6 мин.

Ее звали Лимита

Не ждите от меня откровений. Многое из нижеизложенного вы слышали прежде от других людей. Но тема настолько важна сейчас для нас, что даже прописную истину, наверное, стоит повторить разок-другой.

 Ради протекционизма футбольное руководство страны давным-давно (почти что в прошлом веке, но это не так) придумало ограничить одновременное количество иностранцев на футбольном поле. Засилье иностранной рабочей силы и в правду иногда принимало крайне причудливые формы. Бывалые читатели вспомнят тот самый матч с «Динамо».

Однако, как это часто бывает, хорошая идея приняла не то чтобы аккуратную форму. Не более семи ли, шести, пяти легионеров в составе – оказалось, что пользы мало. После того как из спорта ушло поколение 90-х, проложившее себе путь и состоявшееся в ту нелегкую пору, ситуация со сборной стала обостряться. Фактически, последним турниром, на котором могли сказать слово футболисты, проведшие первые серьезные матчи еще при позднем СССР, стало Евро-2004. Но Онопко, заслуженный столп отечественной обороны и главный наш «гвардеец», не смог принять в нем участия. Мостовой был отчислен из-за конфликта с Ярцевым, Овчинникова удалили в игре с хозяевами турнира.

На Евро-96 Россия ехала одним из фаворитов. Спустя чуть менее двух лет все решили стыковые матчи. Мимо. Перед континентальным первенством мы загнали себя в непростое положение, но выкарабкались из него на 99%, обыграв действующих чемпионов мира. Был один поединок между географическими соседями. Был один удар, лишивший нас победы. Несладко пришлось нашей сборной по ходу отбора на ЧМЯК-2002. Прекрасная полузащита, но проблемы в линии нападения и ОИР, на тот момент пребывавший в неидеальных кондициях. И вот Россия все-таки едет на Дальний восток, в Страну восходящего солнца. С Нигматуллиным, не играющим постоянно, без Гусева, Кириченко и Лоськова (все трое выдадут отменный сезон), без Аршавина, только начавшего большой путь в футболе. Тем не менее сборная в том созыве имела все шансы на высокий результат. Повезло с жеребьевкой, в чемпионате засверкали юные перспективные Сычев, Кержаков и Измайлов. В средней линии комбинировали Хохлов, Карпин, Мостовой, Титов, Аленичев. Тогда котировавшиеся едва ли не на уровне нынешней полузащиты испанцев (Титова чуть раньше присматривала «Бавария», Хохлов будет бороться за титул кампеона Примеры с «Реал Сосьедадом», Мостового в Виго признают «Царем», а Аленичев забьет по голу в финале двух ведущих еврокубков). Конкуренция была нешуточной, можно было собрать вторую сборную, которая не ударила в грязь лицом. Но вы помните, чем все обернулось. На следующий отборочный цикл команду принимает Газзаев, вызывая всех «отверженных». Однако поражения от Албании и Израиля вкупе с начавшимся протекционизм для игроков ЦСКА приводят к отставке тренера. Ярцеву удается отобраться на Евро. Все отчеливее кажется, что в сборной назрела смена поколений: «девяностые» сделали все, что было в их силах (гол Мостового швейцарцам шикарен).

Тогда российский футбол вообще находился в прострации, меняя вектор развития. В клубы поятнулись солидные деньги, позволявшие претендовать на титул. Самобытные проекты, масса молодых да ранних талантов. Да, наши теперь не устремляли при любом удобном случае взор на Запад. Ветераны возвращались, уровень чемпионата начал расти, как многим казалось. Приезжали качественные легионеры. Венцом тренда явился Кубок УЕФА, завоеванный армейцами. Акинфеев, Игнашевич, Березуцкие, Жирков, Семак. Плюс питерские Аршавин, Кержаков, Денисов, Быстров, Малафеев... Эх, заживем!

Нахлынувшая эйфория лично у меня задвинула на второй план суть лимита. Хотя уже было ясно, что два полноценных состав под знамена сборной не призвать. Громкие трансферы и успешные карьеры за рубежом — тоже не про российских футболистов. У них был запасной путь — теплое и сытое «дома». Его же они поголовно воспринимали как основной. Помимо спортивных, существуют житейские цели. В общем-то, здорово и прекрасно, когда вторые зависят от первых. В спорте, где немаловажны голы, очки, секунды. А не сам факт отбывания номера на арене.

Сборная проехала мимо ЧМ-2006. Ряд игроков, похоже, медленно начали бронзоветь. Лимит между тем не претерпевал революционных изменений. Какая-либо конкуренция клубных академий и системность не провозглашались надеждой и опорой.

Но не перевелись самородки на Руси. Снова триумф в Кубке УЕФА, национальная команда едет на Евро-2008 и, с треском проиграв два поединка с будущими чемпионами испанцами, становится бронзовым призером. Аршавин, Жирков и Павлюченко едут в Европу. Опять эйфория. Рвем тельняшки, забиваем на лимит. Ведь он действует и способствует декларируемому росту нашего футбола. Последний на тот период видный легионер в лице Ивана Саенко меняет Бундеслигу на РФПЛ. Саенко который год вне игры и вне спорта, даром что ему лишь в октябре исполнится 30 лет. Кевин Филлипс, кто всего на 10 лет старше, выступает в английской премьер-лиге.

Стоит отметить, что, несмотря на медали Евро, многие фиксируют наличие у сборной кадровых проблем. В центре защиты не было надежного скоростного человека с поставленным первым пасом (Игнашевич+Широков+Колодин). Одного. А надо двоих. Страна с населением в без малого полтораста миллионов жителей оказалась не способна вырастить пару зубров в линию обороны. Внезапно. Да, Игнашевич — игрок очень классный, но не на пять полноправных звездочек. И семь пропущенных от испанцев — это внушает, благо немцы «отделались» всего одним.

На ЧМ-2010 мы не отправляемся в качестве участников. Попутно укрепляется мнение о «забронзовелости» некоторых сборников. Уехавшие за границу мучаются в клубах. Их примеру коллеги почти не следуют. Дружина, представляющая отечественный ногомяч на международной арене, кажется — уподабливается закрытому сообществу, для которого результат не первостепенен.

Спустя три года ничего радикально нового не случилось. Разве что сборная, как и 8 лет назад, не выстрелила на Евро. Зато теперь тренирует ее Капелло. Системного подохода, впрочем, в наш футбол не принесло даже это. А вот «Инстаграм» трещит под натиском фотографий, которые делают российские футболисты и некоторые легионеры. Лимит есть, но толку от него?

 Сегодня за границу уезжают даже из испанских клубов. Из команд, бравших КубокУЕФА. Разумеется, Ла Лига «уже не та» и погрязла в собственных проблемах. И тем не менее,

 Легионеры — это вовсе не приспешники Мефистофеля. Это коммуникация. Это мостик к окружающему миру. Это обмен. Опытом, знаниями и компетенциями. Это синергия, которая в теории обеспечивает более эффективную работу организации. Но при этом не должно быть никаких посторонних факторов, нарушающих кристальность синергии. Высококвалифицированный специалист как правило эмигрирует в поисках лучшей/более справедливой доли. И если ты его принял к себе, будь любезен отплатить миру сторицей. Создай для него коллектив единомышленников, избавься от того, что может помешать на пути к цели.

Взять тех же немцев. Из-за лингвистических особенностей (сложного языка) им не шибко легко перестроиться в другой социальной среде. Правда, причина не только в этом. Так или иначе, они пекутся об академиях и о том, чтобы свести дебет с кредитом. Поэтому не могут халатно относиться к качеству воспитанников и поэтому уже десять лет не слезают с пьедесталов на крупных турнирах. Бундес-боссы, такое ощущение, подсели на известный молочный продукт, выводящий шлаки. И подсадили на него свои клубы. Орднунг превыше всего. Здоровое питание и регулярный фитнес.

Коробит другое. Я понимаю, футбол в России = благотворительность. Но неужели акулам бизнеса, которые вбухивают танкеры долларов в ногомяч, — неужели им неинтересно сразу заставить эти деньги работать более-менее в рамках бизнеса (насколько это применимо к спорту)? Неужели им не охота отделаться от амплуа Моратти и выработать такие правила игры, по которым переплата за работников сведена к минимуму?

Переформатируйте лимит. У нас ЧМ-2018 стучится в двери. Не более 10 иностранцев в заявке. На сезон.