11 мин.

Швайнштайгер должен был спасти «МЮ», но быстро сдулся – не выдержал АПЛ

«Я не вижу того игрока, которым он был в «Баварии».

После двух поражений на старте сезона-2022/23 (1:2 от «Брайтона» и 0:4 от «Брентфорда») «МЮ» в панике провернул трансфер Каземиро: «Реал» получил за 30-летнего опорника 70 млн евро. Бразилец мощно провел вторую половину сезона, но резко сдал в новом и пропустил из-за травм почти четыре месяца. Сейчас Казе – проблемный актив с длинным контрактом (до лета 2026-го) и самой большой зарплатой в клубе (350 тысяч фунтов в неделю). Кажется, «МЮ» не учится на ошибках. В 2015-м клуб уже искал быстрое решение проблем в центре поля аналогичным путем (трансфер опытной звезды + безумный контракт). Так в Манчестере оказался Бастиан Швайнштайгер.

Карьеру Швайнштайгера в «Баварии» закончили травмы и Гвардиола

После требла в сезоне-2012/13 и прихода Гвардиолы роль Бастиана Швайнштайгера в «Баварии» постепенно снизилась. В следующем сезоне немца мучили травмы, из-за которых основательно поработать с Пепом не вышло – Швайни пропустил 32 матча «Баварии» и сборной из-за четырех повреждений. В сезоне-2014/15 ситуация со здоровьем полузащитника ухудшилась. В августе Бастиан травмировал колено и вылетел на 3,5 месяца. Даже после возвращения отвоевать место в старте не вышло. Несмотря на микс схем (Гвардиола пробовал ромб, тройку с одним чистым опорником, пару опорников), Швайни не находилось места в составе: Тиаго, Хаби Алонсо и внезапно эволюционировавший в опорного полузащитника Филипп Лам котировались у Гвардиолы выше. Одной из проблем считалась невозможность играть с Алонсо и Швайнштайгером одновременно – футболисты слишком сильно дублировали функции друг друга. Эту версию озвучивал Франц Беккенбауэр: считал, что связка Хаби и Бастиана замедляет игру «Баварии». То же самое говорил и Лоттар Маттеус: «Швайнштайгер достаточно умен, чтобы вести игру команды в середине поля. Но для этого нужно строить команду вокруг него, как это сделали в «Ювентусе» вокруг Пирло. Гвардиола за последние 12 месяцев показал, что уже не уверен в способностях Бастиана и предпочитает ему Хаби Алонсо. Именно испанец чаще играет в самых важных матчах. Бастиан не становится быстрее с возрастом. Если бы Тиаго Алькантара и Хави Мартинес были здоровы, он бы вообще не попадал в основу». Гвардиола парировал: «Хаби и Бастиан нам нужны не из-за их ног, а из-за их голов. Думают они быстрее, чем кто-либо еще».

Доля правды в словах Беккенбауэра и Маттеуса была: Пеп сделал ставку на Хаби, а Швайнштайгер сезон-2014/15 закончил с рекордно низким процентом сыгранных минут – всего 41% от возможного максимума. Это был второй худший результат за всю карьеру в Мюнхене – меньше Бастиан играл только в 17 лет. В январе 2015-го немец заявил, что не спешит продлевать контракт с «Баварией» и намерен поиграть еще 3-4 года. Весной Гвардиола подчеркнул, что будущее Швайнштайгера полностью зависит от игрока: «Он легенда клуба, но решение принимать ему – не мне и не Румменигге. У Бастиана действующий контракт, и он входит в мои планы в следующем сезоне». Возможно, Пеп лукавил насчет важности Швайнштайгера, но планы точно пришлось менять – летом 2015-го за Бастианом пришел «МЮ». 

«МЮ» сделал Швайни самым высокооплачиваемым игроком АПЛ, но его хватило всего на пару месяцев

«МЮ» закончил сезон-2014/15 на четвертом месте – в 17 очках от «Челси» Моуринью. После бегства Анхеля Ди Марии в Париж полузащита нуждалась в усилении – ЛВГ явно не хватало качественных опций в центре. 

В июне 2015-го «МЮ» ворвался в инфополе как главный (и единственный) претендент на 30-летнего Швайни. Уже в конце месяца The Times писал: Бастиан готов перейти в «Ман Юнайтед», если в преддверии Евро-2016 ему гарантируют место в стартовом составе. При этом немец был уверен, что хорошо знакомый ему Луи ван Гал предоставит такую гарантию.

«Юнайтед» договорился с «Баварией» и Швайни быстро: первые слухи появились в конце июня, а уже 12 июля полузащитник проходил медобследование в Каррингтоне. Мюнхенцы получили за 30-летнего игрока с годом контракта 9 млн евро, а Бастиан стал самым высокооплачиваемым футболистом АПЛ. По условиям трехлетнего соглашения «Юнайтед» увеличил его зарплату в 1,7 раза – с 158 тысяч евро в месяц до 280.

Швайнштайгер начал с привычной для новичков лести – закрыл фанпак: рассказал, что мог перейти в «МЮ» еще в 2010-м, напомнил, что за клуб болеет его брат, признавался в любви Кантона. Сильнее всего срезонировала фраза «Бавария» – большой клуб, но «Манчестер Юнайтед» еще больше». Бастиану почти сразу пришлось оправдываться и уточнять, что речь шла только о популярности в США. Швайнштайгер дебютировал за «МЮ» 8 августа 2015-го: вышел на замену в матче против «Тоттенхэма». Три следующих матча он тоже начинал в запасе, впервые сыграл в старте только в конце месяца против «Ньюкасла» (заменили на 59-й минуте). Набрать форму получилось к осени – с 30 сентября по 28 декабря Швайни вышел в старте в 15 из 16 матчей «МЮ» и был признан лучшим игроком клуба по итогам ноября. Несмотря на небольшое улучшение, Швайнштайгеру все еще было тяжело. Ван Гал снял его на 70-й минуте декабрьского матча с «Вольфсбургом» и объяснял, что Бастиан никак не наберет форму: «Я заменил его, а я не меняю игроков просто так. Все мы люди – Швайнштайгер тоже. Он хочет играть на самом высоком уровне в клубе и сборной, но я не могу сказать, что вижу того же игрока, каким Бастиан был в «Баварии».

Были вопросы и к стилю. В «МЮ» Швайнштайгер получил прозвище «мистер спокойствие» – из-за неторопливой игры и частых передач поперек и назад, сбивающих темп. «Да, есть ситуации, когда нужно сыграть быстро. Но при этом ты должен дать понять партнерам, что все под контролем. Мне не нравится, когда в игре слишком много спешки. Возможно, отсюда и прозвище», – объяснял Бастиан. 

К сожалению для «МЮ», Швайнштайгер исчерпал ресурс здоровья слишком рано – 11 января он получил травму колена и вылетел на три месяца. После возвращения в начале апреля Швайнштайгер сыграл в трех матчах за неделю (во всех по 20 минут) и получил новую травму: врачи диагностировали повреждение медиальной коллатеральной связки колена. Больше в сезоне-2015/16 Швайнштайгер не играл. Бастиан провел на поле 31% игровых минут из возможного максимума за сезон и заработал 17 млн евро за первый сезон в Англии. Вопросы вызывало не только соотношение зарплаты и игрового времени, но и методы восстановления. Daily Mail писал, что «пока ожидания Швайнштайгера и «МЮ» друг от друга сильно не оправдывались, его вовлеченность в карьеру Аны Иванович уже вызывала раздражение коллег.

«Несколько ветеранов команды», увидев Бастиана на матчах Аны в Майами и Мадриде, якобы «в весьма доходчивых выражениях» объяснили ему, как неуместно выглядят его путешествия по теннисным турнирам во время предполагаемой реабилитации после травмы».

После Евро-2016 Швайнштайгер и Иванович сыграли свадьбу (пара поженилась в Венеции 12 июля), а уже через два дня появились слухи о возможном уходе Бастиана из клуба. Швайни попал в список игроков, на которых не рассчитывал новый босс «МЮ» – Жозе Моуринью. 

Жозе изолировал Швайнштайгера от команды (якобы из непрофессионализма), но через три месяца вернул обратно

28 июля 2016-го Моуринью отстранил Швайнштайгера от работы с основой и отправил тренироваться с составом U-21. «Никакого уважения», – короткая твиттер-реакция брата Бастиана на следующий день. Bild делился деталями: Моуринью прямо сказал Швайни, что не рассчитывает на него и попросил освободить шкафчик в раздевалке. Жозе отметил, что Швайнштайгер будет тренироваться с молодежкой до тех пор, пока не найдет новый клуб. По данным Manchester Evening News Жозе отстранил Швайнштайгера из-за «халатного отношения к работе». Речь шла о тех самых поездках с Иванович во время восстановления от травмы. В течение четырех месяцев сезона-2015/16, когда Бастиан был травмирован, он успел побывать на турнирах в Дубае, Майами, Штутгарте и Риме.

Сообщалось, что Луи ван Гал закрывал глаза на отстраненность игрока от команды и ее интересов – единственным условием голландца было то, что Швайнштайгер должен был возвращаться в Манчестер в дни матчей. Моуринью, получив информацию об отношении Бастиана к клубу, посчитал подобное поведение недопустимым и отстранил игрока от тренировок с основным составом. Жозе на вопросы об отстранении отвечал сухо: «Такое случается в любом клубе мира. Тренер определяет состав, вот и все». «МЮ» планировал отпустить Швайнштайгера бесплатно, чтобы сэкономить на зарплате, но в итоге сезон-2016/17 немец начал в «Юнайтед». «Не говорю, что ему будет невозможно вернуться в состав, но сделать это будет очень трудно. У нас и так есть пять игроков на две позиции – Погба, Феллайни, Кэррик, Шнайдерлин и Эррера», – объяснял Моур. 

«У меня состоялся хороший разговор с Жозе и у меня нет с ним никаких проблем. Я бы мог помочь «МЮ», если бы мне дали шанс», – тактичный ответ Швайнштайгера. 

Моуринью был принципиален: Бастиана отцепили от заявки «МЮ» на Лигу Европы. В конце октября главный тренер «Манчестер Юнайтед» U-23 Уоррен Джойс хотел задействовать Швайни в играх молодежного первенства. Но Моуринью дал понять Джойсу, что Бастиану нельзя играть ни за одну из команд «МЮ» – он может лишь тренироваться для поддержания формы. Иронично, что уже на следующий день (31 октября) Жозе неожиданно вернул немца к тренировкам с основой. «Глядя на то, как Бастиан профессионально работает день за днем, мы подумали, что его возвращение в команду – это человеческое и профессиональное решение.

Если он захочет уйти зимой, то присоединится к новой команде в отличных кондициях. Если он останется с нами, у «МЮ» появится еще один вариант в центре поля», – объяснял Моуринью. 

Для возвращения на поле Швайнштайгеру понадобилось два месяца тренировок с основой  – Жозе дал шанс только в январе 2017-го. Сначала 13 минут с «Редингом», через две недели – 90 минут в игре Кубка Англии против «Уигана». Заряженный Бастиан оформил 1+1, но по словам Моуринью полузащитник не был готов к полному матчу. «Где-то с 65-70 минуты ему было тяжело».

Короткая оттепель в отношениях не спасла карьеру Швайнштайгера в «Юнайтед»: Бастиан искал варианты ухода и в марте 2017-го договорился с «Чикаго Файр». Моуринью после ухода немца публично извинился за слишком суровый подход: «Я знаю, что для Бастиана сезон получился полным травм. Он почти не играл. Швайнштайгер даже не проходил лечение в клубе, он лечился на стороне.

Не думаю, что это было правильно. В психологическом плане это было неправильно.

Мне не был нужен футболист такого типа в команде. Но познакомившись с Бастианом как с человеком, узнав его как профессионала, оценив, как уважительно он отнесся к моим решениям, я стал сожалеть о сложившейся ситуации. Для меня не проблема это сказать. Швайнштайгер это знает.

Последнее, что я сказал Швайнштайгеру, было: «Я поначалу неверно повел себя в твоем отношении. Я должен теперь поступить с тобой правильно». Когда Бастиан спросил о возможности уйти, я должен был ответить «да». Если ошибся однажды, то нельзя ошибаться дважды»

*** Трансфер Швайнштайгера – иллюстрация управленческой катастрофы «МЮ» в последнее десятилетие. Вместо качественного усиления проблемной позиции, клуб вложился в прошедшего пик травматичного игрока с легендарным прошлым. Провал обошелся в 38 млн евро за два года (трансфер + зарплата). Швайни сыграл в старте «МЮ» всего 22 матча (в АПЛ – только 13).

Спустя три года после трансфера Луи ван Гал говорил, что Швайнштайгер оказался не готов к темпам английского футбола: «Его тело было не в состоянии выдержать высокие требования АПЛ. «Бавария» продала его как здорового игрока, но на самом деле физически он был на пределе».

Прошло почти 10 лет, а «Юнайтед» все еще борется с демонами прошлого – нужно что-то делать со стареющим полузащитником на гигантском контракте.

Подписывайтесь на телеграм-канал автора о «Манчестер Юнайтед»

«Ливерпуль», «Ман Сити» и «Арсенал»: кто станет чемпионом в гонке на троих?

Фото: Gettyimages/Clive Rose / Staff, Gareth Copley / Staff, Alex Livesey / Staff, Martin Rose / Staff, Matthias Hangst / Staff; imago sportfotodienst/Global Look Press