13 мин.

Центр Москвы перекроют – под железный триатлон

Железный триатлон в Москве – уникальный старт. Его ждали много лет – еще с середины 2010-х в Крылатском проводили полужелезную дистанцию «Большого Московского триатлона», но для того, чтобы провести полную дистанцию, да еще и в центре, не хватало согласований, желания организаторов, поддержки города. В 2024-м это удалось впервые, когда силы объединили Федерация триатлона и крупнейший организатор IRONSTAR. Регистрации на старт тогда раскупили меньше чем за неделю.

В 2025-м гонка пройдет второй раз – 10 августа центр Москвы перекроют под:

  • 113 км («половинка», полужелезная, средняя дистанция) – 1,9 км плавания в Гребном канале, 90 км велогонки от Крылатского до Лефортово, забег 21 км по набережным Москвы-реки.

  • 226 км («железка», железная, длинная дистанция) – всего в два раза больше по тому же маршруту – заплыв на 3,8 км, велоэтап 180 км, забег на 42 км.

Рассказываем, чем уникальна гонка, что ждать от нее участникам и зрителям, и зачем спортсмены участвуют в этом старте второй год подряд.

Перекрыть дороги в центре столице очень сложно. Особенно для любительского старта

Триатлон в Москве – настоящее шоу мирового уровня. По масштабу, атмосфере и значимости он соседствует с легендарными гонками вроде Challenge Roth, IRONMAN в Гамбурге, Франкфурте, Ницце и Барселоне.

При этом Москва – одна из немногих столиц Европы, где проходит полная дистанция триатлона для всех спортсменов, а не только для профессионалов. Ведь удивительно, но ни в Париже, ни в Берлине, Лондоне и Милане подобной гонки нет. Во всей Европе лишь два примера – Таллин и Копенгаген.

Московский старт – исключительное событие, которое ставит город в один ряд с триатлонными столицами мира.

Эдуард Прокофьев, спортсмен из VeterOK SBR Club, в 2024 году сделал в Москве свою четвертую «железку» – дистанцию 226: «У меня есть традиция проходить железную дистанцию хотя бы раз в год, до этого было три старта в Сочи (крупнейший фестиваль триатлона от тех же организаторов IRONSTAR – Спортс’‘). А в августе прошлого года в Москве впервые в истории проходили длинные дистанции триатлона, и не где-нибудь на окраинах, а со стартом в культовом Крылатском, велоэтапом по центральным набережным и бегом в Лужниках.

В России это всего лишь третья локация для полной дистанции – после до боли знакомого Сочи и «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. Для меня еще один аргумент участвовать: финиш в 2,5 км от дома, а все трассы я оббегал-объездил десятки раз. Поэтому решение участвовать было однозначным, несмотря на дикую стоимость слотов».

Участие в таком масштабном старте действительно недешевое: слот стоит несколько десятков тысяч. Например, в 2025-м после открытия регистрации стоимость участия на дистанции 113 км – 20 тысяч рублей, за неделю до старта – 35 тысяч. На полной дистанции 226 – от 33 до 42 тысяч.

Михаил Логинов, тренер по бегу из Ухты и КМС по легкой атлетике и триатлону, соглашается с дороговизной и ценностью старта: «Ждал открытия регистрации, чтобы купить слот по минимальной цене. Этот старт изначально не входил в мою подготовку к предстоящему сезону. Но когда объявили, что в центре Москвы будет длинный триатлон, то я не мог себе отказать в участии в таком масштабном спортивном мероприятии.

Триатлон в Москве – это дополнительный повод побывать в самом красивом городе мира, ради него попросил на работе два отгула. Я понимал, что первый длинный триатлон в Москве организаторы постараются сделать на высшем уровне, с приглашением сильных спортсменов для создания конкуренции. Соревноваться с сильнейшими спортсменами страны мне нравится – это некий вызов.

Когда прошел регистрацию, поменял подготовку, чтобы старт в Москве был основным на 2024 год. И подготовка себя оправдала – удалось занять второе место в абсолютном зачете».

Трасса через всю Москву, с запада на восток

Эдуард Прокофьев рассказывает, что трасса подходит для первого полного триатлона: «Плавание по прямой в Гребном канале Крылатского, почти плоский велоэтап и абсолютно плоский бег на Лужнецкой и Фрунзенской набережных. Трасса идеально подходит для личника».

Стартует гонка в Крылатском: в 7 утра плывут участники самой длинной дистанции, через час – участники «половинки».

Эдуард Прокофьев: «Плавание в Гребном канале очень комфортное, даже на полной дистанции в один прямой круг. Канал широченный. Вода чистая».

Затем велоэтап – участники выезжают из Крылатского, через Звенигородское шоссе едут к набережным Москвы-реки. Там триатлеты делают 3 или 6 кругов, в зависимости от дистанции, по набережным мимо Кремля, доезжают вдоль Яузы вплоть до Басманного района и Лефортово.

Михаил Логинов: «Это небольшая экскурсия в центре Москвы. Больше всего запомнился вид на Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Этот вид нужно было быстро уловить, потому что на этом участке скорости высокие и проезд мимо стен Московского Кремля. От большого количества участников в основном концентрируешься на безопасности езды, но красивые виды на набережных старался все же лицезреть.

Это один из самых плоских велоэтапов на дистанции 113 км, которые удавалось проехать. Запомнил только 2 подъема ближе к выезду из Крылатского, а дальше велоэтап плоский. Он точно для рекордов.

Велоэтап в 2 круга – отличный вариант (в 2024 году маршрут незначительно отличался, было задействовано больше набережных, в 2025-м будет 3 круга с захватом других районов – Спортс’’). Есть возможность отследить соперников, несколько раз проехать мимо болельщиков и получить поддержку от них». 

Эдуард Прокофьев: «За несколько месяцев лета в прошлом году в Москве переложили очень много асфальта, в том числе на многих участках велоэтапа. Асфальт был отличным. Есть только один участок в 1 км в самом центре на Пречистенской набережной, где асфальт остался ужасным – от Крымского моста и до памятника Петру I. Участок весь в неровностях. По трассе велоэтапа на набережных было перекрыто движение автомобилей в обе стороны, поэтому для участников 2-3 полосы в одну сторону.

Знаю, что у скоростных участников гонки вызывал неудовольствие участок по территории Лужников, там примерно 3 км – из-за потери скорости на поворотах. Но в это году его не будет, трассу чуть изменили. Также в этом году трассу велоэтапа дополнили участком на набережных Яузы, где тоже новый асфальт».

Михаил Логинов в прошлом году на велоэтапе потерял три бутылки: «При выезде с Крылатского не успели положить новый асфальт, но об этом организаторы предупредили и попросили быть осторожными на этом участке. Больше был расстроен состоянием на территории Лужников. Выезд и заезд через металлические лежачие полицейские, узкие дороги и плохое качество асфальта. В этом году этот участок дороги убрали, значит больше участников доберутся до финиша без проколов и со своими бутылками.

Маршрут изменили – считаю, что это пойдет на пользу спортсменам. Как раз убрали узкие участки и участки с плохим асфальтом. Но будьте аккуратны с дорожной разметкой. Она выступает, поэтому можно случайно упасть на ней, особенно в дождливую погоду».

После велоэтапа бег – полумарафон или марафон, в зависимости от дистанции, 113 или 226. Он проводится кругами: 3 круга на «половинке» и 6 на «железке».

Эдуард Прокофьев: «Нужно приготовиться почти к полному отсутствию тени. Некоторая часть каждого круга на беговой дорожке Лужников. Несмотря на то, что ей уже лет 5, она сохраняет еще упругость и поможет.

В этом году выхожу на половинку. Хочу попробовать на вкус почти те же трассы в более скоростном формате. Очень хотелось бы, чтобы не было жары, которая ударила в Москве как раз в дни триатлона. На беговом этапе ел только одно – кубики льда».

Михаил Логинов: «Беговой этап был мне хорошо знаком: несколько раз участвовал в Московском марафоне (10 км), финишные 4 км как раз проходят по этой набережной. Это хороший вариант для бегового этапа, хоть и нет ни одного участка с тенью. Самое главное – без набора высоты.

Можно было бы добавить один пункт освежения, потому что в жаркую погоду организм сильно перегревается и необходимо как можно чаще использовать губки или холодное обливание».

Особенность гонки – транзитки в разных местах

Транзитная зона – место, где участники переодеваются между этапами. После плавания – снимают гидрокостюмы, обувают велотуфли, надевают шлем, забирают велосипед – Т1. После велоэтапа – Т2 – вешают велосипеды, снимают шлем, меняют велотуфли на кроссовки.

Для организаторов, безусловно, проще сделать одну транзитную зону – чтобы участники возвращались в уже подготовленное место. Но линейная трасса «из точки в точку», как в московском триатлоне, – это вызов. Она сложнее в логистике, требует двух отдельных транзиток, но зато предлагает более захватывающий и динамичный опыт.

Так что это еще одна фишка старта: первая транзитка – в Крылатском, вторая – в «Лужниках» – олимпийских локациях.

Михаил Логинов: «В Москву чаще приезжаю на беговые старты, где старт и финиш либо близко друг к другу расположены, либо находятся в одном месте. В триатлоне вышло все иначе. В разных местах старт и финиш, так же, как и транзитные зоны. Не совсем удобно было добираться до Крылатского. Организатором нужно чуть подробней инструкцию для иногородних сделать, как безопасно с велосипедом добраться до Крылатского, кроме как на такси».

В таких стартах всегда есть, что улучшать: отдельные участки трассы, информированность участников, нехватка пунктов освежения – все это можно и нужно дорабатывать. Но это нормально: даже самые крутые гонки не были идеальными с первого раза.

IRONSTAR в Сочи в этом году отмечает 11-летие, но впервые за это время там не будет полной дистанции (она проводилась с 2016 года). Так что в России теперь осталось только два города, где проходят «железки» – Москва и Санкт-Петербург («Медный всадник»).

Советы тем, кто будет участвовать в этом или следующем году

Московский старт точно может стать ключевым событием в календаре каждого триатлета – как первая «половинка» и «железка», как главный старт сезона для опытных любителей.

В прошлом году спрос был огромным – слоты разобрали за считанные дни. В этом же году ажиотаж немного спал, и участники могут зарегистрироваться даже за неделю до старта. Конечно, это не повод участвовать тем, кто совсем не готов. Но сама доступность – хороший знак: в следующем году точно стоит подумать об участии.

Стоимость слота высокая, но символичность события, уникальность трассы, энергия города и эмоции на финише перекрывают любые минусы. Даже жара и борьба с перегревом становятся частью личной триатлонной истории спортсменов.

Тем, кто впервые примет участие в московском триатлоне, Михаил Логинов советует:

  1. Подумайте заранее о жилье. Арендуйте квартиру или гостиницу ближе к финишу. Это очень облегчит вашу жизнь после тяжелой гонки. 

  2. В Москве чаще всего в эти даты стоит жара, поэтому, по возможности, пройдите адаптацию к жаре. Так будет выше шанс показать отличное время на финише. 

  3. Соблюдайте план на гонку и рискуйте, только если чувствуете запас сил на беге. 

  4. Берите на гонку только то питание, к которому привыкли. Никаких экспериментов в день гонки.

  5. Обязательно посетите или посмотрите брифинг. 

  6. Получите удовольствие от старта, независимо от того, как он прошел.

***

Хотя онлайн-трансляция гонки не планируется, москвичи могут поддержать участников лично – особенно на беговом этапе в «Лужниках» и на Фрунзенской набережной. Это один из самых сложных и продолжительных отрезков: спортсмены обеих дистанций будут бежать здесь с 13 до 23 часов. Участники полной дистанции преодолевают трассу за 9–16 часов, и последних финишеров встречают вплоть до 23:30.

«Гребу, ничего не вижу, мутно, месиво, рядом болтаются чужие пятки». Рэпер Влади – честно о триатлоне и марафонском беге

Триатлон зародился во Франции, набрал популярность в США, а самые жесткие соревнования проводятся в Норвегии. Все про этот вид спорта

Хотите попробовать себя в триатлоне? А какую дистанцию выбрать? Пройдите тест, чтобы понять, готовы ли вы к этому

Календарь триатлонных стартов для любителей

Фото: iron-star.com, личные архивы участников