4 мин.

Инерция в мире скоростей

Не передать словами, как с каким облегчением я прочитала о том, что у Хейкки ничего не сломано, все необходимые тесты показали, что кроме небольшой контузии все в порядке. Потому что как бы ни пытался Мартин Уитмарш представить, что это было отнюдь не чудесное спасение, фотографии останков болида шокируют. Посмотрите, например на эту: ладно, носа нет, это понятно, он ведь специально сконструирован таким образом, чтобы разрушаться при ударе, поглощая большую часть энергии. Но того, что осталось от носа… Может, я преувеличиваю, у страха, знаете, глаза велики, но как там в этом обрубке вообще уместились ноги гонщика?

Помните снимки после аварии Роберта в Канаде? Самым убийственным был тот, на котором виден полностью разрушившийся нос болида, из которого свисали две ступни. Жуть. Да, финну по росту до великана поляка далеко, но, по-моему, его ноги спаслись от двойного перелома именно благодаря чуду. Turun Sanomat написал, что Хейкки их поджал, готовясь к удару, очевидно, так же, как он убрал руки с руля, который был совершенно бесполезен, за несколько мгновений до удара. Ну умничка, просто.

Второе очень неприятное фото нашлось вчера на странице The Times. Как-то все, что показывали по ТВ, было снято либо из-за стены автодрома – там было видно только заднее крыло, либо сзади – заметно, конечно, что болид ушел под шинный барьер, но не видно точно, насколько глубоко. Так вот, глубоко. Настолько, что головы гонщика не видно вообще. А на верхней защите над головой гонщика, той, где обычно находится, а сейчас свисает камера, отчетливо видны следы контакта и повреждения (на увеличенном первом фото это очень хорошо видно).

Возможно, фото несколько вводит в заблуждение из-за этой «конвейерной» ленты, которая держит всю массу покрышек и вроде как прижимает ее к бетонной стене позади, не позволяя ей разлетаться во все стороны, как случилось с Лучано Бурти в Спа-01, – эту аварию многие уже поминали после инцидента с Хейкки. Так вот лента эта скрывает реальное расположение поднятого первого ряда отработанных шин. Но все же, кажется, они там, около головы…

Итого, в системе предотвращения неприятных последствий вылетов два прокола: слишком маленькая зона безопасности, как обычно бездумно засыпанная гравием, и взлетающие прямо в лицо пилоту несколько рядов покрышек.

Против гравия в некоторых местах трасс, в общем-то, ничего против не имею. В медленных поворотах это вообще фан – на четвертом круге Гран-при Испании Нельсон Пике-младший долго и мучительно возвращался в строй. Хороший пенальти за ошибки гонщиков – Льюис в Китае попадает сюда же. Да и фоторедактору нашему, похоже, очень нравятся такие кадры с фейерверком из-под колес (фото на главной раздела)… Но вот что этот артефакт до сих пор делает в скоростном вираже, когда пилоты уже давно требуют замены на асфальтовые зоны?

Дальше идут шины. Пять рядов этот хорошо – «Макларен» Хейкки поднял в воздух только два ряда и остановился. Ноги спасены, не то, что в аварии Шумахера в Сильверстоуне, когда буфера не хватило. Ладно, но ноги на голову я бы вряд ли променяла… Говорят (снова Turun Sanomat), что шлем Хейкки был красным, когда до него добралась бригада спасателей. Они испугались, но оказалось, что это была лишь краска с конвейерной ленты. Интересно, что на фото болид зарылся в том месте, где краска – белая… Значит ли это, что болид был в покрышках глубже, чем мы видим на фото? Вообще страшно представить, что было бы если бы под этой грудой покрышек финн получил более серьезные повреждения. А бригада его вытаскивала не менее 10 минут, медики только ждали своей очереди все это время.

Какие могут быть решения против взлета шин? Понятно, что крепить их к земле вряд ли получится: слабое крепление не выдержит, сильное может оказаться опасным элементом при столкновении. В поисках решения, задала вопрос мужу – он у меня инженер. Почти сразу предложил несколько слоев покрышек закопать в землю, сделать вроде как айсберг, у которого под поверхностью скрыто больше, чем видно сверху. Небольшое расследование в интернете показало, что покрышки-таки в небольшую 15-сантиметровую траншею погрузили – очевидно, этого недостаточно. Но нашлось еще одно решение. В 2006 году Институтом ФИА был разработан специальный материал для барьеров, который при ударе даже на скорости 187 километров в час всего за 4 метра останавливает болид, причем перегрузки, которые испытывает пилот, остаются в приемлемых пределах. Это изобретение получило даже приз от ФИА за инновации в области безопасности. Так почему же оно до сих пор не стало обязательным пунктом для всех автодромов? Инерция в мире скоростей?