16 мин.

Австралия 94-го: легендарное столкновение Шумахера и Хилла, решившее исход чемпионата, и победа в 41 год Мэнселла

Омраченный трагедией и запятнанный спорами, чемпионат мира 1994 года, тем не менее, стал первым сезоном за последние восемь лет, где исход борьбы за титул решался в финальном Гран-при.

Две заключительные гонки прошли с интервалом в неделю. Дэймон Хилл ошеломил Михаэля Шумахера, отобрав у него победу на залитой водой Сузуке, в результате чего по прибытии в Аделаиду пару разделяло всего одно очко в личном зачете.

Первая половина Гран-при Австралии стала захватывающим продолжением их борьбы в Сузуке. Но чемпионат был обречен на последний и крайне неприятный поворот.

Квалификация

Хилл в решающий уик-энд сделал неожиданное заявление. Он пожаловался прессе, что чувствует недооценку со стороны своей команды «Уильямс»: «Я не чувствую себя так, как если бы я отрывался за те деньги, которые вы платите человеку без опыта».

Это был неудачный комментарий, который прозвучал в тот момент, когда Дэймона впервые обошел напарник по команде с тех пор, как Айртон Сенна занял место во втором «Уильямсе».

В пятницу Найджел Мэнселл опередил Шумахера на 18 тысячных секунды. Пилот «Бенеттона» ошибся, пытаясь побить время чемпиона мира 1992 года.

Войдя в быструю шикану в начале круга, которая была переименована в честь Сенны, автомобиль Шумахера сильно закрутило, и он врезался в барьеры. Ранее немец жаловался на то, что организаторы гонки не выполнили просьбу гонщиков опустить бордюры в этом повороте в целях безопасности.

Еще несколько гонщиков попали в затруднительное положение на трассе в Аделаиде. Джонни Херберт, ставший во второй раз напарником Михаэля, закрутился, и чуть не врезался в Мэнселла. Герхард Бергер, борясь с неуправляемой «Феррари», заскочил в гравийную ловушку в пятом повороте, 90-градусном левом повороте, ведущем на Флиндерс-стрит.

Дождь в субботу привел к тому, что пятничные квалификационные времена определили стартовую решетку. Это означало последнее разочарование для команды «Пацифик», поскольку Бертран Гашо снова был близок к тому, чтобы впервые с седьмого раза вывести нелюбимый PR01 на старт гонки. Крошечной команде повезло, что она вообще добралась до Аделаиды, поскольку из-за проблем с транспортом в Японии они опоздали на рейс в Австралию.

Неудача Гашо принесла спасение Доменико Скиатарелле, который вернулся в «Симтек», и Жану-Дени Делетразу, который заменил Эрика Комаса в «Ляррусс». Французская команда испытывала серьезную нехватку средств, и эта гонка стала для них последней.

К сожалению, то же самое произошло и с оригинальной командой «Лотус». Бывшие чемпионы конструкторов, начавшие гоняться под руководством Колина Чепмена в 1958 году, после Гран-при Италии перешли в административное управление.

Гонка

Сезон 1994 года не был запоминающимся в плане гоночных событий, но Гран-при Австралии исправил ситуацию с самого начала.

Мэнселл прокрутил колеса, когда загорелся зеленый свет, и Шумахер сразу же вышел в лидеры, а за ним последовал Хилл. Затем Мэнселл вылетел на обочину в пятом повороте, и его обошли Мика Хаккинен и Рубенс Баррикелло.

Шумахер, который перед стартом уменьшил уровень крыла, опасаясь, что его могут обогнать на прямой, к концу первого круга вырвался вперед на две секунды. Но Хилл не позволил ему оторваться и на следующем круге уже уступал лишь полсекунды.

Это положило начало захватывающей борьбы между ними. На короткой 3,7-километровой трассе 26 машин ехали очень плотно, поэтому проблемы с круговыми были неизбежностью. Уже на 10-м круге несчастный Делетраз был в круге позади. Дэймон же вышел на расстояние атаки, однако заблокировал колеса во время торможения.

Пара задавала бешеный темп. К 17-му кругу «Макларен» Хаккинена отставал почти на полминуты. Это стало ясно, когда Шумахер и Хилл вместе заехали на первый из трех пит-стопов на следующем круге, и выехали в том же порядке.

Ранняя атака Найджела на Баррикелло не принесла успеха, однако пилот «Джордана» в итоге не смог сдержать британца. Рубенс выехал за пределы трассы и отстал, а затем получил штраф за превышение скорости на пит-лейн.

Далее Мэнселл оказался на хвосте у Хаккинена. Он прошел «Макларен», но проехал слишком глубоко и был вынужден отдать позицию. Но вскоре Хаккинен сдался, пропустив Мэнселла. Положение дел в чемпионате конструкторов все больше менялось в пользу «Уильямса»: Херберт сначала закрутился, а затем сошел из-за потери гидравлического давления.

Жан Алези также закрутился на своей «Феррари», и к 28-му кругу он присоединился к Баррикелло и Хаккинену в трехсторонней борьбе за четвертое место. Баррикелло налетел на бордюр и его обошел Хаккинен, но разгоряченный Алези проскочил между ними и блестяще прошел Хаккинена на повороте.

Шумахер и Хилл сталкиваются

Когда лидеры приблизились к своим вторым пит-стопам, Шумахер увеличил темп, пытаясь оторваться от Хилла. Благодаря медленному Хайнцу-Харальду Френтцену, который сильно сдерживал Шумахера, но еще больше Хилла, к 34-му кругу преимущество Шумахера достигло 2,8 секунды.

Однако на следующем круге Хилл отнял у него почти секунду, и на 36-м круге Шумахер снова начал ощущать давление. Наконец, на подходе к пятому повороту он превысил скорость.

«Меня занесло на кочке, и машина поехала боком, но я ее поймал», – объяснил Михаэль позже. «Затем мне пришлось выехать на белую линию и воспользоваться зоной выезда. Я проехал по траве, задел стену, но продолжил гонку».

Правое заднее колесо «Бенеттона» получило сильнейший удар о барьер и показало признаки повреждения, когда он выехал обратно на трассу. Хилл прибыл на место происшествия слишком поздно, чтобы понять, что машина Шумахера пострадала.

«Я не видел, как он врезался в стену», – сказал Хилл. «Я увидел, как он вернулся через траву на трассу. Я подумал: «Привет, ты там поскользнулся», но, конечно, я думал, что с его машиной все в порядке».

Хилл воспользовался единственным, как ему казалось, шансом на атаку. На подходе к следующему правому повороту Хилл посмотрел влево, но Шумахер свернул на гоночную траекторию. Хилл отпустил тормоза, повернул вправо и коснулся дроссельной заслонки, направляя свой FW16B внутрь поворота.

Шумахер резко повернул, и в этот момент Хилл подумал, что его соперник точно знает, где он находится. Хилл развернулся еще сильнее, «Уильямс» зацепился за бордюр с внутренней стороны, но контакта избежать не удалось. Сначала боковая стойка «Бенеттона» задела переднее колесо Хилла, а затем заднее колесо Шумахера нанесло ему еще один удар.

B194 Шумахера встал на два колеса, и на мгновение показалось, что он перевернется, но болид опустился на все четыре колеса и остановился у барьера. Хилл продолжил движение, но только до пит-лейн, где «Уильямс» обнаружил, что его передний левый рычаг подвески поврежден. Его замена займет несколько кругов, а значит, чемпионат будет потерян.

Шумахер ждал и с тревогой наблюдал, станет ли он чемпионом. «Я ждал и смотрел, как Найджел проходит первый раз, второй раз, третий раз, не видя Дэймона. Тогда у меня появилась первая надежда, что это все же произойдет. А потом я услышал это через громкоговоритель. Потрясающее чувство».

Мэнселл выиграл у Бергера

В тот момент оба чемпионских титула были решены, но впереди еще была гонка. Бергер удерживал лидерство после последнего пит-стопа, но на 64-м круге промахнулся на торможении и отдал лидерство Мэнселлу. Они оставались в таком порядке до самого клетчатого флага, и Мэнселл одержал свою 31-ю и последнюю победу в «Формуле-1».

Преследование Хаккиненом своего напарника по команде Мартина Брандла за третье место закончилось, когда у него отказали тормоза, что привело к впечатляющей аварии. Баррикелло поднялся на четвертое место, опередив Оливье Паниса – пятое место «Лижье» позволило им подняться на шестое место в чемпионате конструкторов.

Алези удалось отыграться и вырвать последнее очко у Френцтена. Пилот «Заубера» задержал Бергера на несколько кругов, приняв его за другую «Феррари», с которой он участвовал в гонке. Осознав свою ошибку, Френцен освободил дорогу Бергеру, но случайно дал Алези возможность пройти и его.

Ни один из пилотов «Лотуса» не закончил финальную гонку команды. Мика Сало сошел с дистанции на 49-м круге из-за проблем с электрикой.

У Алессандро Дзанарди в самом начале гонки в шикане заклинило дроссельную заслонку, и после неудачной попытки починить ее на пит-лейн он сошел с дистанции. Позже команда заметила, что крепления заднего крыла на его машине треснули. Когда Дзанарди показали повреждения, он вспомнил аварию Лами на тестах в Сильверстоуне, представил, что то же самое произошло на Декетвилл-Террас, и понял, как ему повезло.

Очки за победу в чемпионате 1994 года

«Шумахер – безжалостный, жестокий гонщик, готовый на все ради победы», – таков был вердикт Берни Экклстоуна по поводу столкновения. «Если он может смириться с тем, что сделал, значит, так оно и есть».

Только после того, как Хиллу показали видеозапись ошибки Шумахера, он понял, насколько близко подошел к чемпионскому титулу. «ФИА» также просмотрела видеозапись вместе с любительскими кадрами столкновения, но решила не предпринимать никаких действий.

«Уильямс», чувствуя на себе тень гибели Сенны, решила не подавать протест. Но, по словам Патрика Хэда, это произошло не потому, что они считали Шумахера невиновным.

«Мы в Уильямсе уже были на 100 % уверены, что Михаэль виновен в нечестной игре», – сказал Хэд в интервью F1 Racing в 2006 году. «Он собирался выехать на своем разбитом Бенеттоне, когда заметил Уильямс Дэймона, который собирался его обогнать, и резко свернул на другую сторону трассы, чтобы этого не произошло».

В третий раз за шесть сезонов чемпионат был решен в результате столкновения двух главных героев. Ален Прост выиграл титул в 1989 году после столкновения с Айртоном Сенной на Сузуке, а 12 месяцев спустя Сенна сделал то же самое с Простом.

В 1994 году Шумахер и «Бенеттон» уже несколько раз попадали в поле зрения «ФИА»: их подозревали в использовании стартового контроля, в обгоне на круге формирования, в несоблюдении инструкций по отбыванию штрафа за остановку и подчинении черному флагу, в несанкционированной заправке и в чрезмерном износе деревянной планки. На этот раз «ФИА» не стала вмешиваться.

Это не разубедило многих в том, что Шумахер намеренно выбил Хилла. В то время как Прост и Сенна в момент аварий управляли целыми машинами, повреждения, полученные Шумахером, наводили на мысль, что он принял спонтанное решение подрезать Хилла, в результате чего ни один из них не закончил гонку, а Шумахер стал чемпионом.

Невероятно, но эти подозрения подтвердились три года спустя, когда при аналогичных обстоятельствах Шумахер столкнулся с Жаком Вильневом, пытаясь помешать пилоту «Уильямса» выиграть чемпионат. В тот раз Шумахеру это не удалось, и «ФИА» наказала его исключением из чемпионата. С тех пор ни один чемпионат не решался в результате столкновения двух претендентов.

Макс Мосли, президент «ФИА» в то время, позже сказал, что по современным правилам Шумахер был бы лишен титула 1994 года.

Но под яростью по поводу того, как был решен вопрос о чемпионстве, скрывалась более глубокая печаль: чувство, что истинное соперничество 1994 года было потеряно в тот момент, когда машина Сенны столкнулась со стеной в Тамбурелло.

Несмотря на травму от потери ведущего гонщика, команда «Уильямс» оправилась и выиграла чемпионат конструкторов. Но Эдриан Ньюи считал, что Имола лишила бразильца возможности стать чемпионом мира.

«Была пара маленьких глупых аэродинамических проблем, которые мы пытались решить в Имоле, так что это еще большая трагедия», – сказал он. «Мы были на грани того, чтобы разобраться с этим, и если бы Айртон выжил, он бы выиграл титул без проблем».

Шумахер был достаточно щедр, чтобы поддержать это мнение в момент своего триумфа. «Для меня всегда было ясно, что я не выиграю чемпионат, а Айртон его выиграет», – сказал он.

«Но в последних гонках его не было рядом. И я хотел бы взять этот чемпионат и отдать его ему. Потому что он тот гонщик, который должен был его заслужить. У него была лучшая машина, он был лучшим гонщиком, и это мое отношение к нему».

Занимательная статистика

  • Михаэль Шумахер по результатам гонки стал первым гонщиком немецкого происхождения, выигравшим чемпионат.

  • Команда «Уильямс-Рено» завоевала Кубок конструкторов. Этот титул стал для них седьмым.

  • «Рено» в третий раз в истории выиграла титул в качестве поставщика двигателей.

  • «Лотус» провел свой 489-й и последний Гран-при в качестве конструктора.

  • «Форд-Косворт» совершил свое 400-е выступление на Гран-при в качестве поставщика двигателей.

  • 194-й и последний старт в Гран-при для Микеле Альборето.

  • 50-й старт в Гран-при для Джанни Морбиделли.

  • Мика Хаккинен принял участие в своем 50-м Гран-при.

  • Дебютная гонка для Жана-Дени Делетраза.

  • Найджел Мэнселл завоевал 32-ю и последнюю поул-позицию в своей карьере.

  • 31-я и последняя победа Мэнселла в Гран-при.

  • Для чемпиона мира 1992 года это был также 59-й и последний подиум.

  • По состоянию на данный момент – это последний Гран-при, в котором победу одержал сорокалетний гонщик (Мэнселлу на тот момент было 41 год и 97 дней).

  • «Уильямс» одержала свою 78-ю победу в качестве конструктора.

  • «Рено» одержала 58-ю победу в качестве поставщика двигателей.

  • Шумахер проехал 160-й и последний быстрейший круг с двигателем «Форд-Косворт».

Уважаемые болельщики мы начинаем серию ретро постов на тему сезона 1994 года. Одного из самых драматичных и известных в истории. В честь Айртона через две недели будет рассмотрен не Гран-при Японии, где бразилец уже участия не принимал, а Гран-при Тихого Океана. Всех ждем!

Источник.