12 мин.

Призывной пункт. Во сколько лет еще не поздно записаться в футболисты

В Москве более 40 футбольных школ, но большинство родителей стремятся отдать своих детей в самые солидные – в «Спартак», ЦСКА, «Динамо» или «Локомотив». Каждый набор в такую школу – это смесь надежд и первых разочарований. Еженедельник «Футбол» – о том, как отбирают детей в футбольные академии и во сколько лет еще не поздно записаться в профессионалы.

Партизанский поход

Морозным мартовским днем не протолкнуться среди иномарок, припаркованных возле легкоатлетического манежа ЦСКА. Все эти автомобили здесь для одного – родители привезли своих детей записываться в футболисты. Среди всех выделяется мужчина с внешностью сильно поседевшего Ричарда Гира и его сын Дима, феноменально напоминающий Алана Дзагоева. Папа мальчика оказывается сербом. Он давно приехал в Россию, нашел здесь русскую жену, завел семью. Но частичка Сербии, похоже, у него всегда с собой.

– Я болельщик «Партизана»! – говорит Радомир, гордо расстегивая куртку и демонстрируя характерную черно-белую футболку. – Сына тоже приучил болеть за армейские команды! И как ты думаешь, в какой еще клуб в России я мог его отвести?!

Таких отцов, как Радомир, здесь девять из десяти. Сегодня они пришли отдаватьсвоих детей именно в ЦСКА. А для некоторых это вообще шанс взять реванш за себя и несложившуюся карьеру.

– В свое время я окончил школу ЦСКА, но заиграть дальше не получилось, – говорит предельно настроенный и сконцентрированный папа, будто на поле сейчас выходить ему, а не его 6-летнему ребенку. – Теперь попробуем сделать футболиста из сына. Сурового графика не боимся. Мы как-то справлялись, значит, и они должны его осилить.

Чем больше разговариваешь с родителями, тем больше становится понятно, что для большинства играть за ЦСКА – это идея фикс. Буквально каждый папа болеет за армейский клуб, и наверняка у их детей даже пеленки были исключительно красно-синих цветов. А такие мелочи, как полтора часа дороги от дома до школы, – это не препятствие.

– Ехать нам от «Авиамоторной» до «Аэропорта», путь неблизкий, – качает головой миловидная блондинка. – Но мы хотим играть именно за ЦСКА, сынок с папой вместе болеют за одну команду. Поэтому мы не пошли в «Локомотив» в Перово, хотя живем рядом.

Тех, кто не пошел в Перово, или в Сокольники к «Спартаку», или в Петровский парк к «Динамо», тут где-то под сотню. Но после длительных поисков в манеже все-таки удается обнаружить пятно непатриотичности. Родителям 5-летнего Никиты на ЦСКА по большому счету фиолетово. Ребенок здесь потому, что с трех лет гоняет мяч по квартире и не дает никому покоя. Если же с футболом не сложится, мама и папа Никиты не расстроятся: мальчик уже вовсю занимается английским и музыкой.

Дмитрий Кузнецов и Роман Христич и 13-летние

Играть некогда учиться

Дети начинают заниматься футболом в трех случаях: когда хотят этого сами, когда этого хотят их родители и, реже, когда это желание взаимно. Лучшего, как и худшего, варианта нет. В дальнейшем все зависит от способностей мальчика и великого множества нюансов. Важнее другое – как можно раньше определиться, что от занятий футболом родители и ребенок хотят получить. И тут надо либо делать ставку на профессиональный спорт, принося ему в жертву многое, если не все, либо выбирать более щадящий режим. Который позволит совмещать тренировки и нормальную учебу – с прицелом на будущее, тесно не связанное с ударами по «девяткам».

В московском детском футболе есть четыре дивизиона, отличающиеся друг от друга лишь подходом к делу: от более профессионального к более любительскому. Чем круче лига, тем лучше в ней условия и выше требования. Но в клубе любого дивизиона ребенок будет участвовать в чемпионате своего года рождения, решать турнирные задачи и стабильно тренироваться. Разница лишь в том, в каких условиях и на каком уровне все это будет происходить.

В топовых столичных школах этот уровень запредельный. Клубы вкладывают в воспитанников деньги и, естественно, хотят получить от этого отдачу. Родителям не нужно тратиться ни на сборы, ни на тренировки, ни на форму – абсолютно все затраты возьмет на себя клуб. Однако ребенку придется всецело посвятить себя футболу. И как бы ваш сын ни был талантлив, адекватно учиться в режиме академий ведущих клубов Премьер-лиги он не сможет – на это не будет ни сил, ни времени.

Тем не менее на просмотры детей, которые раз в полгода устраивают школы московских монстров, стабильно собираются аншлаги.

Красно-синяя преемственность

Пробиваясь сквозь ревущую метель, вооруженные родителями и рюкзаками мальчики рвутся в красно-синие двери. За 15 минут до назначенного времени трибуны манежа заполнены на треть, а желающие примерить армейские футболки все прибывают. Мальчики переодеваются прямо на месте, взволнованные родители пытаются давать им мудрые советы.

Просмотр задерживается уже на двадцать минут – на искусственном поле продолжают тренироваться разные возрастные категории армейской школы. Неожиданно о прибывшей толпе вспоминают. Один из тренеров берет в руки советский мегафон и предлагает вкусить «мастер-класс» от юных воспитанников школы. Словно намекая: посмотрите, какие здесь собраны мастеровитые ребята, и поскорее уведите своих детей подальше, чтобы не позориться. Не работает.

Наконец детей приглашают на поле. Родители перетекают к его кромке, мальчики в порядке очереди с паспортами и медицинскими справками осторожно ступают на искусственный газон. Пока проходит вся эта бумажная волокита, ближе к собравшимся подходит Михаил Васильевич Христич – старший тренер школы.

– Что, Мишку Косолапого привела? – звонко обращается Христич к одной из мамочек и тут же переключается на ее сына: – Признавайся, ты так вырос или на лавке стоишь?

Пока юный Михаил смущается, на помощь приходит его мама. Ее старший сын уже занимается в ЦСКА, маленького тоже решили отдать в футбол. Во многом, по ее словам, из-за прекрасного тренера. Уже длительное время Михаилу Васильевичу доверяют сложнейшую задачу – работать с малышами. Самых юных – 5–6-летних – наставник принимает без разбору и всех без исключения приглашает на первую тренировку.

– Некоторым еще по пять лет! – объясняет свою позицию Михаил Васильевич. – А здесь столько людей, такое давление… Они бы все разволновались и растерялись. Лучше позаниматься с ними в более спокойной обстановке, там они раскрепостятся и покажут все, на что способны. 

Михаил Васильевич Христич и самые маленькие

Критерии отбора

Бойцы на год старше попадают на отдельный участок поля, где в сопровождении задорных реплик Христича разворачивается целая комедия.

– Что же ты такой медленный?! Ты не Даня, а Дыня! – по-доброму журит Христич мальчика в майке ЦСКА, у которого над пятым номером написано собственное имя. – Так, не надо драться, борьба здесь в другом зале. Тебя отвести? Вы мужики или кто? Ну-ка, не сдаемся, если что-то не получается!

– Этого я делать не буду, я так не умею! – выдает мальчик, которому никак не удается пронести зажатый между коленками мяч хотя бы на метр вперед.

– Так ты пока вообще ничего не умеешь, поэтому и пришел сюда, чтобы научиться! Ладно, давайте поиграем в футбол, раз вы все такие профессионалы, – сдается тренер.

Михаил Васильевич делит ребят на команды по три человека и предлагает им начать небольшой турнир. Толкая мячи то бутсами, то коленками, пихаясь и спотыкаясь, каждый ребенок искренне стремится к победе. Перед тренером стоит труднейшая задача – разглядеть в малышах задатки потенциала.

– Критериев отбора в таком возрасте немного, – говорит Христич. – Обращаем внимание на три компонента: координацию, ловкость и быстроту. Скорость – это природный дар. Что-то большее требовать от них сложно, они ходят-то, как Чарли Чаплин – на пятках. Я на тренировках чаще на четвереньках ползаю, чем хожу, – шнурки им завязываю!

Сегодняшним отбором малышей Михаил Васильевич доволен. Несмотря на мартовские морозы, до манежа добрались 30 мальчиков 2007 года рождения и 18 – 2006-го. Двоим из них сразу предложили присоединиться к основной группе, которая занимается уже год. Других еще будут смотреть, некоторым же сразу пришлось сказать «нет». Их родителям Христич объясняет, что на футболе спортивная жизнь не заканчивается и есть масса других видов, где дети смогут себя найти.

 

Возрастной ценз

Но набирают сегодня не только малышей. Каждой возрастной группе на поле выделен отдельный участок. Самый большой предоставили старшим – 13-летним. Для них это последний шанс попасть в ЦСКА с общего отбора. По традиции за журавлем в небе приходит максимальное число мальчишек. Сегодня их больше пятидесяти, но вероятность того, что хоть кого-то из них примут в школу, минимальна. Чем ребенок старше, тем сложнее ему доказать свою состоятельность.

Это показывают и цифры. Если малышей взяли почти всех, то ребят взрослее – уже выборочно. Среди 13-летних тренеров заинтересовали вообще лишь двое. Одному из них, приехавшему из Омска, предложили прийти на ближайшую тренировку, второму – гостю из Череповца – пообещали в случае чего позвонить.

– На многое в старшей возрастной категории мы и не надеялись, – говорит бывший защитник ЦСКА Дмитрий Кузнецов, ныне отвечающий в клубе за селекцию. – Наши ребята этого возраста тренируются уже много лет, поэтому шансов, что придет кто-то лучше их, практически нет. Двое сегодня выделялись, но даже они с трудом дотягивают до уровня армейских ребят. Но просмотр мы проводим не для галочки. Бывают случаи, когда приезжают мальчики, которых почему-то ранее никто не заметил. Однажды был на просмотре парень из Иванова, его сразу отодвинули и сказали: «Ты сегодня вечером выходишь против «Спартака». Он вышел и забил.

Такие истории и заставляют приходить тех, кто почти уже опоздал.

Помимо Кузнецова и других людей из селекционного отдела армейцев, отвечает за отбор 13-летних уже другой Христич – Роман, сын Михаила Васильевича. Именно он главный тренер команды этого года рождения, и ему предстоит вершить судьбу тех двух счастливчиков, которых не отправили домой в первый же день.

– На мой взгляд, приходить в таком возрасте в ЦСКА и другие ведущие школы Москвы поздновато, – трагично говорит Роман. – Надо делать это раньше. Лучше – с совсем юного возраста, но даже в 10–11 лет не поздно. Это годы, когда можно научить. Изначально мы смотрим лишь на потенциал, дальше уже идет работа тренера.

– Эй, тренер! – подкрадывается сзади мужчина, одетый в дубленку из 70-х. – Ну а че, совсем мой не подойдет для футбола-то?

– Я же вам уже сказал, что он не подходит нам, а не футболу в принципе, – спокойно отвечает Христич-младший. – Есть множество других школ, пробуйте!

 

Армейский режим

Если же ваш ребенок все-таки подойдет армейской школе, то ожидать вам следует примерно следующее. До 8 лет мальчики в ЦСКА занимаются по достаточно свободному графику – всего две-три тренировки в неделю. С каждым годом занятость увеличивается: к 12 годам у ребят всего два выходных на неделе, дальше количество тренировок и игр только возрастает. С 14 лет мальчиков начинают готовить ко взрослой футбольной жизни, так что к этому моменту родителям и ребенку лучше определиться, чего они в итоге хотят. На этом детский футбол постепенно заканчивается и плавно переходит в профессиональный – с равнением на молодежный состав.

Для тех, у кого нет возможности жить в Москве или области, существует интернат. При особых талантах попасть туда можно и в 10 лет, но в основном ребят принимают с 12-летнего возраста. Правда, вплоть до выпускного года ребенок может учиться в своей школе, главное – успеваемость. За этим в клубе пристально следят, тренеры могут даже не пустить на тренировки с тройками в дневнике. Впрочем, 15-летним уже учиться некогда – тренировки, игры, сборы…

На первые сборы ребята уезжают примерно в возрасте 9–10 лет. Заграница для этого в ЦСКА не предусмотрена, детей отвозят на базу клуба в Ватутинки. Для тренировок там созданы все условия, плюс у ребят есть возможность тренироваться рядом с основным составом и в любой момент пообщаться с армейскими звездами. Маленьких вывозят в Ватутинки один раз, в августе, старшие ездят на сборы дважды в год – летом и зимой.

Пределы отечества армейские воспитанники покидают ради европейских турниров, где меряются силами со сверстниками из «Баварии», «Аякса» и «Ювентуса». В школе признаются, что даже юные российские игроки вызывают на Западе интерес, а многие фамилии записаны в базе данных европейских селекционеров.

***

Через полтора часа манеж пустеет, стихают стук мячей и голоса, и на трибунах остаются лишь две знакомые фигуры.

– Думаю, мы еще раз придем осенью, – вздыхает Радомир, приобнимая сына. – Сейчас сказали, что не подходим. Или куда еще постараемся поступить, хотя хотели в ЦСКА.

Кто знает, быть может, лет через десять в ЦСКА его сын перейдет из «Партизана».

Глеб Чернявский

Фотографии: Сергей Дроняев

Кто выживет в РФПЛ? В чем причины спада «Анжи»? Кого бы из игроков хотел видеть в команде главный тренер «Волги» Юрий Калитвинцев? Какие расстановки и тактические схемы используют ведущие российские клубы? Каких футболистов летом можно будет подписать бесплатно? Как прошло украинское «класико»? Об этом и многом другом - в свежем номере еженедельника «Футбол».

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:

  

Подписка на еженедельник открыта: