную помощь Жерому – на багги Шлессера возникла проблема с системой навигации, и ему пришлось возвращаться на старт, что не помешало ему показать первое время по итогам дня.Тут-то и начался настоящий "Дакар", который показал, что Шлессер по праву носит прозвище Лис Пустыни. Француз, который по-прежнему выступает на багги собственной конструкции, хоть и сбавил немного скорость, но продолжал уверенно лидировать, а вот его конкурент Пелише продемонстрировал, что к таким испытаниям не готов. Потеряв много времени в вязких дюнах, Жером отказался выходить на старт следующего этапа, сказав, что ехать по таким пескам "невозможно". Он вернулся в гонку на 10-м этапе, но ни о какой борьбе за позиции речь уже, разумеется, не шла. Француз явно не слышал поговорки "взялся за гуж – не говори, что не дюж".

 

КАМАЗ" проблем с темпом по ходу гонки не испытывал – экипаж проиграл лишь один из этапов, но зато удостоился в тот день самой высокой похвалы от руководства гонки. На четвёртом этапе завалился на бок грузовик португальской гонщицы Элизабет Жасинту (девушка не только участвует в ралли-рейдах, но ещё и управляет "камионом" — честь и хвала!), и россияне не смогли проехать мимо, оставив соперника в беде. Шибалов с напарниками остановились, поставили "МАН" на колёса, и лишь после этого продолжили движение. Было потеряно время, Элизабет в итоге выиграла этап, но отставание "КАМАЗа" составило менее минуты. Что ни говори, а поступок этот характеризует экипаж с положительной стороны – здесь сразу вспоминается куда более серьёзная авария Владимира Чагина в 2007-м, когда соперники один за другим проезжали мимо и не думали оказать помощь россиянам.На остальных этапах российское трио первенствовало. "КАМАЗ-мастер" изначально объявил, что главная цель, стоявшая перед экипажем Шибалова – потренироваться и набраться опыта, потому что для них это была первая гонка такого высокого уровня. В том, что уровень действительно высок, сомневаться не приходится – ведь главное здесь не состав участников, а сам маршрут. Любопытно, что гонщики буквально подошли к задаче набираться опыта – по их словам, они при возможности старались наблюдать, как ведёт гонку опытный чех Томас Томечек, который выиграл две предыдущих "Африки", а на сей раз стал вторым.

В итоге им удалось и потренироваться, и одержать победу, вернув "КАМАЗу" статус владыки Африки среди "камионов". Отдельного упоминания стоит тот факт, что экипаж Шибалова стал вторым в совместном с внедорожниками зачёте – они уступили лишь Шлессеру, а все остальные джипы остались позади.

 

Пятый марафон "Африка Рейс" успешно проведён, но дальнейшая судьба гонки находится в руках ASO. Если французы в 2013-м решат вернуть "Дакар" в Африку, Жан-Луи Шлессер сможет избавить от себя организаторских забот и полностью сосредоточиться на гонке, которая в таком случае вернётся на свою родину.