«Совесть у нас чиста». Неизвестная Италия на ЧМ-1994
Алексей Логинов — о турнире, после которого многие влюбились в Италию.

За несколько дней до вылета на чемпионат мира 1994 года в США Федерация обнаружила, что новые футболки, созданные для сборной, не соответствуют нормам ФИФА по видимости номеров и логотипов. Форма уже была произведена и представлена публике, но использовать ее в официальных матчах было нельзя.
Решение нашли в последний момент: компания Diadora в спешке изготовила новый комплект с небольшими графическими изменениями, чтобы привести его в соответствие с правилами. По этой причине в первых матчах турнира «адзурри» вышли на поле в форме, чуть отличавшейся от той, что была показана публике.
Главный тренер Арриго Сакки не взял на турнир многих звезд.

Бывший тренер «Милана» не переносил «интеристов». Причиной тому был «теоретический» спор между ним и Джованни Трапаттони, который посмел подставить под сомнение ценность революции Сакки. Особенно Пророка из Фузиньяно задело скудетто «Интера» 1989 года, завоеванное в издевательской старой манере — с либеро, стоппером, блэкджеком и всеми остальными атрибутами старого кальчо.
Первой жертвой Сакки стал капитан «Скуадры адзурры» на ЧМ-1990 и символ «Интера» Джузеппе Бергоми. Новый СТ так ни разу и не вызвал его в Коверчано — в сборную защитник вернулся лишь при Чезаре Мальдини.
С вратарем Вальтером Дзенгой пришлось повозиться. Его отсутствие сложно было объяснить тактическими мотивами, поэтому Сакки ждал, когда Вальтер ошибется. Хотя бы пропустит один гол. Однако Дзенга, как назло, играл блестяще. При Сакки он отстоял пять матчей подряд на ноль, в том числе против Германии, Португалии и Ирландии. Наконец, Сакки устал ждать и просто «кинул» Вальтера.
Вообще, с вратарями творились странные вещи. Первым номером на ЧМ-1994 должен был стать Лука Маркеджани, но его подвело… изменение правил ФИФА, которая запретила голкиперам брать мяч в руки после передачи ногой от своих игроков. В отборочном матче против Швейцарии выяснилось, что Лука плохо играет ногами, и Сакки в дальнейшем сделал ставку на Пальюку.
Единственный представитель «Интера», которого Сакки привлек в команду, — Никола Берти. Причины? Во-первых, его манера игры (полузащитник-трудяга) импонировала Сакки. Во-вторых, как рассказывал сам Берти, они тепло общались еще в 1980-х, когда тренер «Милана» хотел перетащить футболиста себе в команду.
Забегая вперед, решение взять Берти стало судьбоносным — во многом благодаря ему «адзурри» дошли до полуфинала, а в финале с Бразилией он едва не стал героем турнира.
Перед ЧМ-1994 база итальянцев находилась в Нью-Джерси, а у Берти был дом в Нью-Йорке, в Сохо. Когда тренер давал игрокам дневные выходные, Никола приглашал к себе домой нескольких партнеров по команде и пару девушек. Кто знает, может быть, это хоть как-то помогло футболистам перед изнурительным турниром. Ведь того же Вичини часто упрекали, что на ЧМ-1990 он не давал команде расслабиться.
Не оказалось в составе и лидера раздевалки Джанлуки Виалли, вокруг чего до сих пор ходят легенды.
Причиной отсутствия Виалли на ЧМ-1994 стали напряженные отношения с главным тренером Арриго Сакки и его помощником Карло Анчелотти, которым не нравилось слегка эпатажное поведение нападающего.
Ключевым стал эпизод 16 декабря 1992 года, накануне матча с Мальтой. На базе Виалли устроил розыгрыш Сакки: он насыпал тертого пармезана в салфетку тренера, и, когда тот сел за стол, сыр высыпался ему на одежду. Сакки, не любивший шуток, все же выпустил Виалли на матч с Мальтой, но больше не вызывал.
Много лет спустя эта версия была поставлена под сомнение.
«Он сам решил больше не надевать футболку сборной, — говорил Сакки о бывшем форварде „Ювентуса“. — Болтали много разного, даже что мы с ним поссорились. Ничего подобного. У него были личные причины, которые заставили его принять такое решение, и я всегда их уважал».

В частных беседах и сам Виалли признавал, что отказывался от некоторых вызовов, вспоминая, как объяснил одному из помощников тренера свое недовольство слишком жестким режимом сборов. После этого Сакки позвонил нападающему, чтобы прояснить ситуацию, но тот так и не ответил.
Одержимость схемами и тактикой привела главного тренера к тому, что он использовал некоторых игроков не на своих позициях. Больше всех пострадал Беппе Синьори. Форварду «Лацио» и лучшему бомбардиру Серии А пришлось часто жертвовать собой, играя в роли крайнего атакующего полузащитника, что обесценивало его голеадорские качества.
Эта ситуация побудила Синьори попросить у Сакки личную встречу, но он так ее и не получил. Интересно, что в «Фодже» Зденека Земана (столь почитаемого Синьори) Беппе часто приходилось играть на фланге, но это не вызывало такого негатива. Критики Сакки утверждали, что тренер заставляет Синьори играть на месте терцино, что было откровенным преувеличением. В лучшем случае можно говорить лишь о дополнительном объеме черновой работы.

«Вы, может, и выиграете десять чемпионатов мира, но так себя вести нельзя. По-человечески я этого не ожидал — как человек вы мало чего стоите, вернее, даже меньше, чем ничего», — передавал журналист Франко Мелли слова разгневанного Синьори о Сакки на страницах Corriere за три дня до финала чемпионата мира. — «Для меня игра за сборную закончена. Знайте, что при таких условиях я лучше останусь дома».
Конфликт начался с первых дней турнира и только посредничество Роберто Баджо хоть как-то наладило отношения между игроком и главным тренером. Многие считают, что если бы Баджо перед финалом удалось вновь помирить эту парочку, результат был бы иным.
Италия встречается с Ирландией и начинает турнир крайне неудачно — команда психологически скована. Уже на 11-й минуте она оказывается в роли догоняющей после двойной ошибки Барези и Пальюки: капитан на линии штрафной не сумел обработать грудью удобный мяч, а вратарь оказался слишком далеко от ворот и позволил ирландцу Хоутону поразить цель. 0:1 — и матч складывается так, как выгодно сопернику. Синьори и Баджо с трудом находят взаимопонимание, «десятка» сборной остается вне игры.

Кошмар продолжается и во втором матче группы, сыгранном в Нью-Йорке против Норвегии. На 21-й минуте первого тайма офсайдная ловушка не срабатывает: Пальюка выходит за пределы штрафной, падая, отбивает мяч рукой.
«Удаление на грани правил», — напишет Джанкарло Падован в Corriere.
Сакки нужен вратарь, он вынужден делать замену. Но кого снять, чтобы выпустить Маркеджани? У тренера лишь несколько секунд на принятие решения, и в итоге его палец указывает на Роберто Баджо.
«Кто? Я?» — удивляется Божественный Хвостик и тут же произносит: «Он сумасшедший», — именно в тот момент, когда на него направлены все телекамеры мира. Решение вызвало бурю споров, но в каком-то смысле было логичным. Это еще не тот Баджо, которого ждали, не тот лидер сборной.

Беппе Синьори, лучший бомбардир Серии А, мог принести больше пользы на фланге, а Казираги оставался единственным, кто физически был готов удерживать линию атаки. Самые опасные моменты исходят именно от Синьори на левом фланге, и неудивительно, что на 69-й минуте гол рождается после штрафного, который заработал и исполнил форвард «Лацио». В воздухе выше всех выпрыгивает другой Баджо — Дино, и мощным ударом головой пробивает норвежского вратаря.
Но затем начинается настоящая мука. Синьори получает травму, но остается на поле. Казираги покидает игру обессиленным, Дино Баджо также останавливается, через пять минут Мальдини возвращается в центр поля с толстой повязкой на лодыжке, а Массаро опускается в оборону, вспомнив молодость в «Фиорентине».
Норвегия забивает, но арбитр, который до этого момента был крайне строг к итальянцам, справедливо фиксирует игру рукой в штрафной площади.
Но к тому моменту самое страшное уже произошло. На 49-й минуте матча с Норвегией Италия теряет капитана. Франко Барези уходит с поля из-за травмы: разрыв мениска.
Ночью принимается решение оперироваться прямо в США, разрешение дает «Милан». Барези ложится на операцию — артроскопия медиального мениска правого колена, поврежденного по продольной линии. Мечта — вернуться к финалу через 25 дней. Врачи смотрят на него как на сумасшедшего.
«Такие вещи не говорят вслух, это к несчастью», — ответил 34-летний капитан, принявший решение остаться в Америке: «Хочу быть рядом с моими товарищами».
28 июня Италия снова выходит на поле, в Вашингтоне против Мексики. Это последний барьер группового этапа после блеклого старта с Ирландией и изнурительной встречи с Норвегией. В начале второго тайма Италия забивает — отличился Массаро, вышедший на замену вместо Казираги, — но упускает преимущество именно тогда, когда нужно было добивать соперника.

К тому же арбитр не назначает очевидный пенальти за фол на Дино Баджо. Измученные и побитые, «адзурри» не перестают бороться, но соперник выстоял. Итог — третье место. Мексика выходит первой, имея в активе столько же очков, сколько Ирландия, Италия и Норвегия, но с преимуществом по числу забитых мячей. Италия расплачивается за осечку с Ирландией, Норвегия — за поражение от Италии.
В 1/8 финала — Нигерия. За десять минут до конца Италия проигрывает в Бостоне 0:1. Ошибаются все, Сакки с бровки пытается что-то поправить.
Матч получился в техническом и тактическом плане тяжелым и жестким — заслуга голландского тренера «Черных орлов» Вестергофа, выстроившего катеначчо и игру на контратаках, а также ошибки Паоло Мальдини, который непреднамеренным ударом грудью после углового подставил мяч под удар Амунике.
За две минуты до конца Италия вне чемпионата мира. Команда играет вдесятером после удаления дебютанта Джанфранко Дзолы, в день его рождения. Вышедший на 63-й минуте вместо Синьори, он был наказан непонятным решением мексиканского арбитра Брицио.
«Когда я увидел красную карточку, я не мог поверить. «Удален? Я? За что? Нет, нет, это неправда, остановите его, остановите». И я заплакал», — расскажет Magic Box на следующий день.
Подробнее об этой истории — читайте здесь.
До 43-й минуты второго тайма Роберто Баджо был одним из худших на поле, прикрытый персональной опекой. Но за две минуты до конца Донадони уходит по правому флангу и отдает на Мусси, который, выиграв рикошет в штрафной Нигерии, поднимает голову и выкладывает мяч под удар Баджо — и тот забивает невероятный гол, сравнивая счет.
Впереди дополнительное время. Вновь у Италии проблемы: Мусси травмирован, Мальдини мучается от боли, у Баджо сводит ноги от судорог — но он больше не ошибается ни в одной передаче. Нигерийцы плотно садятся в оборону. На 10-й минуте дополнительного времени Роберто Баджо обменивается пасами с Бенарриво, и того сбивают в штрафной. Пенальти.

После долгой, полутораминутной паузы Баджо бьет: «Спокойно, потому что в такие моменты тебе уже ничто не может причинить боль», — скажет он позже.
Мяч попадает в штангу и влетает в ворота. Нигерия на коленях. Она пытается вернуться в игру, но безуспешно. Италия — в четвертьфинале чемпионата мира. А первая мысль Баджо после победы — о семье: «Извините, я должен идти. Жена и дочь меня ждут».
Четвертьфинал. Италия — Испания. Прекрасный первый тайм: «адзурри» ведут в счете после дальнего удара Дино Баджо. Но после перерыва Испания контролирует игру. Команда Хавьера Клементе практикует «научное владение» мячом. Италия старается не раскрываться, чтобы не нарваться на смертельные контратаки.
На поле легкий туман, прожекторы включены, чтобы улучшить видимость. На 59-й минуте Испания сравнивает: Каминеро пользуется чрезмерной расхлябанностью обороны итальянцев и бьет по воротам, Бенарриво подставляет ногу, и мяч влетает в сетку. Италия в шоке. Клементе уже видит победу. Итальянцы выглядят так, будто согласны дотянуть до овертайма, испанцы давят, как лавина.
Сакки достает джокера: Никола Берти выходит вместо Антонио Конте. Его энергия встряхивает команду. В самом конце встречи Салинас выходит на рандеву с Пальюкой, но вратарь спасает Италию.

На 88-й минуте Берти подбирает мяч в центре поля и отдает Синьори. Тот, обыграв одного испанца, катит на Роберто Баджо, который изящно обходит вратаря, смещается и посылает мяч в крошечный уголок ворот, куда и свету было бы трудно пробиться. Шесть добавленных минут проходят под яростным натиском испанцев.
Италия идет дальше, но теряет Тассотти. В заключительные мгновения четвертьфинала защитник «Милана» бьет Луиса Энрике локтем в лицо — перелом носа. Арбитр Шандор Пул не видит, камеры — да. Первое в истории видеодоказательство оборачивается для Тассотти восьмиматчевой дисквалификацией и концом его карьеры в сборной.
«У меня уже не было сил даже радоваться. Я устал, мы все устали. До изнеможения, — выговорится Роберто Баджо после изнурительной битвы с Испанией. — Хотел бы я, чтобы те, кто нас так критикует, попробовали сыграть при этой липкой жаре, имея на три дня меньше отдыха, чем испанцы, и после перелета из Нью-Йорка в Бостон, растянувшегося до бесконечности. Три часа на взлетной полосе, в самолете, пока не прошел шторм и мы наконец не смогли взлететь».
На ЧМ-94 «жара была адская», вспомнит Сакки: «Мы играли в половине первого дня при влажности 90%. Это нелегко, но возможно».
Температура на поле доходила до 38 градусов, команды вынуждены были тренироваться ранним утром — с 8:30, максимум с 9, — а матчи начинались в 12:30 по местному времени.
«Многие игроки просили замену в каждом матче, — рассказывал третий вратарь той сборной Лука Буччи, выигравший конкуренцию у Анджело Перуцци. — В матче с Норвегией Синьори потерял так много жидкости, что оказался практически обезвоженным. Мы с лавки помогали товарищам пакетами с водой. У нас был что-то вроде распылителя, он давал прохладу и освежал».
Несмотря на 34-градусную жару в Нью-Йорке, Италия преодолевает и барьер Болгарии. Пятую в истории «Скуадры Адзурры» путевку в финал чемпионата мира обеспечивает дубль Роберто Баджо в первом тайме. Пенальти Стоичкова на 44-й минуте остается слабым утешением для соперника. Giants Stadium превращается в сплошную синюю стену.

Первый гол Италии — выдумка десятого номера: мягкий удар внутренней стороной стопы, недосягаемый для вратаря. Второй, через пять минут, — диагональный выстрел в дальний угол, с хирургической точностью.
Преимущество Италии почти безусловно, и только отдельные ошибки позволяют болгарам подбираться к воротам. Новая беда — итальянцы теряют из-за желтой карточки Билли Костакурту, который, к слову, прекрасно бил пенальти. Но это была лишь прелюдия.
За четверть часа до конца Баджо начинает трогать правое бедро. Гримаса боли тревожит и команду, и трибуны. Когда он понимает, что может пропустить финал, слезы прорываются наружу.
Первым его утешает, как и после замены в матче с Норвегией, Джиджи Рива, спустившийся с трибуны: «Я был неравнодушен к Робби», — признается позже Rombo di Tuono.
Диагноз врачей — мышечное растяжение. Следующая остановка — Лос-Анджелес.
«Сегодня есть шанс снова выиграть чемпионат мира, и я не только надеюсь, но и верю в это. Главное — чтобы Баджо смог провести на поле достаточно времени, чтобы забить хотя бы один такой гол, как первый в полуфинале», — пишет Энцо Беарзот в своей колонке в Corriere della Sera.

Но надежды не сбываются. Италия проигрывает финал — скучный и тяжелый, скованный страхом пропустить и убийственной жарой. Барези вернулся на поле, Баджо остался до конца, несмотря ни на что. Сакки тратит замены, лишая себя свежих сил в атаке.
«Я провел на поле все 120 минут, и если бы на 116-й Масcаро отдал мне пас с нужным вращением, а не слишком длинным, я бы вышел один на один с вратарем, и мы бы рассказывали совсем другую историю», — сокрушался Никола Берти.
Драма на Rose Bowl в Пасадене заканчивается серией пенальти — впервые в истории мировых первенств. Изнурительный путь завершается нервной дуэлью с точки.
Роберто Донадони отказался бить — и зря. История «Скуадры Адзурры» подтверждает, что бомба не попадает в одну воронку дважды.
Геройский капитан Барези прощается со сборной, промахнувшись, и со слезами на глазах. Последний удар — за Баджо, но при уже почти решенном исходе.
Мяч летит над перекладиной. Финал — за Бразилией. Та же горькая участь, что и четыре года назад.
«Я чувствовал себя хорошо, — скажет Барези, — не мог отступить. Все выложились до конца, совесть у нас чиста, мы заслуживаем громких аплодисментов. Проигрывать всегда горько. Но таков закон спорта».
Бразильцы — все, включая игроков, — вспоминают Айртона Сенну, погибшего почти за три месяца до этого в Имоле: по их словам, в этой победе есть и его рука. В это, похоже, верит и Роберто Баджо.
«За всю свою жизнь я ни разу не бил пенальти выше перекладины. Думаю, в тот день это был Айртон, который с небес подтолкнул мяч вверх», — признается он в эксклюзивном интервью Rete Globo.

Два символа, и не только для Италии, этого чемпионата мира — Баджо и Барези — встретятся в центре поля, обнявшись, с серебряными медалями на шее.
За последние 4 месяца на премиум канале «Моя Италия» вышли 32 лонгрида. Через месяц их число перевалит за 40. Последние материалы:
Динамичный инкурсоре для прагматичного Аллегри. Зачем «Милану» Ардон Яшари?
«Убей меня, если я тебе не нужен». Предательство по-итальянски: Марчелло Липпи против Роберто Баджо
Молоко, футбол и карточный домик. История взлета «Пармы»
С ним защита превращалась в искусство. Величие Паоло Мальдини
«Ты никогда не будешь профессиональным футболистом». Воспоминания о Джузеппе Синьори
Подписки:
лето,июнь 94 год,жарко,лето,мне 12 лет,мы с пацанами играем у ворот на футбольном поле у школы как всегда,я жонглировал мяч.Мимо проходил какой-то мужик и восхищенно бросил-"Ух ты,прям Роберто Баджо!!!"
Я тогда уже бредил футболом,болел за Спартак, посмотрел свой первый неудачный для сб.России крупный турнир-чемпионат Европы 1992 года. Болели мы с отцом тогда как ни странно за сб.Германии-Клинсманн,Матеус,Феллер... Про Баджо я немного слышал-что это звезда сб.Италии,но по телевизору не видел ни его игры,ни его самого...тут решил присмотреться к тому, с кем меня в шутку сравнили. Драматизм пути сборной Италии на пути к финалу,сияние Божественного Хвостика влюбили меня в его игру и заставили сопереживать уже сборной Италии и конечно итальянской 10...
Тот чемпионат мира, драма и развязка в финале навсегда отпечатались в моей памяти,а я уже не отрывал восхищенных глаз от волшебной игры и карьеры Божественного Хвостика.
Как и не было Маттеуса ))
Немного слышал про Баджо... Он действующий обладатель ЗМ был на тот момент ))
Баджо дал пас, а сбили защитника...