4 мин.

Со школьной скамьи

Дабы не выглядеть пустословом и балаболом, коих в последнее время в журналистской среде пруд пруди, сегодня я хочу провести толстую жирную черту. Черту под двумя предыдущими записями, в которых я по синусоиде пытался нарисовать картину под названием «Русский хоккей». С подтеками, с где-то неаккуратными мазками, но на стену ее уже можно повесить – не в Эрмитаж и не в Третьяковку, но вот тут, между старым потертым ковром и полуразвалившимся шкафом в самый раз.

Если попытаться вывести нечто среднее, сложив все плюсы и минусы и разделив сумму на их количество, получим твердый ноль. Но это будет наполовину полный стакан – утрамбованная почва, от которой уже можно отталкиваться. Прорехи и дырки есть, они явственно видны, однако ведь и положительных моментов масса. Дальше – движение. Движение по верному пути – стоя перед развилкой, нужно повернуть в правильную сторону. Так, как это сделали в уже упомянутых выше Красноярске, Кемерово и Хабаровске.

Русский хоккей – он ведь наш, такой родной и любимый. И путь развития у него свой – пускай и кажущийся на первый взгляд примитивным, простым, но этим-то он и замечателен. Он сложился исторически и основан на способности к самовоспроизводству. Бенди – не футбол; не нужно тратить килограммы денег на скаутские службы и искать по всему миру легионеров, а потом, прописав у них в контрактах многонулевые суммы, затаскивать в страшную страну с медведями и шапками-ушанками. Зачем? Придя в ресторан и увидев в меню русский борщ и заморский, какой вы выберете? Бенди – тот же русский борщ. Мы учили весь мир играть в хоккей с мячом – к чему теперь совершать лишние движения в обратном направлении?

Хабаровск 1960 год

Не секрет, что хоккей с мячом в России развивается не в центре (Москва или Санкт-Петербург), а на периферии. Так уж повелось исторически, что от Архангельска до Хабаровска люди обожают бенди. Они готовы в любую погоду приходить на трибуны и, крепко закутавшись в шерстяные свитера и нацепив на ноги валенки, смотреть на ребят с клюшками, гоняющими мяч по льду. Но им, этим в хорошем смысле ненормальным фанатикам, приходящим на стадион после смены на заводе или восьми уроков в школе, хочется видеть своих. Ведь как приятно слесарю Михалычу рассказывать на работе сменщику, как накануне его сосед, Мишка из пятой квартиры, которого он «знает с пеленок», выдал феерию голов. Или счастливая Антонина Петровна на уроке математики вместо логарифмов и интегралов ставит в пример Леху, который «вчера забил пять мячей», а ведь когда-то так же сидел за партой и выходил к доске. Какое им, токарям и врачам, водителям и инженерам, дело до Свенссонов и Нильссонов? Вот Иванов или Петров – ну совсем другой разговор.

И снова все упирается в пресловутые школы. Эта проблема многогранна. Начиная от заинтересованности в их развитии клубного руководства и Федерации хоккея с мячом и дальше, по ступеньке: инфраструктура, тренерские кадры, повышение зарплат.

Российским клубам следует понимать, что, приглашая пачками легионеров, зачастую сомнительного качества, они тратят огромные деньги, а в результате получают гигантские долги, судебные процессы и черные пятна на имени. Желание заработать здесь и сейчас слишком соблазнительно, но примеров плачевных результатов наберется уже не один десяток.

Даниэль Моссберг

Родители с детства учили меня жить по средствам – когда-то я, проходя мимо прилавков, выбирал сметану подешевле, бросался на желтые скидочные ценники и ехал две остановки на автобусе – там молоко стоило рублей на пять меньше. Сейчас я могу дойти до ближайшего супермаркета и купить все необходимое, но не пойти в ресторан и поужинать – как знать, может, это время еще впереди. Но сейчас – так.

Российским клубам тоже стоит послушать моих родителей. Сейчас, когда этот вид спорта – далеко не самый денежный и прочно стоящий на ногах, смотреть надо в сторону молодежи. И не нужны будут никакие потолки зарплат, лишние графы в бюджете «на переводчиков» и «личных менеджеров». Очень, кстати, правильный шаг сделало московское «Динамо». Клуб, в последние годы занимающий главенствующие места в России, отказался от скандинавских хоккеистов, несмотря на то, что они приносили результат. Сейчас направление вектора изменилось – может быть, остаться на том же уровне не получится, но в долгосрочной перспективе этот подход принесет дивиденды.

В следующих заметках я обязательно углублюсь в проблематику – с конкретными примерами и заключениями. На словах все слишком красиво и просто – но, к сожалению, лишь на словах. На деле бенди, как и многим другим видам спорта не хватает чистоты на уровне менеджмента. Ведь прочитав эти строки, условный высоко забравшийся руководитель из какой-нибудь команды лишь недоверчиво усмехнется. Ему-то какое дело до этой молодежи? На новый внедорожник не хватает – вот это важнее.