6 мин.

В 2004-м Федун забраковал Хенрика Ларссона: его посчитали старым. Дальше уговаривали Кежмана, а взяли Кавенаги

Вместо «Спартака» швед поехал в «Барселону».

Лето 2004 года – одно из самых приятных для болельщиков «Спартака». После Чернышова, бромантана и 10-го места команду подхватил богатый и энергичный Леонид Федун, который не жалел денег на новых игроков. Рассматривали даже мировых звезд: так в «Спартаке» мог появиться Хенрик Ларссон – за 15 лет до сына.

В приоритете Федун держал защитников. С нападением было получше (Павлюченко и Пьянович), но сюда хотели молодого с потенциалом суперстара

В 2004-м тренером «Спартака» был Невио Скала, и за несколько месяцев итальянец поработал практически с двумя разными командами. Одна была с мутными Тамашем, Йенчи, Петковичем, Зоа и Тробоком, а другая – уже после полного подключения Федуна.

«Решение по Ларссону мы принимали со Скалой вместе, – говорил Федун в программном интервью «Спорт-Экспрессу». – Некоторые наши менеджеры настаивали на его приобретении. Но мы с тренером сошлись по двум позициям: во-первых, потенциала у Ларссона хватит лишь на год-два, а во-вторых, он не сможет проявить себя без полузащиты. В тот момент куда важнее форварда были защитники – команда шла на первом месте по пропущенным голам». 

На самом деле больше всех пропускал «Ротор», а «Спартак» шел следующим (за 15 матчей залетело 26 голов), но в защите действительно была катастрофа. Например, на сборах в центр обороны ставили Самедова. В стартовом матче сезона на Суперкубок против ЦСКА три защитника «Спартака» – Петкович, Йенчи, Тамаш – впервые увидели друг друга. В другой игре против ЦСКА Люк Зоа забивал в свои ворота, а «Спартак» тогда спокойно запускал 4 от «Крыльев» и 3 от «Ростова».

Была даже жуткая серия из 6 поражений подряд, поэтому атака действительно волновала меньше. Плюс в команде были Павлюченко, Пьянович и молодой Погребняк – явно получше, чем набор в обороне. Так что сначала в «Спартак» подъехали топовые защитники – Мартин Йиранек и Неманья Видич. С ними в первых четырех матчах пропустили только один гол, а здесь уже можно было помечтать о нападении.

В попытках найти хоть какие-то следы интереса к Ларссону, Sports.ru выяснил такой факт: во время трансферной эйфории Федун хотел молодого нападающего, который в перспективе может стать суперзвездой. Поэтому сам интерес к с Ларссону выглядит удивительно. 

У Ларссона было еще 30 предложений: он выбрал «Барселону», провел там отличное время и вытащил финал Лиги чемпионов

В 2004-м Ларссону исполнялось 33, но Хенрик был в полном порядке и хотел еще поиграть. За год до интереса «Спартака» он вышел с «Селтиком» в финал Кубка УЕФА, забил там два, а всего в том турнире у него было 12 голов. Вообще статистика Ларссона в Шотландии заставит вас уважительно покивать: играл 7 лет, 5 раз был лучшим бомбардиром чемпионата, забил 242 гола в 315 матчах. 

Летом 2004-го, за год до истечения контракта, Хенрик сказал клубу, что хочет уйти. Здесь становится понятно, что идея купить Ларссона вряд ли зашла дальше обсуждений между Федуном, Скалой и топ-менеджментом «Спартака». Потому что Хенриком интересовался весь мир, а его самого мало волновали большие вызовы. Ларссон говорил, что в конце карьеры мечтал просто о приятном климате. 

«Мне хотелось уйти, пока я еще был в форме. Мной интересовалось более 30 клубов, а я надеялся переехать в Испанию – всегда мечтал поиграть в тепле, – говорил Ларссон. – Бороться за выживание мне не хотелось, я выбирал из середняков. Когда «Барселона» сделала предложение, все остальные варианты отпали». 

Говоря о первых днях в «Барселоне», Ларссон рассуждал практически как Федун: «Было трудно. Я постоянно думал, что, если не забью в нескольких матчах, в прессе обязательно напишут: «Это уже не тот Ларссон, что раньше».

В «Барселоне» Хенрик сразу начал забивать (3 в первых 5 матчах), но потом его подбила травма. Второй сезон получился классным: Ларссон стабильно выходил на поле, забил 10 голов в чемпионате, а в финале Лиги чемпионов с «Арсеналом» (2:1) оформил 2 ассиста. 

Еще забавное про возраст Ларссона: в 35 после двух лет в «Барселоне» он поехал в родной «Хельсинборг», а в 36 пригодился «Манчестер Юнайтед» – забивал и в АПЛ, и в Лиге чемпионов. Так что если Ларссона не взяли в «Спартак» только из-за возраста, это точно было зря.

Вместо Ларссона в «Спартаке» оказался Кавенаги. Хотя Федун мечтал о Кежмане

Про Кежмана в то время писали так много, что в трансфер натурально поверили. Даже на презентацию Видича журналисты шли в полной уверенности, что там не сербский защитник, а сербский нападающий.

«Федун ожидал от меня ярких презентаций игроков в «Голден Пэлас», – рассказывал бывший пресс-атташе клуба Владимир Шевченко. – Вроде не подвел его ни разу. Первым так презентовали Видича. Мы проанонсировали это меропритятие, пригласили прессу, но имя новичка держали в тайне до последнего. Среди журналистов, однако, упорно циркулировал слух, что это Матея Кежман. И вдруг я объявляю: «Внимание! Неманья Видич!» Вздох разочарования по залу и — тишина... Теперь смешно. А тогда наши мастера пера даже толком и не знали будущего лучшего защитника АПЛ!»

Что касается Кежмана, то здесь показания решительно расходятся. Федун уверен, что с сербом вели переговоры.

«С агентом Кежмана мы действительно вели переговоры, разговаривал с ним и Пьянович, – говорил президент «Спартака». – У нас был выбор – либо Кежман, либо Кавенаги. И в ответ на то, что у Кавенаги нелегко проходит адаптация к России, могу сказать, что и у Кежмана далеко не все получается в «Челси». Хотя заиграть у нас ему, сербу, было бы легче». 

При этом сам Кежман во всех интервью не менее решительно отказывается от «Спартака».

«Про «Спартак» я никогда ничего не слышал, и никто ко мне из «Спартака» не обращался, – говорил форвард. – Странная история получается: меня ждут в Москве, а я об этом ничего не знаю. Если болельщики «Спартака» всерьез расстроились, что я не перешел в их клуб, то могу сказать только одно: я помню московскую команду, мне приходилось против нее играть, но сейчас я футболист «Челси» и очень этому рад». 

В «Челси» у Кежмана совсем не сложилось, а вместо него в «Спартак» приехал Фернандо Кавенаги – как здесь сложилось, вы и сами прекрасно знаете.

Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey; РИА Новости/Вадим Алексеев, Александр Вильф

Ларссон блекло начинал в «Спартаке», но теперь суперзвезда: не любит сравнения с отцом, играет в жизни как в FIFA, мечтает о «Барселоне»

Петр Чех мог перейти в «Спартак», но все испортил отпуск Романцева на Багамах

В 2004-м «Спартак» отдал рекордные деньги за Кавенаги: он получал больше Титова, жаловался на Москву и редко забивал