2 мин.

«Кармен» косяком пошёл

После некоторого затишья эпидемия «Кармен» вновь охватила фигурное катание. Как какой-нибудь персистирующий вирус, достигший критической концентрации и вырвавшийся на свободу.

У меня сложные отношения с оперой великого неитальянского композитора, причем с раннего детства. Во-первых, я долго не мог понять, что Бизе – это не пирожное, а человек и автор музыки. Спросить стеснялся. Во-вторых, не мог расшифровать фразу конферансье «Арияхозеизоперыбизекармен».

Ну и самый тяжелый удар нанесла по неокрепшей детской психике хабанера… Не помню за давностью лет и тогдашнего младенчества, когда и где впервые столкнулся с этим ужасом. Но сам ужас запечатлился в детской душе навечно.

Вышесредней упитанности тётка глубоким контральто выводила на сцене рулады:

- У любви как у пташки крылья её никак не-е-льзя поймать…

И дальше

- Лю-ю-бОff, лЮ-боff, лю-У-бО-О-ff,  люБОФ!

При этом она то простирала руки вдаль на манер Каролины Костнер, то подхватывала этими руками большую грудь, «находящуюся в полужидком состоянии».

А когда тетка решительно заявила «Так БОЙСЯ ты любви моей!!!», мне немедленно захотелось залезть под стул, кровать, одеяло, или на худой конец к маме подмышку. Ну как можно после этих кошмаров относиться к Бизе, Хозе, Эскамильо, Кармен и всей этой гоп-компании?

Конечно, любой, даже слаборазвитый психоаналитик, недочитавший в институте Фрейда, немедленно всё объяснит. Я тоже в молодости почитывал Фрейда-Фромма, и пытался излечиться от этой фобии, но психологический удар оказался слишком силен.   

Между тем вирус «Кармен» проник во все возрастные категории и виды фигурного катания. Конечно, до ужасов Ла-ла-лэнда он не дотягивает, но этот –лэнд сегодня есть, а завтра нет, как ветрянка. «Кармен» же будет регулярно вырываться из подземелья. Только в этом году я уже видел, точнее, не стал смотреть этих «Кармен» штук восемь.

На недавнем турнире в Эспоо мы увидели «Кармен» в короткой программе у кореянки Чой Ю Джин и канадки Гэбриэль Дейлман. Обе ударили хабанерой, причем на французком, и не контральто, а чем-то похожим на подгоревшее колоратурное сопрано.

В Японии Карен Чен с непременной розой и почему-то в перчатках пыталась изображать цыганку в произвольной программе.

В танцах на льду об «Кармен» в классическом варианте ушиблись Бетина Попова и Сергей Мозгов, причем Бетина с красной розой на затылке.

Не минула «чаша Кармен» и мою любимую пару, Ксению Столбову и Федора Климова. Однако их прочтение истории неистребимой цыганки я так до конца и не увидел. И «финский вариант» не увижу, не рискну смотреть. Страшно. Слишком много ошибок. Посмотрю, когда вкатают.

Сложные отношения у меня не только с бессмертной оперой Жоржа нашего, понимаешь, Бизе. Но и с творением Петра Ильича «Лебединое озеро». Правда, по другой причиние. О ней как-нибудь при случае расскажу.

А пока – хочется вытащить маску и ласты. «Озеро…» так разлилось, что пора выходить поплавать. А «лебедей» пора уже отстреливать. Некоторые вполне готовы пойти в духовку. Ружье, что ли купить…