17 мин.

Он открыл для «МЮ» Гарначо с Майну и перезагрузил академию. Кто такой Ник Кокс?

Большая потеря для «Манчестер Юнайтед»: клуб покинул директор академии Ник Кокс. Он провел в клубе девять лет лет и пошел на повышение – получил должность технического директора в «Эвертоне». Мгновенного ухода не будет, лето Ник проведет в «Юнайтед» и поможет с передачей дел. «МЮ» в ответ позволит Коксу приступить к работе в «Эвертоне» сразу.

Директором академии «МЮ» Кокс стал в 2019-м – с того момента за первую команду дебютировали 35 воспитанников. Среди них Коби Майну (оценивается в 50 млн евро), Алехандро Гарначо (45 млн евро) и Энтони Эланга, которого «Ньюкасл» только что купил за 61,4 млн евро  («МЮ» заработал с перепродажи 6,9 млн).

Как работал Ник? Какие методы внедрил в академию и за счет чего сделал ее такой продуктивной? Как находил и развивал талантливых игроков?

Кокс в футболе больше 20 лет. Начинал в «Уотфорде» – с перестройки академии и девяти воспитанников в Кубке Англии

Нику Коксу 47, его менеджерская карьера началась в 2001-м. Тогда 24-летнего преподавателя Оклендского колледжа (Ник читал там курс по спортивной науке) пригласили в «Уотфорд», в то время – середняк Чемпионшипа. 

«Я не мечтал работать в футболе. Как и многие, я играл на неплохом уровне, но не дотягивал до профи. Тогда задумался, что еще могу сделать, и выбрал тренерство. Получил степень в университете Джона Мурса (один из лучших университетов Великобритании в области спортивного менеджмента – Спортс), прошел тренерские курсы и несколько лет преподавал, параллельно тренируя детей в школьных секциях. Непростое время». 

В «Уотфорде» Кокс получил должность координатора центра развития. Задачей Ника был поиск талантливых пацанов и последующая работа с ними. 

Кокс попал в «Уотфорд» во времена финансовых проблем клуба. «Мы теряли миллионы ежегодно, внешних инвестиций не было», – вспоминал Ник в интервью The Athletic. 

Тогда Джулиан Уинтер и Джон Стивенсон – исполнительный и спортивный директоры клуба – разработали неприлично простой план: выживать в Чемпионшипе за счет игроков академии, интегрировать их в первую команду и продавать.

Ник рассказывал, что за время его работы с академией «Уотфорда» за основу дебютировали 50 доморощенных футболистов. «Не все эти парни стали звездами, но мы работали почти без затрат. В академии играли местные ребята, родившимися не дальше 20 км от стадиона. Однажды в Кубке Англии в старте вышло девять воспитанников.

Мы заканчивали в середине таблицы Чемпионшипа пять-шесть сезонов подряд – не слишком яркий результат, но это было перевыполнением плана. Мы знали, что клуб на грани банкротства». 

На старте работы с академией «Уотфорда» Кокс познакомился с Эшли Янгом. Вингеру было 17, Ник подтягивал его по учебе, в то время как самого Янга интересовал только дебют за основу. «В академии играли еще и его младшие братья, я хорошо знаком с семьей Эшли. Когда в 2016-м я впервые зашел в столовую «МЮ» на базе в Каррингтоне, увидел его и обрадовался – первое знакомое лицо!»

Спустя четыре года, в 2005-м, Ник стал одним из руководителей академии «Уотфорда» – под его контроль ушел образовательный процесс. В рамках новой структуры обучения в «Уотфорде» Кокс с коллегами запустил программу полного дня для футболистов в возрасте от 12 до 16 лет. Обучение детей перенесли в академию Харфилда, которая специализировалась на работе со спортсменами.  

Теперь путь до базы занимал всего час, это балансировало расписание уроков и тренировок. Одним из первых футболистов, попавших под эту программу, был Джейдон Санчо. Кокс вспоминал, что обхаживал талантливого школьника, регулярно встречая его после уроков у ворот базы вместе с Шоном Дайчем – на тот момент главным тренером «Уотфорда». 

Ник провел в клубе 12 лет и считает, что именно «Уотфорд» сформировал его подход к работе с молодыми футболистами: «Мне повезло попробовать разные роли: я был тренером во всех возрастных группах, отвечал за образование футболистов, а закончил главой академии». В 2012-м Кокс ушел из «Уотфорда» из-за нового владельца – итальянского бизнесмена Джампаоло Поццо. «Он сделал ставку не на академию», – грустно резюмировал Ник. 

Новую работу Кокс получил в «Шеффилд Юнайтед» – там сразу стал директором академии. Начал со спасения карьеры Доминика Калверта-Льюина. «Он перерос молодежку, но не был готов к основе», – рассказывал Ник. Тогда Кокс организовал для ДКЛ аренду в «Стейлибридж Селтик» из шестого дивизиона Англии. 

Именно там Калверт-Льюин, игравший бокс-ту-бокса, понял, что его место – на острие атаки (не без помощи тренеров, конечно). Старт на новом месте вышел впечатляющим – шесть голов в пяти матчах. Кокс скромничает и считает, что главный герой той перезагрузки сам Доминик: «Он принял этот вызов, не каждый игрок «Шеффилд Юнайтед» поедет туда». 

Еще один продукт работы Ника Кокса – Аарон Рэмсдейл. Когда в 15 лет голкипера отчислили из академии «Болтона», первым за списанным школьником пришел «Шеффилд Юнайтед». «Тогда мы не думали, что подписываем будущего вратаря «Арсенала» и сборной Англии. Просто искали вратаря и по итогам одного просмотра предложили Аарону двухлетнюю стипендию». 

Кокс вспоминал: первый год Рэмсдейла в «Шеффилд Юнайтед» прошел тяжело, прогресса почти не было. Тогда Ник придумал для голкипера план В и делегировал ему роль тренера младших групп академии – по вторникам Аарон менял перчатки на свисток. «План был в том, чтобы заранее дать ему альтернативный путь, если карьера игрока не сложится. Аарон, возможно, даже не знал об этом, но как тренер он был великолепен».

Другой успешный выпускник Кокса в «Шеффилд Юнайтед» – Дэвид Брукс, который уже почти восемь лет играет за «Борнмут». Его Ник в 17 лет подобрал после вылета из академии «Ман Сити». Кокс вспоминал, что технически Брукс был оснащен идеально: уверенная игра под прессингом, отличное видение поля, хладнокровие на мяче. При этом физика не просто проседала, Дэвид отставал от партнеров на 2-3 года. «Футболка на нем висела мешком, шорты сползали ниже колен – он выглядел как мальчишка», – вспоминал Кокс.

Брукс быстро перерос U-18 (там вывозил исключительно на скиллах с мячом), но для скачка в U-23 был не готов физически, хотя Кокс видел его именно там. Ник нашел решение: команду U-19, в которой играл Дэвид, заявил в турнир для футболистов до 21 года. «Решение специально для ребят вроде Брукса, такие матчи расширяют их опыт в академии», – объяснял Ник.

Всего через два года за Бруксом пришел «Борнмут»: трансфер парня, совсем недавно списанного из «Ман Сити», принес клубу 11,4 млн евро.

За четыре года работы Кокса в академии «Шеффилда» в первой команде дебютировало 27 игроков академии. Результат, который привлек внимание «Манчестер Юнайтед». 

Кокс в «Юнайтед»: убедил Гарначо перейти по видеосвязи (на фоне ругались дети Ника!), разрешает младшим командам бургеры и мороженое на соревнованиях

Кокс перешел в «Юнайтед» в 2016-м – начал рядовым сотрудником академии. Ник пришел на развалины, юношеские команды «МЮ» были в упадке. Команда U-15 проиграла сверстникам из «Сити» 0:9, парни из U-18 (именно оттуда Ван Гал подтянул Рэшфорда) шли на серии из 12 поражений подряд.

Задачей Кокса было улучшение структуры подготовки молодых игроков, включая тренировочные процессы, скаутинг и интеграцию футболистов в основу.  Ник внедрил более индивидуализированные программы тренировок и сделал акцент на технических и психологических аспектах подготовки. Всего через три года он стал директором академии «Юнайтед», сменив на этом посту Ники Батта. В 2022-м «МЮ» U-18 выиграл молодежный Кубок Англии – впервые за 11 лет. Главные звезды того финала на «Уэмбли» (игру смотрели 67 тысяч зрителей) – Кобби Майну и Алехандро Гарначо. 

Именно Кокс, став руководителем академии, привел в нее новых специалистов: 10 лет назад у команды U-18 не было ни аналитиков, ни психолога. «Для того, чтобы раскрыть талант, одного тренера недостаточно», – уверен Ник. 

Рассуждая о карьере Кокс обычно скромничает. Его злит, когда кто-то говорит, что «развил» игрока. Ник уверен: если ребенок выходит в профи, это совместный результат – агентов, родителей, академии и самого футболиста. Тем не менее, методы Ника впечатляют – окончательно довести их до топ-уровня (сам Кокс так, конечно, не считает) удалось именно в «МЮ». Вот они: 

● Создание всесторонне развитых личностей – основа философии Кокса. Кулинарные курсы, семинары по ментальному здоровью и безопасному вождению – норма для академии «Манчестер Юнайтед». 

● Индикатор успеха детского тренера в «МЮ» – счастливые, любопытные дети, которые рвутся на следующую тренировку или бегут домой отрабатывать навыки. «Нельзя относиться к ним как к мини-профессионалам. Дети не должны ощущать, что футбол – это бизнес», – подчеркивает Ник;

● При работе с детьми нельзя слишком рано увлекаться профессионализацией – это может навредить не меньше, чем помочь. 

«По мере приближения к дебюту в основе программа должна меняться. Моя задача – обеспечить, чтобы опыт соответствовал возрасту и уровню игрока. Нельзя перегружать их слишком рано, но и нельзя допустить, чтобы к финалу пути они оказались не готовы к конкуренции. Это баланс. Правильного ответа на все вопросы у меня нет, но я ищу его», – объясняет Кокс;  

● Важно не лишать детей детства. Кокс рассказывал, что во время международных турниров не раз замечал, как после игр пацаны из команд соперника пили протеин для восстановления сил. «Наши ребята могут спокойно съесть бургер или мороженое. Почему? Потому что они все еще дети»;

● Если отнять радость от игры, это может аукнуться: задушить креативность и ограничить умение решать проблемы. Кокс считает, что в работе с молодежью нужно двигаться медленно, чтобы потом рвануть вперед. «К сожалению, я видел семьи, которые слишком спешили, а потом жалели о своем подходе»;

● Академия постоянно усложняет игрокам уровень сопротивления. Как только футболист начинает заметно выделяться на фоне сверстников, он мгновенно переезжает на несколько возрастных ступеней выше. Так 14-летний Джей-Джей Габриэль (еще один пацан, которого называют новым Неймаром), который совсем не чувствовал соперников в своем возрасте, отправился в команду U-18. Цель Кокса – приблизить условия к реальной жизни, где гладкого пути без сложностей не бывает.

Методы Ника разнообразны. В 2024-м он устроил вратарям всех возрастных групп академии (от 9 до 16 лет) встречу с Томом Хитоном. Голкипер, прошедший путь от Второй лиги Англии до АПЛ, рассказывал пацанам о важности ведения дневника для саморефлексии. В конце встречи каждый получил брендированный дневник от клуба.  

Родители в восторге от работы Ника. В период ковида Кокс не отпустил ни одного футболиста – считал, что нельзя никого бросать в такое тяжелое время. Для поддержания духа Ник привлек к видеовстречам легенд клуба: Пола Скоулза, Майкла Кэррика, Ники Батта, Оле-Гуннара Сульшера, Брайана Робсона, Дениса Ирвина. 

«Ник упорно трудится не только над созданием хороших спортсменов, но и хороших людей с полноценным образованием», – емкая характеристика от Мартина Девейни, отца капитана команды U-18 Джейкоба Девейни. При этом босс академии «МЮ» предельно честен с родителями и сразу предупреждает их, что большинство мальчишек не станут профессионалами. 

Кокс поясняет: «Вы отправляете сына в театральный кружок не для того, чтобы он снимался в голливудском блокбастере. Вы хотите, чтобы он нашел друзей, развил навыки, получил удовольствие. Может, он и станет звездой кино, а может – преподавателем драмы. И то, и другое – отличный результат». 

В 2023 году Кокс запустил программу поддержки для игроков академии, которые не стали профессионалами. Финансовую помощь получили 225 человек, покинувших клуб в период с 2012-го по 2023-й. «Мой девиз – путь важнее цели. Академия существует не только для того, чтобы давать новых Гарначо для первой команды. Мы не даем им гарантий выхода в профи. Я могу обещать лишь одно: их ждет яркий опыт, который обогатит их жизнь», – объясняет Кокс. 

Помимо работы внутри академии, Ник также занимается скаутингом молодежи – в прошлом сезоне за «МЮ» дебютировали сразу четыре игрока, которых перехватили при его участии: Харри Амасс («Уотфорд»), Тоби Кольер («Брайтон»), Чидо Оби и Эйдена Хевен (оба – из «Арсенала»). Несмотря на отъезд в «Эвертон», напоследок Кокс помогает «Юнайтед» еще с двумя футболистами. «Юнайтед» лидирует в гонке за 16-летних полузащитников, считающихся одними из лучших в стране: Сета Риджона из «Фулхэма» и Тайреза Нубисси из «Ман Сити».

Ник рассказывал, что самым стрессовым трансфером в академию был Алехандро Гарначо в 2020-м. Во время Zoom-созвона с игроком в соседней комнате стоял шум и крики – ссорились сыновья Ника. Коксу с трудом удалось их успокоить и вернуться к диалогу с Гарначо (ему тогда было 16 лет). «Я до сих пор подшучиваю над ними. Говорю: «Если бы вы тогда не успокоились, Алехандро, возможно, не было бы в «Юнайтед». 

Ник уверен: чтобы построить топ-карьеру, не обязательно быть идеальным. «Развивай сильные стороны, маскируй слабости», – подход Кокса, который помог Кобби Майну. Он с детства выделялся в плане техники и сканирования пространства, но сильно уступал сверстникам в размерах. 

«Майну был щуплым, поэтому ему приходилось действовать умнее», – объяснял Ник. В академии не пытались преждевременно превратить Кобби в машину и сфокусировались на улучшении техники, дриблинга и движения без мяча. К 20 годам Майну ожидаемо оброс мышцами, при этом сохранив шикарную технику. 

Майну один из трех наиболее успешных (на сегодня) выпускников Кокса. К 20 годам Кобби уже сыграл в финале Евро (вышел в старте) и стал лучшим игроком финала Кубка Англии-2023/24 против «Ман Сити».

Дальше, разумеется, Алехандро Гарначо. Обладатель премии Пушкаша-2024!

Энтони Эланге не хватило времени показать себя в «МЮ», но лучший молодой игрок «Юнайтед» в сезоне-2019/20 прекрасно справляется и без родного клуба. 11+21 за два сезона в «Ноттингем Форест» обеспечили трансфер в «Ньюкасл» за 61,4 млн евро – одна из трех самых дорогих покупок в истории клуба. 

Индикатор успеха академии при Коксе – не только прорывы конкретных футболистов. В сезоне-2023/24 воспитанники академии «МЮ» набрали 11 835 минут в АПЛ – лучший результат в лиге, отрыв от «Челси» почти двукратный. 

Тогда же, летом 2024-го, «Юнайтед» впервые в истории масштабно продал доморощенных футболистов – ушли сразу шестеро, клуб заработал 84,9 млн евро. Кокс застал всех: Мактоминей и Гринвуд дошли до основы на старте работы Ника, остальные выпустились уже при Коксе-директоре. 

Помимо чистой прибыли, которая переместила клуб в безопасную зону внутреннего ФФП лиги, выпускники Кокса принесли «МЮ» деньги уже после ухода. Ник был одним из тех, кто предложил изменить структуру трансферов на выход: теперь в них прописывают процент с будущей продажи игрока. Так переходы Альваро Каррераса в «Реала» и Энтони Эланги в «Ньюкасл» уже принесли «Юнайтед» 15,7 млн евро. Деньги, похоже, принесет даже игрок, отпущенный бесплатно – в контракте Макси Ойеделе (сейчас играет за «Элегию» прописаны 50% со следующей продажи, которые достаются «МЮ». «Страсбур» уже готовит 6 млн евро.

***
В одном из последних интервью в роли директора академии Ник сказал: «В «Юнайтед» мы создаем среду, где игроки могут попробовать сложное без страха ошибиться. На наших тренеров не давит необходимость добывать результат, хотя мы и воспитываем в ребятах дух победителей». 

Теперь философия, которая сильно помогла «Юнайтед», лишается фундамента. По ходу прошлого сезона у Кокса были предложения из Европы, но самым конкретным был интерес «Эвертона». Ник до последнего скрывал переговоры даже от семьи – они узнали все за неделю до согласования сделки. 

Скромно и профессионально. Как и всегда. 

Каррерас – новый ЛЗ «Реала» за 50 млн. Хотелка Хаби Алонсо на замену Менди

Фото: Gettyimages.ru/Matthew Peters/Manchester United, Gareth Copley, Naomi Baker, Lintao Zhang, Pete Norton, Ben Radford, Charlotte Tattersall; manutd.com