11 мин.

Прогулки в мороз: нужно ли разрешать детям играть в лужах и сугробах? В Финляндии они даже спят на улице до -15

Как правильно гулять с детьми.

Для детей плохой погоды не бывает. Им нравится осваивать окружающий мир, топая по лужам и барахтаясь в сугробах. Но именно лужи и сугробы часто пугают большинство родителей. Оберегая малышей от мокрой и холодной погоды, они категорично говорят: «Нельзя! Замерзнешь, промокнешь, заболеешь».

Действуя таким образом, родители заботятся о благе ребенка. Но эффективно ли это?

Закаливание – от опыта СССР до современных скандинавских практик

Врачи-педиатры относят прогулки на свежем воздухе к разновидности закаливающих процедур, которые расширяют адаптационный потенциал детского организма к простудным заболеваниям. 

При правильно проводимом закаливании мобилизируются механизмы приспособления организма к окружающей среде, которые заложены в нас природой. Об этом писали врачи со времен Авиценны, и в свое время этому уделялось много внимания в СССР; исследования на эту тему проводились и проводятся за рубежом. 

С точки зрения науки прогулки на улице – это своеобразная тренировка, которая приучает детский организм к широкому диапазону неблагоприятных внешних воздействий: на ребенка дозированно действуют природные стихии (холод, солнце, вода, ветер), которые создают дискомфорт и требуют некоторого полезного физиологического напряжения для победы над ними. Процессы, которые происходят при этом, настолько многообъемлющи, что требуют отдельной статьи – но здесь ограничимся рассмотрением только одного аспекта, а именно – процесса терморегуляции.

Прогулки на холоде тренируют механизм терморегуляции: как это работает?

Прогулки в холодную погоду, игра в сугробах и прочее – это в первую очередь тренировка механизмов химической и физической терморегуляции организма. 

Как это работает? Ученые констатируют: во время прогулки в холодную погоду раздражению подвергаются рецепторы кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Это приводит к кратковременному сужению поверхностных сосудов, в результате чего кровь оттекает к внутренним органам, сохраняя тепло. Однако одновременно с этим организм мобилизуется, усиливает обмен веществ, чтобы выработать дополнительное тепло – и сосуды расширяются, согревая кожу и слизистые. Визуально это проявляется как раскрасневшиеся щеки и называется в медицине «игрой сосудов» (сужение-расширение). 

При систематическом повторении тренированность саморегуляции этих функций повышается, а внешнее холодовое воздействие уже не ощущается – организм ограничивается лишь «игрой сосудов». При этом время от сужения сосудов до их расширения становится минимальным. 

У незакаленного ребенка сужение поверхностных сосудов происходит значительно медленнее, что способствует большей потере тепла организмом; «игра сосудов» при этом отсутствует, кожа остается бледной. Как итог: действие химической теплорегуляции задерживается, наступает переохлаждение, которое чревато развитием простудных заболеваний. 

Согласованность процессов химической (обмен веществ) и физической (приток крови) терморегуляции у ребенка наступает только к 13-15 годам жизни. При тренировке системы терморегуляции равновесие удается сформировать значительно раньше. Поэтому закаливание  повышает устойчивость детского организма к простудным заболеваниям.

Относительно прогулок в советской медицинской литературе говорится, что дети в общей сложности должны гулять на открытом воздухе (вне помещения) в холодное время года от 2-х до 5-ти часов, а летом по 10-12 часов ежедневно. 

Медицинскими противопоказаниями для прогулок являются острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры тела. Когда ребенок выздоровел – можно снова гулять. Длительность прогулок нужно сокращать при низкой температуре воздуха на улице и сильном ветре.

 

Климатические нормативы для прогулок детей дошкольного возраста прописаны в СанПиН – для детей дошкольного возраста это температура ниже – 15°С и скорость ветра более 7 м/с. В действующей редакции документа речь о полной отмене прогулок не идет, хотя в версии 2010 г. этот момент оговаривался: для детей младше 4-х лет прогулки отменялись при температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей, а для детей 5-7 лет – при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с.

Мнение, что прогулки и прочие закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным детям, глубоко ошибочно. Большая медицинская энциклопедия, написанная под редакцией крупнейших советских ученых-медиков, утверждает: «Свежий чистый воздух оказывает благотворное действие на иммунитет в любое время года. Особенно полезно пребывание на открытом воздухе и летом, и зимой детям с заболеваниями органов кровообращения и дыхания (врожденные пороки сердца, ревматизм, хроническая пневмония, бронхиальная астма), так как при этих заболеваниях прежде всего нарушается функция газообмена».

При этом, конечно, следует правильно подбирать продолжительность прогулок и комплект одежды, должен учитываться возраст ребенка, его состояние и утомляемость. Обязательно нужен постоянный родительский контроль.

Не только прогулки: в скандинавских странах пошли дальше, там дети зимой спят на улице

В Дании, Швеции, Финляндии на улицах можно увидеть ряды детских колясок, выстроившихся на улице в холодную погоду. Они не просто так здесь стоят: внутри крепко спят дети. Зимний сон на улице традиционно популярен во всех скандинавских странах.

Интересен опыт Финляндии, которая в 20-е годы прошлого века столкнулась с высокой детской смертностью, вызванной болезнями. Чтобы уменьшить смертность, было решено приручить такие важные профилактические факторы, как свежий воздух и солнечный свет: для малышей разработали практику дневного сна на свежем воздухе в холодное время года. На сегодняшний день практика отработана до мелочей и применяется в Финляндии повсеместно.

В связи с этим показательны результаты исследования, проведенного в 2008 г. Институтом медицинских наук Университета г. Оулу (Финляндия). В нем изучался опыт родителей, практикующих дневной сон своих маленьких детей (в возрасте до 2-х лет) зимой на открытом воздухе. 

Итоги исследования говорят о том, что ребенок, спящий на улице зимой – привычное явление в городе Оулу для 95% респондентов из участвовавших в опросе 400 человек. Обычно родители начинают выносить новорожденного на улицу уже в возрасте 2-х недель – это происходит один раз в день, и первоначально ребенок находится на руках.

Через некоторое время малыша оставляют спать в коляске под наблюдением родителей, причем днем дети спят на улице дольше, чем в помещении. Самая комфортная температура, позволяющая ребенку спать на открытом воздухе, по мнению финских родителей – это -6°C. Около 34% родителей сообщили, что их дети спят на улице и при -15°C.

Особое внимание уделялось одежде: она всегда была многослойной. Использовались вещи из натуральной шерсти и меха, которые подбиралась так, чтобы у ребенка не потела шея, но и не мерзли руки. Родители наблюдали за малышами лично или при помощи радионяни.

Опыт такого сна был положительным, а родители не сталкивались с потенциально опасными ситуациями. Большинство родителей (94%) считают, что для здоровья детям полезно спать на открытом воздухе. При этом 88% уверены, что дети, без сомнения, любят спать на открытом воздухе, а 66% отмечают – дети более активны после дневного сна на открытом воздухе по сравнению со сном в помещении. Более половины родителей (54%) заметили улучшенный аппетит ребенка после сна на открытом воздухе. 

Исследователи замеряли продолжительность сна, и тот факт, что дети дольше спят днем на улице по сравнению со сном в помещении (вне зависимости от типа жилья), был подтвержден. Судя по итогам исследования, рекомендации устраивать дневной сон на улице родители получили от своих бабушек и дедушек (39%), от друзей (33%) либо от патронажных медсестер (28%). Противопоказанием являлись повышение температуры тела, ринит, отит, кашель. 

Ребенка тянет в лужи, а вам хочется его остановить. Что будет, если постоянно говорить «нельзя»?

Важный момент, о котором говорят врачи: чтобы закаливание, в том числе и прогулки в холодную погоду, пошло на пользу, они должны сопровождаться положительными эмоциями. Это значит, нужно учитывать интересы и настроения ребенка, вводить элементы игры и ни в коем случае не кричать. В том числе не стоит на повышенных тонах запрещать ему пройтись по таким привлекательным лужам или упасть в мягкий белый сугроб. 

Ребенок – не робот, который будет спокойно передвигаться по аллеям парка. Он изучает мир, ему все интересно, и лужи с сугробами не кажутся ему таким уж серьезным препятствием. Гуляя с детьми в холод и слякоть, родители часто комментируют такие попытки обычным «нельзя», и считают это обоснованным. А что думают об этом психологи?

Воспитание – не дрессура, и само по себе слово «нельзя» часто не дает позитивного эффекта. Детям нужна умеренная доза самостоятельности и заботы, которая способствует положительному эмоциональному здоровью и поддерживает их психическое и физическое здоровье. В ситуациях, где с ребенком ведут диалог, а не беспрекословно запрещают, удается добиться наиболее гармоничного личностного развития.

Эксперты ЮНИСЕФ (детского фонда ООН) рассказывают, что категорические запреты, используемые на постоянной основе, могут привести к неблагоприятным сценариям: 

  1. Ребенок не захочет подчиняться взрослым.

  2. Захочет одержать над ними верх.

  3. Будет мстить родителям за то, что обижен или не любим (как ему кажется).

Это наиболее распространенные негативные сценарии. При частом повторении они могут видоизменяться. Возможно как замалчивание и подавление негативных чувств, так и аффективная реакция (сильная, кратковременная и бурно протекающая эмоция, часто выражающееся в виде капризов, эмоциональных вспышек, истерик). 

Психологи ЮНИСЕФ делятся опытом: «При очередном «нельзя» некоторые дети кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление аффективных реакций у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье: это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае».

У маленьких детей, испытывающих неадекватную родительскую заботу – гиперопеку или постоянные запреты – могут наблюдаться такие крайности, как ощущение беспомощности, страха, безнадежности и другие симптомы тревожности и депрессии.

Доктор психологических наук Александр Орлов считает, что попытка родителей действовать либо «кнутом» наказаний и запретов, либо «пряником» поощрений – самая распространенная ошибка. Воспитание многомерно, в нем не существует одной наиболее эффективной формы, поэтому запреты и поощрения нужно сочетать с диалогом, основанным на взаимопонимании.

В таком случае, как же правильно запрещать, если все так индивидуально? По мнению психолога Анны Быковой, есть воспитательные детерминанты, работающие вне зависимости от возраста, пола и характера родителей и детей. Это любовь и уважение, которые взаимно усиливаются именно в сочетании. 

Когда отсутствует уважение потребностей и эмоций другого, пусть даже маленького человека, родительская любовь бывает травматична. Получается что-то вроде насилия во имя любви, например: «Мама тебя любит, мама лучше знает, где тебе гулять». Любой запрет следует объяснить, а значит, как минимум, найти время на разговор с ребенком. Любые родительские решения, а тем более санкции, должны быть объяснены, а лучше – наглядно показаны.

Проще всего взять и запретить. Гораздо сложнее – объяснить

Каждому родителю важно понять: своевольное поведение – это вовсе не обязательно сомнение в родительском авторитете и неповиновение. Ребенок познает мир, и ему, как любому исследователю, хотелось бы узнать, почему то, что он делает, делать нежелательно. В мире ребенка все должно познаваться последовательно и складываться из малого. Нужно развивать, разговаривать, объяснять и ставить рамки, то есть, сделать так, чтобы нежелательное поведение в новых условиях становилось невозможным.

Однако это не значит, что детям нельзя ничего запрещать. Запреты и разрешения – это не что иное, как обратная связь, которую ребенок получает в ответ на свои действия и поступки.

Особенно это важно в незнакомой обстановке, требующей усиленного внимания. Объяснение будет более эффективным, нежели любой запретительный окрик, и поможет ребенку понять, что запрет – это не просто прихоть, а обоснованная мера.

Избегайте крайностей. Запретов не должно быть слишком много – иначе они обесценятся, а ребенок потеряет ориентир в том, что хорошо, а что, все-таки, плохо. Старайтесь запрещать ребенку что-либо только в том случае, если это угрожает его безопасности или безопасности окружающих.

Любые запреты сопровождайте доступными объяснениями и меньше используйте категоричные правила, чтобы со временем ребенок сам научился контролировать свое поведение. Например, попробуйте для начала показать на практике, что такое вода, что такое сугроб, что в сугроб можно провалиться глубоко и какой по опасности лужа может быть.

Запреты должны быть правилами, которые поддерживаются всеми членами семьи, а не сиюминутным произволом или выплеском эмоций. Запреты также не должны пугать ребенка – если ситуация требует, запрещайте спокойным голосом. А чтобы не задеть психику, управляйте своими эмоциями и ничего не решайте под их влиянием.

Действуя разумно, родители смогут привить ребенку нужные поведенческие паттерны – научат распознавать возможные угрозы и подготовят его  к самостоятельному принятию решений.

Не отдавайте 4-летних детей в футбол. Это вредно, лучше прыгать на батуте и бегать

Впереди зима – время пить витамины, особенно при высоких нагрузках. Или от них никакой пользы?

Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровом образе жизни, питании и саморазвитии

Фото: РИА Новости/Николай Щипко, Константин Чалабов; globallookpress.com/STELLA/imageBROKER.com, Juhana Lampinen/imageBROKER.com, Alexandr Knyazev/Russian Look, Demian Stringer/ZUMAPRESS.com, Konstantin Kokoshkin/Global Look Press, Komsomolskaya Pravda/Global Look Press, Andrey Pronin/ZUMAPRESS.com

Стильная одежда на странице ASOS промокоды.