9 мин.

Дом, который построил

Вот и закончился очередной сезон. Завершился тем, чем и должен был: вылетом в первом раунде. По-другому и быть не могло. Да и не должно, ибо  тотальное несовпадение амбиций и умений  иначе просто невозможно разрешить. Хотя начиналось правление Сергея Фёдорова неплохо. Опоздав с выходом на рынок весной 2012 года, ЦСКА сумел провести более-менее внятную селекцию. Да, тогда уже впервые были явлены миру отдельные элементы творческого метода Фёдорова – брать оптом позеленевших от возраста хоккеистов (пресловутый опыт), не задумываясь о том, кто и как будет потом с ними работать. Так, например, появился в команде Микко Мяенпяя, которого Брагин не смог (или не захотел) встроить в свои «схемы».  Но вообще тот сезон прошёл под знаком вдумчивой работы, как бы смешно сейчас это не звучало: ведь действительно, от балласта Фёдоров избавился почти сразу – уже в конце сентября из команды был убран Архипов. При этом вернули из Северной Америки Прохоркина, которого было забраковал Брагин (мол, мне он не нужен, я «схемы» без него наигрывал). Ну и апофеоз - отправленный выращивать капусту в отставку Брагин. За «схематизм».

Были и ошибки. Это понятно. Самая грандиозная – обмен Паршина. ЦСКА по своей воле отказался от универсального игрока в пользу человека, выдававшего результат всего лишь пару раз в жизни. Исключительно в связке с Радуловым. И исключительно под управлением Быкова-Захаркина. Нет, понятно, что под Радулова Григоренко и был взят из «Салавата». Старые связи, комфорт для главной звезды и всё такое. Но не сработало ни при Брагине, ни при Буцаеве, ни при Торчетти.

Помимо этой, стратегической, ошибки, были и другие, помельче – управленческие. Продешевили, меняя Мяенпяя. Перестарались, вытаскивая из «Спартака» Моррисонна. И так далее. Но, в целом, всё шло достаточно ровно. Из тех, кто начал чемпионат 12/13 до конца турнира не добрались только шестеро. Архипов, Паршин, Гуськов, Мяенпяя, Гусев и Сергеев. В плей-офф ЦСКА сыграл более чем достойно. В конце концов, Буцаев – первый, кому удалось добиться хотя бы одной победы над «Динамо» на стадии кубковых матчей. Даже Виктор Тихонов вынужден был в финале 1992 года всухую капитулировать бело-голубым. Короче, перед болельщиками ЦСКА открывались перспективы. Впервые с сезона 2006/2007. Вот тебе готовый пахать  перспективный тренер. Вот тебе уже сыгравшийся и притёршийся друг к другу состав. Делай выборочные усиления, конструируй команду, ну и получай через несколько лет кубок Гагарина. Чем чёрт не шутит? Но нет. Фёдоров решил пойти путём СКА первых газпромовских лет, «Ак Барса» сезона 04/05 и головковского «Динамо».

На самом деле, всё началось гораздо раньше. Брагин в одном из интервью, данных уже после увольнения из ЦСКА, говорил, что Фёдоров уже осенью 2012 года планировал перестройку клуба по североамериканскому образцу. Идея сама по себе похвальная - в девяностые был удачный опыт с «Русскими пингвинами». Правда, там дело касалось только работы с болельщиками. Внутрь клуба, в тренировочный процесс американцы не лезли. Фёдоров же решил забраться именно туда. И опять же – ничего в этом криминального нет. Почему бы не пригласить грамотного специалиста, который сможет поставить команде современный хоккей, с опорой на канадские достижение и с поправкой на российские реалии? Линия прослеживалась убедительная: берём североамериканца, Буцаева и Наместникова делаем помощниками, после говорим иностранцу «спасибо», и т.д., и т.п. Однако первый же инсайдерский вброс насторожил. Говорили о человеке из того самого «Чикаго», бравшего кубок Стенли в 2010 году.  Понятно было сразу – это не Кенневилль, у которого на тот момент был действующий контракт. Ибо слишком фантастической выглядела сделка. Оставались два его ассистента. Торчетти в тот момент значился тренером «Хьюстон Аэрос», Хэвилэнд же трудился ассистентом в «Норфолк Адмиралс». То есть всё сходилось к тому, что героем станет Торчетти (хотя именно Хэвилэнд задним числом кажется тем «самым свежим специалистом» - тренер 2007-го года  в АХЛ, как никак). И уже тогда фигура итало-американца воспринималась как неуместной жирноты троллинг общественности. Ну, действительно, у человека двадцатилетний тренерский стаж, но все индивидуальные  успехи связаны с ИХЛ и дремучими 90-ми. Как главный тренер в НХЛ  был нужен никому. Не добился ничего в АХЛ, в конце концов. Сам Фёдоров, объясняя тусклую работу своего протеже в Хьюстоне, ссылался на то, что «Миннесота» регулярно выдёргивала игроков из своего фарма. Мол, Джон вынужден был постоянно затыкать бреши и посыпать всё золой выравнивать ситуацию. Но вообще – он отличный специалист. Мол, ассистент главного делает больше половины работы за своего шефа. Я думаю, Кенневилль удивлённо приподнял бы бровь, услышав такую аттестацию своего помощника.

В общем, на вопрос "кто такой мистер Торчетти?" Фёдоров не ответил. Ни тогда, сразу после назначения, ни зимой, когда на ЦСКА нельзя было смотреть без слёз. Дежурно описав Торчетти как «свежего специалиста» и как человека, который «в семь утра уже на работе», Фёдоров на этом закрыл для себя тему, решив, что объяснил всё. А ведь по сути, громким июльским назначением главный менеджер собственноручно поставил  на сезоне 13/14 размашистый жирный крест. В стиле «чего тут мелочиться?» Ну а чтобы окончательно и бесповоротно отрезать себе пути к отступлению, Сергей Викторович убрал из команды Буцаева. Не важно, от кого шла эта идея – то ли сам Фёдоров посчитал вредным присутствие в  штабе бывшего главного тренера, то ли мистер Торчетти испугался за свой авторитет, то ли дало о себе знать зимнее противостояние с Радуловым – Буцаева вначале отправили на трибуну, заниматься анализом будущих соперников, а затем и вовсе де-факто убрали из команды. В плаванье отправились Торчетти, его помощники Брукс (стараниями нашей прессы оказавшийся сыном лейтенанта Шмидта) и Сергей Зубов, плюс тренер вратарей Яри Каарела.

Предсезонку новый штаб  откатал на ура. Смачно грохнули кого-то в Швейцарии, там же смачно с кем-то подрались, стали обладателями кубка мэра, показав в матче с «Динамо» агрессивный хоккей с давлением по всей площадке, с подключениями защитников. Еронко, кабы видел эту встречу, насчитал бы семь причин, почему ЦСКА с Торчетти должен выиграть кубок Гагарина #прямосейчас. Гимаеву тоже понравилось. Правда, уже со «Спартаком» играли менее внятно, ибо красно-белые постарались создать условия, максимально приближенные к боевым. Завершил ЦСКА  выступление в кубке победой над  «Витязем», добытой при помощи хет-трика Мишарина. Вдохновившийся этими голами Торчетти сделал Мишарина своей любимой женой ключевым игроком обороны со всеми вытекающими. В общем, мир был прекрасен и безоблачен.

Гром грянул на старте чемпионата, вдребезги разнеся всю сконструированную Торчетти стратегию. И дело даже не в отдельном взятом загребском позоре. Вдруг оказалось, что на фоне остальных команд ЦСКА играет чудовищно примитивно. Попытки действовать по-канадски – вброс в зону и борьба за шайбу – обернулись травмами. В конечном счёте, всё свелось к  сумбурному стартовому навалу с массой бросков из любых позиций и к дырявой средней зоне. О таких мелочах, как ужасная игра в большинстве (тем более удивительная, что, по словам Фёдорова, Торчетти в "Чикаго" отвечал именно за реализацию лишнего), слабая работа в обороне и практически полное отсутствие позиционного нападения даже  говорить не нужно. Равно как и о бесконечных потерях шайбы – прямом следствии попытки Торчетти и Ко поставить ЦСКА «самый свежий» хоккей. Победы армейцы выгрызали с трудом, теряя массу сил даже в матчах с явными аутсайдерами. Всё это американский специалист объяснял привычкой оценивать потенциал подопечных и делать общие выводы с корректировкой по прошествии двадцати пяти игр.  Но привычке пришлось изменить. После того, как  команда миновала магическую отметку, Торчетти стал отделываться дежурными: «очень плохо с реализацией» и «очень плохо с большинством». Ради последнего пункта в команду были взяты Фролов и Куинт, но реализация лишнего с приходом означенных господ лучше не стало.

Вообще, приобретения ЦСКА, сделанные по ходу сезона очень характерны. Оставим за скобками цирк с приглашением Зайнуллина и Немировски (привет, скаутская служба!) Оставим странные пришествия и ушествия Маркова и Эминджера. Отметим вот что – по ходу сезона Фёдоров занимался тем, что прикрывал просчёты своего протеже, и, в конечном счёте, свои собственные. Тактические и стратегические промахи Торчетти ретушировались игроками. То есть, имеем проблему с большинством. Для решения её банально  убираем Широкова и берём Фролова. Тот факт, что мобильный Широков, по идее, подходит под североамериканский стиль, который теоретически ставит команде Торчетти, лучше, чем тихоходный Фролов, в расчёт не принимаем. Как и то, что Широков в тройке с Морозовым и Филппулой выполнял почти всю черновую работу. Разумеется, никаких улучшений в реализации не произошло, ибо им просто не откуда было взяться. То же касается и приглашения Куинта, который, вместо усиления всё того же гипотетического розыгрыша лишнего, стал дополнительным источником проблем, регулярно проваливаясь в обороне. То же касается и пришедшего Гласса, который не смог зацементировать оборону просто потому, что нечего было цементировать. Канадец сыграл не лучше Стани. Не хуже, конечно. Но столь масштабная вратарская рокировка накануне плей-офф себя не оправдала в краткосрочной перспективе. Впрочем, есть сомнения в её необходимости и долгосрочной перспективе. Единственное, наверное, адекватное решение Фёдорова – переходы Лисина и Муршака. Поняв, что ЦСКА превратился в команду пешеходов, главный менеджер попытался исправить собственные ошибки, пригласив быстрых форвардов. Но у Торчетти не хватило таланта для того, чтобы пойти дальше своих «shootshootshoot». В общем, куда не кинь – всюду клин.

Отдельно нужно сказать о розданных собственных игроках. На самом деле, за это Фёдорову нужно сказать спасибо. Едва ли Михаил Науменков получал бы в ЦСКА те двадцать шесть минут в среднем за игру, которые он проводил в «Адмирале» во время плей-офф, выходя временами в первой паре. Дмитрий Кугрышев и Дмитрий Моня совершенно точно не показали бы лучшие свои сезоны на данный момент. Никита Гусев абсолютно точно сгинул бы на скамейке запасных. В лучшем случае, проводил бы время в «Кубани», тогда как сейчас в «Югре» под патронажем Ханну Йортикки, кажется, начинает играть во взрослый хоккей. Торчетти же, объявивший на последней пресс-конференции о том, что в ЦСКА пришёл, дабы учить молодых, смог открыть только Игоря Фефелова. Да и то лишь благодаря лимиту на молодых игроков. 

Так что итоги двухлетнего царствование владычицы морской Фёдорова неутешительны. Увеличив беспощадными экспериментами стоимость команды почти на треть, главный менеджер добился того, что к новому сезону ЦСКА подходит в стадии перманентного развала. В который уж раз. Работа тренерского штаба не убедила - замкнув всё на Радулове, Торчетти, лишившись главной звезды, с треском вылетел из плей-офф. Набранные Фёдоровым в межсезонье и по ходу чемпионата игроки показали себя только в списках самых больших зарплат Лиги. Прибавить смогли лишь Николай Прохоркин да (с оговорками) Никита Зайцев. Что говорить, если даже Александр Радулов провёл худший свой сезон в карьере? Так что теперь у нас на носу очередная перестройка. Даже если команда главного менеджера умудрится сохранить свои посты (а это будет кульбит почище свежего сальто-мортале Третьяка), от перемен в составе не уйти. А это значит, что следующий сезон вновь уйдёт на подгонку-притирку-корректировку под громкие лозунги новой (или же старой) власти о возрождении традиций и о несчётных будущих выигранных кубках Гагарина. При том, что до конца контракта Александра Радулова осталось всего два года. И пока не видно причин, по которым главная звезда  ЦСКА готова была бы задержаться в клубе до того времени, когда руководство займётся действительным строительством, а не праздным удовлетворением тщеславных фантазий и амбиций.