5 мин.

Проблема Пепе

За тот промежуток времени, что журналисты и болельщики активно обсуждали поведение Пепе и, по-традиции, Марио Балотелли, у меня накопилось немало мыслей по поводу этих историй. Все дело в том, что я так и не смог найти в этом потоке эмоциональных и философических высказываний точки зрения, с которой был бы полностью согласен. И которая отражала бы суть происходящего максимально полно. Ведь главное, на мой взгляд, не характер или образ человека, который совершает (или уже совершил) те или иные действия. Главное - их суть и направленность, какие пороки или блага эти действия олицетворяют.

В отношении португальца и натурализированного итальянца речь идет о хамстве. Это абсолютно очевидно. Вообще, те или иные проявления неуважения по отношению к себе мы встречаем практически каждодневно. Но мы все равно ведь всегда стремимся прочувствовать грань этого неуважения, так ведь? Где можно просто отмахнуться, где слегка устно ответить, где и вовсе дать в глаз. То есть, каждое отрицательное действие требует соответствующей реакции. Как локальной - непосредственно со стороны обиженного, так и помасштабнее - если за оскорблением стоит некая общая система ценностей.

Яркий, животрепещущий, а главное - абсолютно реальный пример. Я вот вчера должен был встретиться с девушкой. Красивой, приятной, умеющей произвести впечатление. И, несмотря на существовавшие договоренности, она в назначенное время не пришла. Даже и не думала предупредить заранее о своих намечающихся проблемах. Хотя другой человек ради этого приехал, образно говоря, из другого города и простоял полтора часа на холоде. Отвратительные ощущения. Что можно чувствовать? Досаду, возмущение, обиду и прочий набор совсем не "ура-патриотических" чувств. Однако все подобное - исключительно мои проблемы. А вот проблема Пепе - та будет поострее.

Никто ведь не будет спорить, что именно хамству на футбольном поле не место? Мне кажется, прежде чем рисовать какие-либо психологические портреты нарушителей спокойствия, нужно понять ситуацию. Один со всего размаху пытался проверить на прочность черепную коробку соперника, другой вообразил, что руки человеку совсем не нужны. Причем совершили они эти действия осознанно, повтор не даст соврать. О каком придании игре дополнительного градуса или формы чуть ли не "священной войны" в исполнении этих людей может идти речь? Да это просто-напросто отморозки, которые делают игру в футбол грязной, противной и разжигающей совсем ненужные страсти.

Хорошо - допустим, я погорячился с отморозками. Попробуем сделать более мягкое по форме умозаключение, и предположим, что постепенно создается (или оформляется) институт "вышибал". Как в хоккее, к примеру. Нельзя, наверное, сказать, что в "ногомяче" такого никогда не было, но на фоне в высшей степени "трендового" противостояния "Реала" и "Барселоны" можно выразить мысль о неком "официальном" оформлении явления. Клубы выдают на свет не только собственных Платонов, но и Джоуи Бартонов. Но их практическая польза или та самая разжигающая миссия все равно представляется мне крайне сомнительной. И не только по морально-нравственным критериям. В первую очередь, потому, что "плохиши" способны куда быстрее превратить игру наполовину в шоу, наполовину в месиво (немного "живо" звучит, правда?). Не говоря уже об отнятии времени и сведению на нет всей динамики матча (всегда легче нажать на секундомере стоп, чем потом добавить еще 10 минут).

Понятно, что с абсолютно любыми проявлениями жестокости или случаями ярко выраженного хамства в футболе необходимо бороться. Именно с явлением, а не с Пепе, Балотелли или Веллитоном. Точнее - и с ними тоже, но максимально отрезвляющими методами, которые могут не помочь конкретному человеку, но уж точно дадут футболу вздохнуть спокойно, допустим, на месяц - другой. Именно футболу, именно игре как системе, в которой задействовано огромное количество народу. Какие это методы? Что самое интересное и одновременно страшное, так это их пока еще иллюзорная плоскость. Проблема Пепе обнажила очень болезненный вопрос - на уровне самых продвинутых лиг (не говоря уже о нашей) практически нет серьезных дееспособных рычагов наказания, предотвращения хамства и агрессии. В конце концов, черт с ней, с динамикой. Решения необходимы для сохранения здоровья игроков.

В частности, есть весомый смысл пересмотреть всю систему дисциплинарных штрафов разного порядка - от желтых и красных карточек до дисквалификаций. Мне очень нравится практика судейских семинаров перед большими международными форумами. Там четко указывается, на что обратить внимание и что особенно жестко свистеть. Впрочем, это даже уже второстепенности. Главное - прямое следование правилам. И если эти правила нарушаются особенно "ярко", то и наказание должно быть соответствующим. Отбросив стеснения и заглядывания "в статус"! Десять игр - значит, десять игр. Больше - значит, больше. Без прав "давления на жалость" и подачи многочисленных апелляций. Да, пусть эти строки выглядят как предвыборная программа, но это ведь явно не тот случай, когда правила созданы для того, чтобы их нарушать.

Другое дело, что эти нарушения могут быть и не видны. И если в ФИФА (или каких-либо еще других организациях) до сих пор считают введение мгновенных видеоповторов мерой, убивающей футбол - то им однозначно стоит посмотреть выкрутасы Балотелли над головой Скотта Паркера. Чтобы понять, что же на самом деле убивает футбол. Видеоповторы - вещь давно назревшая и не представляющаяся такой трагичной, какой её видят самые высокие чиновники. 3-5 лишних минут и человек за кнопкой - это не трагизм, а реалии времени. Времени, в котором хоть еще и невозможно разглядеть абсолютно все, но вполне возможно со всех сторон посмотреть на самые очевидные вещи.   

Ну и главный регулятор, к огромному сожалению, устаревающий, это, конечно, человеческая совесть. Я не знаю, есть ли и как она выглядит у Пепеподобных, но я продолжаю верить в наличие таковой у других футболистов. Мне не противен сам игрок - мне противно то, что он порой совершает. Креативный директор на "Россия-2" Игорь Порошин ровно два года назад выдал великолепный текст о поражении Евгения Плющенко на Олимпиаде в Ванкувере. Если помните, его суть состояла в отсутствии должного вкуса у человека, претендующего на золотую медаль. Так вот формирование вкуса, на мой взгляд, вообще одна из главных ступеней становления личности. В моем вкусе - футбол в его самых светлых, чистых проявлениях. А те, кто совершают гадости, делают его безвкусным и обесцвеченным. То самое страшное, что может превратить футбол в вещь, балансирующей на грани параноидальности и безумства.