7 мин.

Почему «Ювентусу» не стоит звать Лучано Спаллетти

Алексей Логинов – о главном фаворите на место Массимилиано Аллегри. 

После вылета «Ромы» из Лиги Европы вся Италия обсуждает будущее Лучано Спаллетти. Вроде бы ничего необычного, ведь провалившихся тренеров увольняют, не правда ли? Или же они уезжают дорабатывать до пенсии куда-нибудь в Китай. Однако сейчас Спаллетти отправляют не в «Шаньдун Лунэн», «Милан», «Сампдорию» и даже не в «Эмполи», где по нему особенно скучают. Речь идет о «Ювентусе» – последнем итальянском клубе, который еще на что-то способен.

Третий раз в жизни Лучано близок к заключению контракта с «бьянконери». Впервые его кандидатуру рассматривали летом 2009 года, но тогда решающим оказался голос Марчелло Липпи, который посоветовал оставить своего протеже – Чиро Феррару. Ровно через два года генеральный директор «Юве» хотел переманить тренера «Зенита» в Турин, но после долгих колебаний ему предпочли Антонио Конте.

И вот теперь говорят, что Джузеппе Маротта снова лоббирует тосканского тренера. А Марио Скончерти в пятницу заявил, что, по его данным, соглашение уже подписано. Подозрительно и поведение самого Лучано – он как будто делает все, чтобы убраться из Рима.

Тут же в прессе появились десятки материалов с доводами, что Спаллетти – именно тот, кто сейчас нужен «Юве». Даже если поступить как в фигурном катании – отбросить мнения  и дружественно настроенных по отношению к Лучано журналистов, и враждебных к Турину изданий вроде Corriere dello Sport, складывается впечатление, что общественность готовят к уже принятому решению. Решению, которое в лучшем случае отбросит «Синьору» на несколько лет назад. Если только собрать коллекцию предателей – это не главная цель чемпиона Италии. 

В самые смутные времена владельцы «Ювентуса» тщательно подходили к выбору тренеров, задачи которых всегда сводились к выполнению определенной миссии. Почти маниакальная погоня за скудетто порой ставила «бьянконери» в невыгодное положение по сравнению с другими итальянскими грандами, которые могли себе позволить взять паузу и оглядеться вокруг. Именно по этой причине «Юве» после самого успешного периода в истории проспал революцию в кальчо в середине 1980-х и почти десять лет не боролся за серьезные трофеи. Урок был усвоен – нельзя постоянно делать ставку на тех, кого волнует лишь место в таблице. Иногда важнее качество игры и соответствие международным стандартам.  

Помните, как в феврале 1999 года Лучано Моджи пригласил в обожравшийся титулами «Юве» Карло Анчелотти, который на тот момент ничего не выиграл в качестве тренера?

В первую очередь его звали не за чашками. В те годы Карлетто еще не успел превратиться в толстяка, который работает только с суперзвездами. Напротив, тогда любимый ученик Сакки считался в Италии одним из последних революционеров. После Анчелотти пришло время более прагматичного Липпи и только потом – Капелло, который хоть и культивировал в Турине скучный футбол, но гарантировал выигрыш скудетто.

Свалившийся на голову кальчополи похоронил «Триаду», но фирменный стиль «бьянконери» остался прежним. Они могли ошибаться в персоналиях, но всегда мотивы того или иного назначения были предельно ясны. Раньери был нужен только для возвращения в зону Лиги чемпионов, и когда он этого добился, его немедленно убрали. В Ферраре же видели второго Липпи, а Дельнери в определенный момент выглядел новым гуру, который вдохнул жизнь в умирающую схему 4-4-2. Одни тренеры – для получения результата, другие – для внедрения инноваций.

В футболе Конте почти не было ничего итальянского. Недаром в свое время про Антонио ходил анекдот, будто дома с женой он разговаривает по-голландски. Да, он изменил ДНК клуба, вернул его на вершину серии А. Однако в 2014 году у «Ювентуса» не было ресурсов, чтобы дальше развивать calcio verticale.

Преемника Конте – Массимилиано Аллегри – не просто так называют самым европейским из итальянских тренеров. Его миссия была в том, чтобы сбалансировать игру команды, привести в соответствие уровень состава и текущие результаты в Лиге чемпионов. Причем требовалось не промотать наследие предшественника. Плавный переход от расстановок вида 3-Х-Х к модулю с четырьмя защитниками и обратно, внедрение треквартисты, отказ от абсолютного автоматизма в позиционном нападении, разумное использование прессинга – со всеми этими задачами Макс блестяще справился. Если в новейшей истории «Ювентуса» Конте – это Петр I, то Аллегри – Екатерина II. Импульсивный Антонио рвал бороды и кидался бутылками, спокойный же и ироничный Массимилиано полагался на фаворитов и почти не конфликтовал с группой. Почти, если не считать особо зарвавшихся любимцев уехавшего в Англию тренера. 

Так был создан Евро-«Юве», но на сегодняшний день он относится всего лишь ко второму эшелону, будучи одной из восьми сильнейших команд континента. Неужели это и есть предел мечтаний наследников Джанни Аньелли? Для дальнейшего развития требуется новая фигура. Причем если это будет прагматик, то не коллекционер всем надоевших скудетто, а «Игуаин на скамейке» – тренер масштаба Диего Симеоне.

Если же выбирать новатора, то только такого, который придумает, как ликвидировать разрыв между «Юве» и клубами уровня «Баварии» и «Барселоны». До последнего времени в таком качестве рассматривали Паулу Соузу с его ювентийской душой, тотальным контролем мяча и великолепной «Фиорентиной», которая поразила всех прошлой осенью. Можно долго спорить о плюсах и минусах португальца, но уж Лучано Спаллетти для этой роли совершенно не годится.

Прежде всего, он – евро-неудачник. Даже не нужно вспоминать легендарный разгром от «МЮ» со счетом 1:7. В августе Спаллетти не смог пройти «Порту» и вывести «Рому» в групповой этап Лиги чемпионов, что стоило римлянам как минимум 60 миллионов евро. Недавний матч против «Лиона», во время которого тренер совершил несколько фатальных ошибок, – подтверждение его нынешней квалификации. Поэтому ни о какой гарантии выхода хотя бы в полуфинал ЛЧ и речи быть не может. 

Самый нелепый аргумент в пользу Спаллетти – в Турине он будет находиться под наблюдением Недведа, Маротты и Паратичи, тогда как в Риме он надолго оставался без присмотра президента, который постоянно живет в Бостоне. Якобы это помешало Лучано полностью реализоваться в «Роме». Ну-ну.

Когда речь заходит, например, о «Милане», то способность игнорировать мнение руководства считается едва ли не главной тренерской доблестью. Капелло, Анчелотти и Аллегри были бы счастливы работать так, чтобы никогда не слышать указаний Дона Сильвио. Почему же в «Юве» должно быть иначе? Или гению требуется вмешательство вице-президента, чтобы усмирить раздевалку? Кстати, самое время поговорить о гениальности. 

Когда-то Спаллетти поставил Тотти на позицию центрфорварда, а Перротту – на место Тотти, после чего попал в учебники. Римский «Легион» – это действительно одна из вершин тактической мысли кальчо начала ХХI века. Однако с тех пор прошло уже более десяти лет. В наши дни расстановкой 4-2-3-1 никого не удивишь, а свой уровень необходимо подтверждать постоянно. Иначе тот же Арриго Сакки до сих пор бы возглавлял большой клуб. Но нет, мэтр работает экспертом на канале Mediaset, где переругивается с бывшими коллегами. Как и Джованни Галеоне – учитель Аллегри и Гасперини, который давным-давно не имеет никакой практики. Это печально, но истинное место им не на бровке, а в студии.

В современном футболе все большую роль играют технологии и рутина и всю меньшую – креативные идеи и творчество. Использование летающих дронов, десяток помощников с четким разделением полномочий, консультанты по тактике и специальное программное обеспечение нивелировали влияние отдельных, пусть даже феноменальных идей. Раньше можно было поменять местами двух великих игроков, произвести фурор и выиграть с помощью этого полтора десятка матчей, но сейчас даже в «Ювентусе» нет футболистов необходимого уровня. Все козыри Лучано Спаллетти остались в прошлом. И оценивать его нужно только исходя из текущих результатов «Ромы» с поправкой на размер инвестиций. И, как оказывается, он ничем не превосходит коллег первой пятерки – от Сарри до Монтеллы. С той лишь разницей, что никто из них не отрекался на пять лет от большого футбола ради денег.

Типичный же итальянский тренер – это то, что противопоказано «Ювентусу» после правления Конте и Аллегри. Уж слишком мучительным был путь в Европу, чтобы вернуться во времена духовности. Традиционная модель больше не способна генерировать идеи, которые обеспечивают хотя бы минимальный прогресс. Поэтому, если правы те, кто говорит, что для Антонио Конте дорога в Виново окончательно закрыта, стоит принять декларацию, согласно которой следующие двадцать лет тренером «Ювентуса» может быть только иностранец. 

Всем, кто любит Италию, мы говорим GRAZIE!

Последние материалы блога:

Кто на самом деле организовал травлю лучшего форварда чемпионата Италии

Любимые футболисты нашего детства. Роберто Баджо

Маурицио Сарри нужен новый клуб

Фото: Global Look Press/imago sportfotodienst (1,4); Gettyimages.ru/Clive Brunskill/Allsport; REUTERS/Giorgio Perottino; Gettyimages.ru/Maja Hitij/Bongarts