5 мин.

СКА набрал так много топовой молодежи, что идет в сезон с шестью полными пятерками. Но там вообще нет взрослых звезд

Потолок зарплат не мог в один момент закончить доминацию СКА, но коренным образом сменил стратегию клуба. Если раньше в один сезон питерский гранд мог вернуть из НХЛ целое звено, потом накупить тройку звезд КХЛ за «денежную компенсацию», то теперь это невозможно – 900 миллионов давят. 

От золотого «олимпийского» состава сезона-2017/18, выдававшего рекордные победные серии на старте чемпионата, почти ничего не осталось. Хотя почти все игроки того состава играют или в КХЛ, или в НХЛ, в Петербурге остался лишь Евгений Кетов.  

СКА подошел к эре потолка с раздутым составом, который надо было сокращать. И если в НХЛ определенные правила обменов устоялись давно, и питерский клуб с позиции силы там действовать бы не смог, то в КХЛ все немного иначе. И за одно межсезонье Питер выудил права на десяток молодых топ-игроков. При этом новые покупатели пользовались активами удивительно бездарно – «Динамо» отдало за Кагарлицкого трех топ-юниоров и отпустило его на рынок через год. «Металлург» за Плотникова, которого тоже расторгли через год, отдал двух игроков молодежной сборной.

СКА режет зарплаты: неафишируемая акция «все по 70», когда перед введением потолка лидеры клуба переподписывали контракты с понижением, теперь кажется роскошью. Сейчас самый весомый контракт в клубе у Линдена Вея – 60 миллионов, если верить майскому рейтингу «Спорт-Экспресса», второе место – у Ожиганова. Все остальные получают 50 миллионов или меньше. 

Летом Питер вел работу в основном с фармами: провел внезапно ровный обмен с «Витязем» (конечно, Бардакова и Пыленкова терять неприятно, но Антипин и Аалтонен – это адекватная цена), привычно подергал туда-сюда молодежь с «Сочи» и скинул Хелльберга (для того, чтобы взять другого шведа), удивил обменом с минским «Динамо» Бенгтссон – Фальковский (двухметровый белорус не считается легионером). Какой еще клуб КХЛ может поменять четверых игроков из топ-100 зарплат в лиге?

В результате работы, которая велась пару лет, получилась интересная картина: самые громкие имена среди  русских «взрослых» игроков – это Бурдасов и Ожиганов, причем первый и в свои 30 лет остается еще той загадкой. Зато если брать молодых вратарей и молодых центров, то СКА благополучно выгреб чуть ли не всех лучших в России. И дело уже не в деньгах: сложно отказать клубу, который так тесно связан со сборной. 

Правда, политика СКА остается противоречивой: линейке молодых центров Морозов – Хуснутдинов – Свечков придется конкурировать с тремя иностранцами и игроком сборной Каменевым. Даже с учетом того, что на предсезонке кто-то из молодежи периодически выходил на фланге, получается перебор.  

Перебор, впрочем, – это слово, которое характеризует кадровую политику СКА уже несколько лет. Если ЦСКА, который в период Дмитрия Квартальнова и начал игру «поменяй пятерку каждый матч», сильно урезал глубину состава, то в Петербурге довели ситуацию почти до абсурда – и в новом сезоне там могут выставить восемь троек форвардов (и шесть полноценных пятерок). 

Пожалуй, не все тут однозначно являются игроками уровня КХЛ – но в ротации СКА прошлого сезона было слишком много странностей. При семи легионерах в заявке на игру могло выйти три. Каменев без объяснения причин сидел в запасе пару месяцев, потом снова выходил на лед и пробивался в сборную. Не показавшего себя в «Сочи» Кукштеля вернули в головную организацию и с удивительным упорством выпускали на лед. То, как работает система ротации в СКА, даже не назвать генератором случайных чисел – периодически там появляются явные фавориты и изгои. 

Свежих данных о платежке СКА пока нет, но можно прикинуть, что под потолком после обмена Хафизуллина и Мальте Стремвалля остается в районе 100 миллионов – в целом, на реальную звезду хватит. Но ее еще надо найти за океаном и уговорить переехать.

Несмотря на невероятную глубину, в составе СКА нет ни одного человека, которого можно было бы однозначно назвать звездой КХЛ. Среди трех иностранных центров выделяется лишь Вей, который когда-то был частью лучшего звена лиги вместе с Капризовым и Григоренко. Да, лига обеднела, но все последние годы в Петербурге отдавали звезд взрослых и ловили звезд молодых – если бы в мире не существовало НХЛ с ее драфтом, это была бы невероятная стратегия.  

Но очень сложно себе представить, что юниоры, на которых потратили высокие драфт-пики, не захотят попробовать себя в НХЛ. Следующим летом заканчиваются контракты Аскарова, Хуснутдинова, Марченко, Морозова, Бардакова – и все клубы, которые задрафтовали этих игроков (кроме разве что «Вегаса» и Морозова) не имеют глубины состава. Думайте сами, что бы вы выбрали – постоянную ротацию в КХЛ или вполне рабочий шанс на основу в НХЛ. 

Из свободных русских звезд доступен только Никита Гусев: прошел уже почти месяц после открытия рынка НХЛ, маловероятно, что он найдет себе там команду. Но потенциальный переход в СКА может стать повтором ситуации с Владимиром Ткачевым: когда Брагин возглавлял ЦСКА, Никиту сначала отправили в ВХЛ, а потом в скрытую аренду в «Амур». Сложно представить, что Гусеву дадут полную свободу – и сложно представить его в Петербурге.

В этом году мы увидим очень необычный СКА. Огромное количество молодежи, Роман Ротенберг, который прописался на скамейке уже на постоянной основе (и есть чувство, что прикипит к ней и в сборной), а еще Западная конференция, которая за каких-то пару лет успела необычайно уравняться. Непонятно, даст ли это результат – но скучно не будет.

Вспомните все клубы суперлиги после развала СССР. Их было почти полсотни

Как Путин играет в хоккей: выходит с Буре и Каменским, катит только вперед, бросает только с места

Войнов второй раз пропустил сезон и вернулся на большие деньги. Но об НХЛ, похоже, можно забыть

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид