Блог Раннее нападение

50 лучших игроков НБА XXI века 2.0. Джимми Батлер и Бен Уоллес

В этот раз без предисловия никак не обойтись. Бывает так, что игроки в рейтинге объединяются не просто наличием соседних порядковых номеров, но и чем-то большим, отчего их присутствие в одном тексте выглядит символичным и даже концептуальным жестом. Именно это и произошло. Джимми Батлер и Бен Уоллес похожи во многом, вот лишь примерный и приблизительный перечень их сходств:

– оба не слишком высоко котировались перед драфтом, отчего Батлер был выбран всего лишь под тридцатым номером, а Уоллес не выбран вовсе. Понятно, что история расставила все по своим местам, и с позиции наших дней Бена Уоллеса по-хорошему надо бы ставить пятым среди участников знаменитого драфта-1996 (уровнем ниже великой четверки Брайант-Нэш-Айверсон-Рэй Аллен);

– да что там драфт, они оба какое-то время учились в общественном колледже, что для игроков НБА очень большая редкость;

– оба известны как одни из лучших защищающихся игроков своего времени;

– ребята просто психи на тренировках, особенно в том, что касается подъема каких-то неимоверных тяжестей. Я ни разу в жизни не притрагивался к штангам, за исключением тех, что держат на себе конструкцию футбольных ворот, поэтому совсем в этом не разбираюсь. Вроде бы Бен Уоллес в какой-то момент мог поднять штангу такого веса, что даже представить тяжело. Не просто же так он называл себя «сильнейшим человеком на планете»;

– крутые прически. Прямо очень крутые – с такими и играть-то плохо стыдно.

На этой трихологической ноте пора, пожалуй, переходить к основной части выпуска.

46. Джимми Батлер (2011 – н.в.)

Команды: «Чикаго», «Миннесота», «Филадельфия», «Майами»

Краткая справка: 5 МВЗ, третья сборная сезона (2 раза), вторая оборонительная сборная сезона (4 раза), MIP (2014/2015), с первой попытки вывел «Миннесоту» в плей-офф впервые за 14 лет

Мне очень нравится Джимми Батлер. Во-первых, его фамилия полностью совпадает с моим первым никнеймом на нашем общем любимом сайте. Кстати, теперь Джимми – точно лучший Батлер в истории НБА, хотя кроме Кэрона конкурентов у него и не было. Во-вторых, мне не совсем понятно, как можно не любить человека, который выбрал себе 22-й номер в «Майами» в честь Таджа Гибсона. В мире не так много вещей, который названы в честь Таджа Гибсона – вроде бы есть еще какой-то индийский домишко в Агре, но в этом нет полной уверенности.

Выскажусь еще не на баскетбольную тему, а то совсем позабуду. Батлер – чудесный актер.

Доказательство раз

Доказательство два 

Доказательство три

Его артистические способности, а именно умение импровизировать, создавать различные образы одной лишь артикуляцией, разыгрывать театр одного актера, делает его главным современным баскетбольным лицедеем. Думаю, он мог бы даже подменять Джейми Фокса в отдельных сценах. Вероятно, больше всего Батлеру подошли бы роли харизматичных злодеев, где ему и играть-то особенно ничего не надо – нужно просто представить, что рядом всегда находятся Карл-Энтони Таунс и Эндрю Уиггинс.

Впрочем, не только актерскими способностями велик и славен Джимми Батлер. Он прошел большой путь от человека, которого иногда выпускали на замену вгрызаться в атакующих игроков соперников, до одного из главных – а то и самого главного – универсала баскетбола. На площадке он умеет делать на элитном или близком к нему уровне абсолютно все, а сейчас это самая ценная характеристика, которую только можно дать баскетболисту НБА. Он совмещает прекрасную защиту с ведением игры в атаке, обороняется на нескольких позициях, не боится брать на себя ответственность, с удовольствием бежит туда-сюда, неплохо относится как к быстрым отрывам, так и к позиционным атакам. Часто говорят о том, что он может быть в лучшем случае вторым-третьим игроком в чемпионской команде, причем скорее именно третьим, потому что, мол, не суперзвезда. Наверное, он действительно никогда по итогам сезона не входил в десятку лучших игроков НБА, хотя в сезоне-2017/2018 в голосовании за MVP он разделил с неким Стефеном Карри как раз десятое место. Несмотря на это и на то, что он не Леброн Джеймс и не Кевин Дюрэнт, я все равно считаю Батлера не просто звездой, а вот именно с приставкой «супер». Сейчас постараюсь объяснить, почему.

Батлер, как юный пионер, всегда готов. Можно быть уверенным, что он не провалится в плей-офф, потому что он создал себя именно таким образом, чтобы быть готовым к самым главным матчам. Да, обычно употребляется выражение «он был создан», но я намеренно принципиально поменял смысл этого выражения, потому что все, чего Батлер добился, это его личная заслуга. С такими детством и юностью, тяжелыми даже по меркам не самых приятных биографий игроков НБА, его жизнь должна была развиваться по совсем иному сценарию, в котором карьерная дорога выложена из чего угодно, только не из желтого кирпича. Тем не менее, прошедшим летом за него бились лучшие команды НБА, во многом потому что он прекрасно провел серию против «Торонто», которую, по моим ощущениям, «Филадельфия» должна была выигрывать. Если взять отрезок со второго по седьмой матч в серии, то статистика Батлера будет на более чем суперзвездном уровне – 24 очка, 7,7 подборов, 5,7 передач, 46% попаданий с игры. Весь сезон судили-рядили, пытались понять, что это вообще, как работает, кто тут главный – Эмбиид или Симмонс, а вышло так, что вел за собой этот странный отряд именно Батлер – и ведь почти привел к успеху!

Вероятно, в истории НБА никогда не было звездного игрока, который за четыре сезона успел бы побегать за четыре разные команды. Я не проверял, да и не особенно знаю, как это сделать, но уверен, что недалек от истины. Если бы речь шла о Дрю Гудене или Мэтте Барнсе – тогда да, тогда понятно, а тут все-таки у нас один из членов элитарного баскетбольного клуба, который наверняка попадет в Зал Баскетбольной Славы. Если баскетбол закончится вот прямо сейчас, соберутся и объявят в какой-нибудь четверг, что больше никогда, то, может, и не попадет; но стоит еще пару лет поиграть на том же уровне – и Джимми точно надо будет бронировать билеты в Спрингфилд, штат Массачусетс, говорить проникновенную речь. Было бы круто, если бы к тому времени он стал символом какой-нибудь команды, да вот хотя бы «Майами». Признаемся честно, краткосрочные союзы с «Миннесотой» и «Филадельфией» были какими-то искусственными и натужными, заключенными без взаимной любви и вообще какой бы то ни было любви. «Зайцу молвила медведица: «Разрешите присоседиться?». При этом Батлер честно вывел «Миннесоту» в плей-офф впервые за триллион лет, выиграл более-менее лично один матч серии первого раунда с «Хьюстоном», но на большее его уже не хватило – да и кого бы хватило?

Как и все, я люблю, когда хороший игрок проводит если не всю карьеру, то большую ее часть, в одной команде, с которой позже ассоциируется, которая поднимает его майку под своды арены (или под одобрительный гул толпы?) и все такое прочее, слезы ветеранов, воспоминания однополчан. Очень бы не хотелось, чтобы Батлер принял не только злодейскую роль – это-то ладно, это мы любим – но и роль наемника, который не удаляет резюме с хедхантера и всегда готов предложить свои атлетические услуги заинтересованным лицам с набитым кошельком. «Майами» – его шанс обрести свой дом и остепениться, потому что если не сделать этого здесь, в одной из самых крепких, закрытых и дорожащих бывшими и нынешними звездами команд НБА. Батлер не любит, когда игроки не думают о победе – пожалуйста, в «Майами» победная культура складывалась годами. Батлер не любит, когда не понятно, кто стоит во главе организации – да вот же целый Пэт Райли, куда уж главнее. Батлер, по собственному признанию, как раз любит Тома Тибодо, но уже прилично заколебался от его методов «умрите в защите, а в нападение хотя бы просто доползите».

В «Майами» и с последним пунктом все замечательно. Впервые в карьере Батлера приличная команда строится именно через него – можно вспомнить разве что «Чикаго»-2016/2017, но там были еще такие ребята, как Уэйд и Рондо, так что право на игру с мячом в руках нужно было вымаливать ежесекундно. Флорида же в этом смысле куда более привлекательна. Веди игру, организовывай, вот тебе снайперы расставлены по дуге, для пик-н-роллов дадим одного из лучших молодых центровых нового типа Бэма Адебайо. Под кольцо хочешь запрыгнуть – да лезь себе на здоровье, забудь об ужасах последних двух лет, когда в «краску» постоянно заходили из избы здоровенные жлобы в майках твоего же цвета, здесь у нас все прогрессивно, пространства полно, проявляй себя и ни в чем себе не отказывай. С Гораном Драгичем, который, хотя и не любит «просто стоять в углу» и иногда должен чувствовать, что и через него игра идет, никакого недопонимания нет и в помине, все решили, что Батлер главный, а он на подхвате.

«Майами» очень многих может ошеломить, не стоит забывать, что они единственные в лиге дважды обыграли «Милуоки» (а главный глашатай нашего времени Кендрик Перкинс вообще увидел страх в глазах Янниса!), да и вообще находятся на третьем месте в лиге по игре с командами с 50% и больше побед. Не удивлюсь, если они выйдут как минимум в финал конференции – а то и вовсе в главный финал, и солировать будет именно Батлер, особенно, если как-то подправит явно захиревший дальний бросок. Не вижу ни одного варианта будущего, в котором через несколько лет о Батлере будут говорить как об игроке, не оправдавшем ожиданий.

45. Бен Уоллес (2000 – 2012)

Команды: «Детройт», «Чикаго», «Кливленд», «Детройт»

Краткая справка: 4 МВЗ, вторая сборная сезона (3 раза), третья сборная сезона (2 раза), DPOY (4!!! – 2001/2002, 2002/2003, 2004/2005, 2005/2006), не дал Шаку себя обыграть в финале – 2004

Можно сказать, что Бен Уоллес – анахронизм, что игрок подобного типа не смог бы играть в нынешней НБА, но мне не кажется, что Руди Гобер чем-то принципиально отличается от Бена в лучшую сторону. Защищался Уоллес точно лучше, а то, что говорят про нападение Гобера, явно превосходящее нападение Уоллеса – так это неправду говорят. Понятно, что Бен почти никогда не пытался создать себе бросок самостоятельно, но свою роль он знал, а его могучие заслоны серьезно помогли Рипу Хэмилтону сделать хорошую карьеру.

Когда Билл Симмонс и прочие аналитики говорят о том, что Бен Уоллес не может считаться суперзвездой НБА, они явно забывают о том, насколько круто тот защищался в свои лучшие годы. Именно из-за Уоллеса Тим Данкан так ни разу и не получил приз лучшему игроку оборонительного плана по итогам сезона, потому что Бен забрал этот приз с собой и никому не отдавал. То, что он вытворял в защите с 2002-го по 2006-й год настолько впечатляет, что даже приличный спад в конце нулевых не дает никому права оспаривать его статус лучшего защищающегося игрока первого десятилетия нынешнего века. Он был достаточно подвижен, чтобы успевать выходить на маленьких игроков, и достаточно мощен и силен, чтобы сдерживать Шакила О’Нила под кольцом. Откровенно говоря, я даже не знаю, что еще должен уметь делать центровой в защите. И ведь всего этого мы могли бы и не увидеть, если бы он после неудачного драфта все-таки уехал в Италию, а «Вашингтон» не обратил бы на него внимания! Славьтесь, «великие вашики»! Забавно, что они при всем своем величии понятия не имели, зачем они берут Уоллеса в команду, и что вообще они будут с ним делать, потому что в колледжах он играл то легкого форварда вообще без броска, то подвижного тяжелого форварда – опять-таки, без броска. Все изменилось, когда он понял две вещи:

  • «Чтобы продержаться в НБА, надо придумать свой образ – и я буду защищаться так, как никто не защищался»;
  • «Тренажерный зал станет моим храмом, раз уж меня не может обыграть подвижный слон Шак, то неподвижная штанга, сколько бы она ни весила, всегда будет мне проигрывать».

Я люблю Чонси Биллапса, считаю его очень значимым игроком поколения, поигравшим в нескольких крутых командах, но никогда не соглашусь, что он был явным лидером того «Детройта». Мне кажется, связывал все воедино в той команде именно Бен Уоллес, хотя выделять кого-то одного из той банды Лэрри Брауна – занятие достаточно странное. Пожалуй, больше развивать эту тему не буду, хотя не скрою, пересматривая отдельные фрагменты матчей Бена, я понял, почему он точно должен быть в этом списке и в Зале Баскетбольной Славы. Никогда больше у меня не было такого ощущения – мне казалось, что любые попытки забить мяч через Бена Уоллеса были обречены, и я вообще не понимал, зачем команда, играющая против «Детройта», пытается это сделать. Создав яркий и неповторимый образ сурового центрового с руками-палицами, Уоллес внушал страх не только тем, кто играл против него, но даже и тем, кто смотрел матчи по телевизору за несколько тысяч километров от места действия. Кого-то их журналистов в 2003-м году он напугал до такой степени, что тот поставил его на первое место в голосовании за MVP. Кстати, три сезона подряд с 2002-го по 2004-й год Бен Уоллес финишировал в этом голосовании в десятке – и это в борьбе за награду, которая традиционно предполагает выдающуюся игру в нападении!

Чуть не забыл главное достижение в карьере Уоллеса. Так вышло, что именно в тот год, когда он почему-то не получил приз лучшему защищающемуся игроку сезона, Бен провел свою главную серию в карьере. Ну, вы знаете, а если по какой-то причине забыли, вот вам видео пятой игры финала-2004 против «Лейкерс». 

Если я продолжу панегирик в том же духе, то у меня не останется аргументов, чтобы объяснить, почему же тогда Бен стоит в рейтинге так низко, раз он такой замечательный. На пике карьеры, да, он был могуч и отгонял всех от своего кольца, но этот пик, хотя и был не очень коротким, все же не был и продолжительным. Уход из «Детройта», постепенная и неизбежная потеря физической мощи, не позволили Уоллесу продлить свою уникальную суперзвездную карьеру. Ну и все-таки я не могу совсем уж игнорировать тот факт, что он никогда не набирал десяти очков в среднем за матч, что любое его попадание не из-под кольца вызывало шок, звонки друзьям «не, ну ты видел, а как, а вообще, нууу». Что я писал о Бене шесть лет назад, то же могу повторить и сейчас, потому что с тех пор его игровое наследие никак не изменилось. 

Переписывание истории уже идет полным ходом, и скоро всех, кто не мог забросить трехочковый бросок хотя бы два раза за матч, суд справедливой и толерантной истории приравняет к динозаврам и Джорджу Майкану. Бену Уоллесу нужно скорее попадать в Зал Славы, а то его слава скоро померкнет, первое десятилетие XXI века будет признано нелегитимным и доисторическим. 

P.S. По-прежнему подписывайтесь на мой телеграм-канал «Люблю кино и спорт». 

Предыдущие части цикла:

50 лучших игроков НБА XXI века 2.0. Элтон Брэнд и Дрэймонд Грин

50 лучших игроков НБА XXI века 2.0. Деррик Роуз и Кайл Лаури

Фото: Gettyimages.ru/Kevin C. Cox, Jonathan Daniel

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья