Накануне ФГП. Бантики и пуфики © мужского турнира
----------------------///----------------------///----------------------
Cмысл заключается не в том, чтобы прыгнуть с кораблика, а чтобы прыгнуть с кораблика, выйти в кораблик и потом связать его с шагами – вот что для меня главное, это то, чем стоит заниматься, и приносит радость, когда получается © Юзуру Ханю
----------------------///----------------------///----------------------
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Завершились этапы серии Гран-при, приближается финал. В ожидании итоговых соревнований представляю вашему вниманию разбор связок в программах финалистов мужского турнира. Основная цель поста - посмотреть, насколько используется в программах весь инструментарий движений и как сочетается исполнение технического контента с наличием вариативных связок между элементами и сложными заходами/выездами.
Прошедший в июне 56 Конгресс ИСУ внес небольшие изменения в определение и формулировку критериев компонента TR (коммюнике № 2014). Transitions определяется как разнообразное и целенаправленное использование с различной степенью сложности и оригинальности связующих шагов, движений и элементов фигурного катания, которые объединяют технические элементы программы в единое целое.
В оценке данного компонента должны учитываться следующие критерии:
1. Непрерывность движения от одного элемента к другому.
«Непрерывность» - это слитность связующих шагов и движений не только между элементами программы, но и при заходах/выездах. Получается своеобразная комбинация из связок и технических элементов, что может также увеличить GOE самого элемента (прыжка, вращения). Сам элемент в этом случае гармонично вписывается в рисунок программы и становится частью хореографии.
2. Разнообразие (Variety):
связующие шаги – footwork transition (шаги и повороты);
связующие движения (элементы фигурного катания) - skating movement transition (кораблики, бауэры, циркули, гидроспирали, спирали, выпады, ласточки, пистолетики, арабески);
движения тела в различных сочетаниях (голова, руки и торс) - body movement transition;
другие элементы, не запрещенные, но и не относящиеся к обязательным техническим элементам - non listed element transition (подпрыжка, мазурка, внутренний аксель, ойлер, валлей, продольные и поперечные шпагаты, балетный прыжок, бедуинский, перекидной, полуаксель).
3. Сложность (Difficulty) - шаги совмещены с движениями тела, головы, рук и с изменением направления движения. Учитывается оригинальность и сложность связующих шагов и движений как между элементами, так и при заходах на элементы программы и выездах с них.
Оригинальные и сложные связки, выполняемые непосредственно перед элементом программы и сразу же после него, увеличивают не только GOE, но и оценку за компоненты TR и CO. Напротив, длинная подготовка к элементам и отсутствие шагов и связующих движений на заходе отражает невысокий уровень критерия «сложность» и компонента TR в целом.
Изменение направления движения (по часовой и против часовой стрелки) и использование движений тела увеличивают трудность исполнения связок и должны отражаться в увеличении оценки за компонент в целом.
4. Качество (Quality) - это чистота исполнения связок.
Попробуем оценить прежде всего не общее количество связок, а их качество как соотношение количества беговых (подсечек) к количеству одноножных связок и их разнообразие в целом. При подсчете учитывались:
footwork transition - беговые шаги (подсечки), тройки (простой поворот на одной ноге), сложные повороты (крюки, выкрюки, скобки, твиззлы, петли) и сложные шаги - чоктау;
skating movement transition - элементы фигурного катания (кораблики, спирали, бауэры, выпады и т.п.);
non listed element transition - не входящие в список оцениваемых технические элементы (подпрыжки, шпагаты и т.п.).
Дорожку шагов не учитываем, так как она является отдельным элементом программы.
Начнем с разбора коротких программ финалистов мужского турнира: Юзуру Ханю, Адама Риппона, Патрика Чана, Хавьера Фернандеса, Шомы Уно и Натана Чена.
Короткие программы финалистов отличаются заявленным техническим контентом. Два четверных прыжка в КП исполняют Юзуру Ханю, Натан Чен, Хавьер Фернандес и Шома Уно. Патрик Чан ограничивается одним четверным прыжком, Адам Риппон обходится без такового.
В короткой программе сольный тройной или четверной прыжок должен исполняться с «четко распознаваемых шагов/движений непосредственно перед прыжком» (с). Наличие разрыва между шагами и прыжком или только один шаг/движение перед прыжком должно снижать итоговое GOE за элемент на -1/-2, а их полное отсутствие - на -3. Наличие же непосредственно перед сольным прыжком сложных шагов поощряется дополнительным критерием исполнения и может увеличить итоговое GOE за элемент.
Критерий "четко распознаваемые шаги непосредственно перед прыжком" означает, что прыжок выполняется с четких и ясных шагов, без пауз между шагами, в одном ритме с последним шагом.
Посмотрим, насколько реализуется требование об исполнении сольного прыжка с шагов в коротких программах финалистов мужского турнира.
Шома Уно при заходе на 4F после серии подсечек выполняется одиночное чоктау-переступание, после которого подставляет вторую ногу, стабилизируя положение корпуса перед прыжком. После этого следует простой разворот и тройка, с которой и выполняется прыжок. Шагов на заходе недостаточно. В наличии как минимум разрыв в шагах перед прыжком, что должно снижать итоговое GOE на -1/-2. На мой взгляд, фигурист использует довольно «куцый» для топа заход.
Хавьер Фернандес исполняет 4S с серии троек и моухоков (тройка - моухок - шассе - тройка - моухок). В наличии непрерывные и четко распознаваемые шаги перед прыжком. Но шаги несложные, поэтому дополнительного критерия для сольного прыжка в КП не дают.
Патрик Чан исполняет 3Lz с серии моухоков после чоктау. Шагов на заходе достаточно, но они несложные. Подобный заход также не дает дополнительного критерия GOE. Честно говоря, в исполнении топового фигуриста с подобным уровнем владения коньком сольный тройной прыжок хотелось бы увидеть с более интересным и сложным заходом.
Самый сложный и комбинационный заход на сольный прыжок в КП имеет Юзуру Ханю. Причем этот сольный прыжок - старший четверной. Юзуру исполняет 4Lo со сложного захода и шагов (чоктау - выкрюк - чоктау - тройка - кораблик) и с креативным выездом в кораблик. Поскольку непосредственно перед прыжком шаги несложные, то дополнительный критерий GOE не засчитывается. А жаль. Теперь такие комбинационные заходы правила не позволяют оценить по достоинству.
Адам Риппон исполняет свой фирменный тройной лутц со сложного комбинационного захода и шагов (валлей - перетяжка - шассе - чоктау). Но пауза между шагами и прыжком дает основания судьям снижать фигуристу итоговое GOE за элемент.
Натан Чен исполняет сольный 4F в своей короткой программе с простых шагов (моухок - шассе - тройка - моухок). Фигурист хотя бы старается неформально подходить к выполнению требования об обязательных шагах перед сольным прыжком. Шаги несложные, поэтому дополнительный критерий GOE не ставится.
В таблице представлено разнообразие связок в коротких программах участников финала.
Диаграмма дает наглядное представление о количественном и качественном разнообразии связок в программах всех финалистов.
Теперь попробуем оценить все критерии компонента TR в короткой программе каждого участника мужского финала.
Беговые (подсечки) являются основной коньковой связкой в программе Шомы Уно. Если убрать из программы прыжки, вращения и дорожку шагов, в ней останутся только бесконечные блоки беговых в качестве основных связующих шагов и двуножное катание между элементами, приправленное редкими тройками и моухоками для смены направления движения. Ниже представлены связки между флипом и каскадом и после вращения в волчке со меной ноги до кораблика перед заходом на аксель. Движение между элементами осуществляется по следующей схеме: серия подсечек - тройка (или моухок, или разворот) - серия беговых - моухок (или тройка) - опять серия подсечек.
Разнообразие связок в программе Шомы среднее. Превалируют простые связки. Одноножных коньковых связок в два раза меньше, чем беговых (подсечек), связующие элементы представлены лишь корабликом и кантилевером.
Сложность связок выше среднего. После этапа СА Шома усложнил заход на каскад 4Т+3Т и начал исполнять элемент с шагов (многократные тройки). Кроме этого, ЗА фигурист исполняет с кораблика и с выездом в кантилевер. Комбинационные заходы на элементы отсутствуют. Выполнение связующих шагов сопровождается в основном однообразными движениями рук, работы корпуса при исполнении связок недостаточно.
Качество исполнения связок хорошее.
В программе Хавьера Фернандеса между элементами превалируют двуножные коньковые связки в виде простых шагов в характере и стиле музыки (моухоки, шассе). Движение от элемента к элементу сопровождается хореографическими позировками (растанцовками). На первой гифке представлена одна из них с переходом в простые шаги в ритме испанского танца, движение по дуге с переходом в перетяжку и выкрюк. На второй коньковые связки сопровождаются движением рук и головы и сменяются связующим элементом (кораблик) , который опять переходит в шаги.
Разнообразие связок в программе Хавьера ближе к хорошему. Превалируют связки в виде простых шагов. По сравнению с прошлым сезоном в программе увеличилось количество беговых и связующих элементов, которые представлены корабликом, двумя выпадами и двумя подпрыжками. В программе отсутствуют блоки сложных коньковых связок между элементами.
Сложность связок хорошая. 4S исполняется с шагов (серия троек и моухоков), 3А - с комбинационного захода (подпрыжка-выпад-тройка-бауэр - перетяжка). Креативных (сложных) выездов нет.
Качество исполнения связок хорошее.
В короткой программе Патрика Чана количество одноножных коньковых связок находится в гармонии с количеством беговых (подсечек). Исполняемый прыжковый контент вполне это позволяет. В достаточном количестве в программе присутствуют одноножные коньковые связки (в их числе и сложные- твиззл, два чоктау и выкрюк), также можно увидеть связующие элементы - выпад, кораблик и три подпрыжки. Разнообразие связок хорошее.
Исполняя связки между элементами, фигурист демонстрирует длинные дуги, глубокие ребра и раскат, чему немало способствует выбранная музыка. Полюбоваться всем этим великолепием можно на гифках ниже. В общем, Патрик наслаждается катанием:)
Но прыгать тоже нужно. Поэтому связки в программе Патрика сосредоточены в тех местах, где нет прыжков и не являются сложными заходами/выездами. Все три прыжковых элемента имеют простые заходы. С шагов исполняется только 3Lz, на выезде с которого фигурист выезжает в подпрыжку. Блоки одноножных коньковых связок между элементами как бывало в прошлом олимпийском цикле отсутствуют. Сложность связок ближе к хорошей.
Качество исполнения связок очень хорошее.
Короткая программа Юзуру Ханю - это одна большая связка, в которой беговые (подсечки) используются только для набора скорости перед заходами на прыжки (в количестве двух-трех). Связки отличаются комбинационностью, когда на протяжении всей программы шаги и повороты, в том числе и сложные, сменяются связующими элементами и сопровождаются движениями корпуса, головы и рук. 0собенно показательна в этом отношении вторая половина программы. После стремительного захода на тройной аксель и креативного пижонского выезда с него следует озорной выпад с переходом через качающуюся либелу в волчок со сменой ноги. Сразу после этого вращения идет дерзкая, а местами даже нахальная дорожка шагов и заключительное комбинированное вращение, при заходе на которое зубец конька четко отбивает музыкальный ритм. *Прошу прощения за небольшое лирическое отступление:)*
На первой гифке - связка после 4Lo: бауэр с переходом в подпрыжку и чоктау), на второй - связка после каскада: чоктау после циркуля с переходом в тройки и "телефонный звонок". Хотя на демонстрационные гифки мне хотелось порезать всю программу:)
В программе превалируют одноножные коньковые связки (тройки, несколько выкрюков, крюк), а также сложные шаги (шесть чоктау) и связующие элементы (три кораблика, два бауэра, циркуль, выпад и подпрыжка). Разнообразие связок очень хорошее. Это самая сбалансированная программа из представленных по критерию "разнообразие" (см. диаграмму).
Сложность связок очень хорошая. Связки равномерно распределены по программе как между элементами, так и вблизи них (заходы/выезды). Все три прыжковых элемента исполняются с шагов, два из трех, кроме этого, имеют комбинационные заходы и креативные выезды: 4Lo (чоктау - выкрюк - чоктау - тройка - кораблик, выезд в кораблик) и 3А (бауэр - перетяжка - шассе - чоктау- тройка - перетяжка - шассе - выкрюк, выезд в fan spiral).
Качество связок очень хорошее.
Программа Натана Чена хорошо поставлена видна рука Зуевой. От элемента к элементу простые шаги (моухоки, шассе) и повороты (тройки) сменяются связующими элементами. На гифках ниже показана часть после вращения в волчке до захода на тройной аксель, где шаги сочетаются с одноножными связками и связующими элементами и сопровождаются постоянной сменой направления движения: тройка, подпрыжка, тройка, разворот, тройка, ойлер, подпрыжка, далее серия из моухоков и чоктау.
Разнообразие связок выше среднего. Превалируют коньковые связки в виде простых шагов (шассе, моухоки) и поворотов, небольшое количество беговых. Между прыжками хорошо вписаны связующие элементы: два кораблика, два выпада, ойлер и две подпрыжки.
Сложность связок выше среднего. Связки сконцентрированы между элементами и не являются сложными заходами/выездами (за исключением 4F). Исполнение связующих шагов и движений сопровождается движениями рук и головы.
Качество исполнения связок выше среднего, ближе к хорошему.
В программе Адама Риппона при движении между элементами беговые шаги сменяются моухоками и тройками для смены направления движения. В некоторых частях программы связки отличаются комбинационностью (см. первую гифку), когда связующий элемент сменяется коньковой связкой: non listed jump - крюк - кросс ролл - крюк.
Превалируют коньковые связки в виде простых шагов и связки с использованием движений тела (body movement transition). Между элементами есть и сложные коньковые связки (три чоктау, два крюка и выкрюк). Связующие элементы представлены подпрыжкой, валлеем и прыжком не из списка (на гифке выше). Разнообразие связок ближе к хорошему.
Сложность связок ближе к хорошей. Из трех прыжковых элементов только 3Lz исполняется со сложного комбинированного захода (валлей - перетяжка - шассе - чоктау - шассе). Сложных выездов нет (хотя в начале сезона на этапе СА после лутца Адам выезжал с прыжка в тройку и кораблик).
Качество исполнения связок хорошее.
Итак, с учетом количества четверных прыжков в короткой программе, слитности движений от элемента к элементу, сложности связок перед элементами, их плотности и разнообразия именно Юзуру Ханю демонстрирует самую сложную короткую программу, в которой все элементы связаны в единое целое и являются частью хореографии.
В заключение в качестве информации для размышления представлю среднюю оценку за компонент TR участников финала по итогам двух этапов (в порядке убывания):
Хавьер Фернандес 9,09
Патрик Чан 8,91
Юзуру Ханю 8,88
Шома Уно 8,21
Адам Риппон 8,16
Натан Чен 7,97
Спасибо за терпение и внимание.
Продолжение следует...
С уважением, Юлия.
Да, к Юзуру очень строги - заметила, что даже его шикарный триксель не все судьи оценивают на +3... И еще, что очень удивляет - японский судья поставил ему очень средние оценки ( "средние по больнице")), хотя других японцев поддерживал изо всех сил...
Но гениальность всегда прорывается сквозь все тернии...)) Желаю Юзуру, чтобы не обращал внимание на всю эту закулисную возню и продолжал свой полет к звездам... Главное - здоровья ему крепкого и катать так гениально, как ТОЛЬКО ОН ОДИН МОЖЕТ, побеждая всех и везде ! ))
Спасибо, Юлия. Всегда с интересом читаю Ваши разборы программ.
Юзуру уже давно соревнуется сам с собой. Сложность его программ и дает шансы соперникам, т.к. откатать чисто становится очень непростой задачей. А судьи... они похоже пытаются создать хотя бы видимость борьбы, но против чистого Юзуру все равно шансов нет ни у кого.
P. S. "Продолжение следует..." А вот это радует:)
В качестве бонуса предлагаю небольшое видео коротких программ без прыжков и вращений всех участников мужского турнира https://youtu.be/2gPppRrVAP4
Тот случай, когда связки и считать не надо, все видно невооруженным глазом. Для большей наглядности я бы убрала из видео вместе с прыжками и вращениями еще и дорожку шагов (поскольку это также отдельный элемент программы).
Видно, что корреляция между высокими компонентами и шансом попадания в финал намного выше, чем между техникой и такими шансами.
46.54 *Ханю (Япония)
46.08 *Фернандес (Россия)
45.89 *Фернандес (Франция)
45.50 *Чан (Канада)
44.49 *Чан (Китай)
44.31 *Уно (Россия)
44.17 *Ханю (Канада)
43.43 Браун (США)
43.28 *Уно (США)
42.90 *Риппон (США)
42.53 Браун (Япония)
41.92 *Риппон (Канада)
41.81 Тен (Франция)
41.72 Коляда (Россия)
41.11 *Чен (Франция)
40.55 Коляда (Япония)
40.39 *Чен (Япония)
40.07 Быченко (Россия)
57.35 *Ханю (Япония)
57.02 Цзинь (Китай)
_ _ _
54.28 *Уно (Россия)
51.74 *Чен (Франция)
51.68 (-1) *Фернандес (Франция)
_ _ _
48.56 Коляда (Россия)
48.55 (-1) *Чен (Япония)
47.40 Тен (Франция)
46.74 Быченко (Россия)
46.87 (-1) *Уно (США)
46.47 (-1) Самохин (Китай)
45.47 *Фернандес (Россия)
46.06 (-1) *Чан (Канада)
_ _ _
44.50 Бессегье (Россия)
44.42 *Риппон (США)
44.36 Воронов (Китай)
43.90 Аарон (Китай)
43.33 *Риппон (Франция)
42.64 Рейнольдс (Канада)
43.32 (-1) Браун (США)
42.18 Нгуен (США)
42.14 Танака (Япония)
41.60 Мура (Канада)
41.30 Хендрикс (Франция)
42.08 (-1) Воронов (США)
40.11 Бессегье (Франция)
_ _ _
40.67 (-1) Дмитриев (Россия)
40.04 (-1) Нгуен (Япония)
38.92 *Чан (Китай)
35.48 *Ханю (Канада)