6 мин.

Элитные вратари КХЛ. Александр Ерёменко

Элитные вратари из НХЛ, квортербеки из НФЛ, разыгрывающие из НБА… В американском спорте многие – от болельщиков до журналистов и экспертов – очень любят оценивать силы, возможности, а то и солидность различных команд наличием в составе некого «элитного» человека, на котором, по логике, в команде держится если не всё, то очень многое. Особенно, когда настенный календарь с каждым днём или месяцем (зависит уже от его вида и вкуса владельца) становится всё тоньше и тоньше, тем самым стремясь к моменту «икс», который предлагает отнюдь не самый роскошный и богатый выбор: всё или ничего.

На наших же улицах сей термин не столь популярен. Однако фактическое отсутствие понятия «элитный вратарь» в различных видах спортивной журналистики, освещающих хоккей, совершенно не означает отсутствие таковых.

Сейчас, когда и без того ответственное время плей-офф перетекает в свою финальную стадию, данная тема становится как никогда актуальной. Именно поэтому на протяжении ближайших недель в различных лентах и разделах время от времени будут мелькать тексты, посвященные элитным вратарям КХЛ, серию которых сегодня и откроет Александр Ерёменко.

***

Александр  Ерёменко – воспитанник московского «Динамо», однако становление карьеры голкипера происходило в Твери, на тот момент с «бело-голубой» системой никак не связанной, где в рядах местного ТХК юный Ерёменко и проводил первые взрослые сезоны. После двух лет, проведенных на волжских берегах, Александр попал в поле зрения руководителей «Динамо», которые в свою очередь закрепили за собой права на выходца собственной школы. Однако впереди молодого талантливого вратаря ожидали еще несколько лет командировок в самые различные уголки необъятной Родины.

Так, например, сезон 2001/02 Ерёменко провел в Челябинске, где главной командой в то время был отнюдь не «Трактор», выступавший тогда в низшем дивизионе, а «Мечел», ныне величающий себя «Челметом» и мнящий себя «Вашингтоном». К слову, глядя на дела тех давно минувших дел глазами сегодняшними, легко может сложиться впечатление сюрреализма. Так, например, в соревнованиях рангом ниже можно было наблюдать новосибирскую «Сибирь», «Трактор», «Витязь» и – внимание – ЦСКА. Правда, не совсем настоящий ЦСКА, а брат-близнец, образованный после раскола.

Отыграв по сезону в «Мечеле» и «Амуре» 24-летний Ерёменко в предлокаутное межсезонье-2004 подписывает полноценный контракт с родным «Динамо», в составе проводит около половины всех матчей и в компании Александра Овечкина, Максима Афиногенова, Павла Дацюка, Андрея Маркова и многих других становится чемпионом России.

Если для «Динамо» завершившийся сезон был триумфальным, то в Казани, ввиду всем известных событий и развязок, о прошлом старались забыть как можно скорее и начать всё с чистого листа, частью которого и стал новоиспеченный чемпион Александр Ерёменко. Однако в «Ак Барсе» Александру была отведена лишь роль сменщика Фреда Бретуэйта, и в первом сезоне Ерёменко сыграл только треть всех матчей команды, что, тем не менее, не помешало вратарю выиграть второе подряд первенство страны.

В межсезонье руководство «Ак Барса» рассталось с Бретуэйтом, но, к сожалению Ерёменко, перед которым только открылись перспективы стать первым номером, на замену темнокожему североамериканцу «барсы» подписали финна Микку Норонена, что оставляло двукратного чемпиона России вновь в дублёрах.

По окончании сезона, который «Ак Барс» чуть было не выиграл вновь, Ерёменко, имея амбиции первого номера, вместе с другими четырьмя казанцами перебрался по актуальному в то время пути Казань-Уфа. В «Салавате», который получил в знак 450-й годовщины присоединения Башкортостана к России хорошее финансовое подкрепление и тонкий намёк на ответный чемпионский подарок, Александр получил всё, что только можно было пожелать – перспективная команда с современном дворцом, добротная зарплата и, конечно, первый вратарский номер.

С первого же года на уфимской земле 27-летний Ерёменко стал полностью оправдывать возложенные на него ожидания, закрепившись в роли основного вратаря. Не отставала от своего вратаря и остальная команда, уверенно прошедшая всю «регулярку», которую с довольно большим запасом и выиграла.

Волею схемы плей-офф в полуфинале, до которого «Салават» добрался без особого труда, нам предстояло наблюдать противостояние, которое было бы жарким и без различного вида внешних факторов. Ну а когда одна из команд резко стала как минимум не слабее, а в чем-то даже и сильнее своего извечного оппонента, попутно переманив в свой стан далеко не одного игрока, соперничество двух соседских республик заметно прибавило в своей пикантности. Особенной эта серия была и для самого Ерёменко, желавшего доказать, что в Казани он был достоин большего, чем 25 матчей за сезон.

«Салават» победил. Победил в Казани, на глазах соперника, лишив их финала, где уже был «Локомотив». Грядущий финал мог подарить «Салавату» первое чемпионство, причем в столь торжественный для республики год. Первое чемпионство мог выиграть и Ерёменко. Первое чемпионство в ранге основного стража ворот.

Финальная серия финального сезона Суперлиги складывалась классически – то в пользу одних, то в пользу других, что в итоге и привело решающую баталию в пятый матч серии, во время которого замерла вся Уфа и вся Башкирия в целом. Чем всё закончилось – все мы прекрасно знаем.

В Уфе Ерёменко предстояло пробыть еще три последующих сезона. С приходом в команду Быкова и Захаркина Александр постепенно стал терять позицию первого номера и в итоге стал заложником тренерской тактики чередования вратарей. Сезон 2010/11, пожалуй, стал для Ерёменко самым провальным в карьере – сначала воспитанник «динамовской» школы проиграл конкуренцию Виталию Колеснику, а затем и вовсе оказался в глухом запасе после подписания «юлаевцами» Эрика Эрсберга. В тот сезон «Салават Юлаев» наконец выиграл долгожданный Кубок Гагарина, и формально Ерёменко стал-таки в очередной раз чемпионом, причем впервые в КХЛ, однако споры, присутствовал ли Александр вместе с командой на награждении после решающего матча матче, очень долго не затухали в Уфе.

С окончанием сезона Ерёменко разорвал контракт с «Салаватом» и через несколько дней подписал контракт с клубом, воспитавшим его – «Динамо». Вполне вероятно, что это был решающий момент в карьере голкипера, последний шанс зацепиться и вернутся на былой уровень. И очень-очень примечательно, что этим самым спасателем, протянувшим руку Александру, стал именно его родной клуб. И еще примечательнее выглядит то, как ответил «Динамо» сам Ерёменко: как и полагается хорошему вратарю, в плей-офф он стал главной надеждой и опорой команды, укрепив и без того неслабые оборонительные схемы Олега Знарка и став одним из главных творцов фантастической победы «Динамо» в Кубке Гагарина. Для Александра этот Кубок Гагарина по сути стал первым – он был завоёван собственноручно, что для вратаря крайне важно и почётно. Также почётно, как и звание MVP финальной серии, которое Ерёменко получил в тот же сезон.

А сейчас, год спустя, Александр Ерёменко вновь первый номер «Динамо». Вместе со своей командой он вновь творит чудеса и на данный момент вполне близок к своему новому финалу.

Александр Ерёменко – это не просто вратарь. Это человек, в карьере которого были и взлёты, и падения. Это человек, сумевший вернуть себе имя. О нём отзываются как о «добряке из добряков», а сам он единственный, кто в порыве чемпионской радости не забывает о ребятах из «Локомотива». Всё это вкупе позволяет с уверенностью сказать: Александр Ерёменко – действительно, элитный вратарь нашей лиги.