8 мин.

Рондо.Часть 3

В начале 90-х персонал травмотологического центра в госпитале Луисвилльского университета знал Рэджона в лицо. Пытаясь не отставать от старших братьев, Антона и Уильяма, он врезался в почтовый ящик, затем в фонарь, упал со скутера и порезал ногу до кости. Отец бросил их, когда Рондо учился в начальной школе ("Поэтому я до сих пор не доверяю многим людям," — говорит он), а мама настолько устала от его непослушания, что решила показательно отвезти его в Дом ребенка, приют для трудных детей. Она подстроила все так, чтобы директор этого заведения встретил их у входа с бумагами. "Я был напуган до смерти," — говорит Рондо. "Она сейчас избавится от моей задницы"

Амбер не оставила сына в приюте. Вместо этого она купила ему баскетбольное кольцо, взамен коробки из-под молока, которую он повесил на заднем дворе и использовал как корзину. Рондо предпочитал футбол и бейсбол баскетболу. Он не смотрел матчи НБА. Он не учился у великих, но почему-то их движения—от Евро-степа до Дрим Шейка—находили свое отражение в игре Рондо на площадке. У него было врожденное чувство к спорту. Рондо присоединился к баскетбольной команде в Eastern High, потому что тренер Даг Бибби пригласил в команду его брата, и будучи новичком, Рэджон был отстранен от 12 игр из 24 за различные нарушения. Он сердился во время тренировок и финишировал последним во время спринтов. Также он спал на уроках, не делал домашнее задание и постоянно забывал учебники. "Он был ужасным учеником," — говорит Бибби, "но он умен как черт."

Даг Бибби преподавал математику, и после того как Рондо отлично написал первые несколько тестов, тренер решил, что игрок списывал. Поэтому Бибби приготовил для Рэджона специальные тесты, но ученик легко справился и с ними. Однажды, Бибби расписывал очередную геометрическую задачу на доске, а Рондо в это время дремал. Когда Даг спросил его, Рэджон проснулся, протер свои глаза и сразу сказал ответ. "Не придуривайся," — проворчал Бибби. Когда учитель решил задачу, оказалось, что Рондо был прав. Он все равно поставил ему двойку.

Их отношения были столь же сложны и на площадке, где Бибби назначал защитную комбинацию, а Рондо оспаривал его решение и требовал другую схему. Однажды тренер закричал на Рондо, "Я трижды просматривал видеозаписи этой ночью, поэтому я знаю, о чем говорю!" Рэджон ответил: "Я на этом чертовом паркете, а вы - нет!" Двоюродный брат Бибби, Майк, был звездой НБА. Его дядя Генри также играл в лиге и был главным тренером в колледже. "Ты думаешь: какого черта этот маленький засранец со мной спорит? " — говорит Бибби. "Иногда его язык остр, как нож. Но затем ты прислушиваешься к нему и осознаешь, что он действительно видит больше, чем камера."

Рондо дисквалифицировался три раза, будучи второгодкой, а также ему было запрещено играть в плейофф, пока не вмешалась школьная администрация . "Я не хочу, чтобы ты играл," — сказал тренер Рэджону. "Но они собираются меня уволить, если я тебя не выпущу, а мне надо кормить двух детей." Бибби сдался, и, в конце концов, Рондо сделал всё, как надо. Рэджон созвал команду на собрание (не обошедшееся без слез) и извинился за то, что поставил тренера в столь нелегкое положение. Он никогда больше не был отстранен от игр.

Амбер работала в ночную смену на фабрике табачной компании «Филипп Моррис». В начале школьной карьеры Рондо, компания перенесла завод в Северную Каролину, и Амбер задумалась о переезде. Она осталась ради младшего сына и устроилась на работу в «Frito-Lay». "Если бы мы переехали," — говорит Рондо, — "не знаю, где бы я сейчас был — может быть, в тюрьме."  Вместо этого он фактически стал ассистентом Бибби, отсматривая видеозаписи и формулируя план на игру. Когда тренер хотел попробовать новую систему обороны, но был слишком занят, стирая форму для команды, он объяснил схему Рэджону по телефону. Рондо, в свою очередь, объяснил ее партнерам в школьном коридоре.

Бибби был огорчен тем, что остальные тренеры не смогли оценить гениальность Рондо: "Ты усердно работаешь, но все это выбрасывается в мусорный бак," — сказал ему Даг. "Спокойно!" — ответил игрок — и когда Рондо начал свой последний год в знаменитой академии Oak Hill, его новый сосед по комнате посчитал его неприветливым. Затем Джош Смит обнаружил преимущества проживания с «баскетбольным ученым» . "Мой процент попадания резко возрос, когда я стал играть с Рэджоном," — говорит форвард «Атланты». "Я помню, один раз он раздал 29 передач, на следующий день – 31. Он играл словно Майкл Вик (квотербэк «Иглз»), и я был единственным, кто мог поймать его передачи."

Жгучая энергия Рэджона легко объясняется обидой: тренер Луисвилля выбрал вместо него Себастьяна Телфэйра. В медленном нападении тренера Кентакки Табби Смита он завял. Он упал до всего лишь 21 выбора на драфте. Но Рондо не делает из этого дополнительные стимулы . "Знаю, некоторые используют это как мотивацию," — говорит он. — "Я же просто хочу побеждать". В тренировочный лагерь он прибыл как третий разыгрывающий «Селтикс» после Телфэйра и Делонте Уэста. Первая тренировка в основном была посвящена отработке пик-н-роллов. "Давай, Рондо, обходи заслон", —кричал Риверс. — "Проходи под кольцо! Агрессивнее!" Пять раз подряд Рондо либо разбивал сдваивания соперника, либо забивал в проходе. "И это 21 номер драфта?" — спрашивали друг друга игроки.

Отношения между разыгрывающим и тренером сложны, как отношения мужа и жены, и даже сложнее, если тренер сам был разыгрывающим. Когда «Бостон» объединил Аллена и Гарнетта с Пирсом в 2007-м году, ветераны редко общались с Рэджоном вне площадки, зато не прекращали разговаривать с ним во время матча. "Все требовали мяча," —  говорит Рондо. "Мне приходилось считать, сколько они бросали, вроде как: у Пола уже 17 бросков, у Рэя только 7, значит, лучше пасовать Рэю. Мне часто доставалось в итоге".  Риверс, который был вынужден снабжать Доминика Уилкинса, Мозеса Мэлоуна и Реджи Тьюса, будучи молодым разыгрывающим «Атланты», дал ему рекомендацию. "Скореры хотят трогать мяч", — советовал Риверс. "Пасуй им мяч и получай передачу обратно. В четвертой четверти, каждый будет чувствовать себя комфортно".

Рондо и Риверс так часто спорили, что им следовало бы установить трибуны на скамейке. Однажды Док сказал Рэджону, что его партнеры ненавидят играть с ним. В другой раз Рондо заявил: "Я не злюсь на вас! Я злюсь на себя!" Риверс ответил: "Мне все равно, на кого ты злишься. Злость есть злость. Она мешает тебе играть". Они придумали мантру—«Get past mad»—которую Рондо читает, когда страдает от  эмоционального взрыва. В прошлом году Вулкан Рондо извергался на судей, соперников и операторов ,а трещина в отношениях с Алленом - главная причина того, что Рэй сейчас в «Майами». Также он все еще предлагает множество идей во время таймаутов. 21 декабря «Бостон» проигрывал «Милуоки» три очка за 18 секунд до конца основного времени. Мяч был у «Бакс». Риверс собирался фолить, но Рондо начал спорить, считая что «Бостон» должен попробовать сделать перехват. Тренер уступил, Рэджон перехватил передачу Дженнингса, а Пирс забил треху, сравнявшую счет. "Но иногда мы идем другим путем," говорит Риверс. "И сейчас он лучше к этому относится".

После той игры, которую «Милуоки» выиграл в овертайме, Дженнингс спрашивал новичка Дорона Лэмба, не залез ли Рондо случайно в его голову. "Это то, что он делает," —говорит Брэндон. "Он не как Ди-Роуз, или Дерон Уильямс, или Тони Паркер, которые заставляют постоянно на них концентрироваться. Но с Рондо постоянный трэшток и толкотня. В какой-то момент я думал, что сейчас начнется драка".

Рондо живет в пригороде Бостона—его дом, как и форма, под номером 9—со своей невестой, Эшли, их пятилетней дочкой, Рэйел, и однолетним сыном, Рэджоном-младшим. В беседе один-на-один он предстает добродушным собеседником.  "Один из моих лучших друзей," — говорит форвард «Орландо» Глен Дэвис. "Но на паркете он хладнокровный убийца, которого тренировал Кевин Гарнетт".

Пять лет Рондо смотрел, как Гарнетт запугивает соперников—"Он занимается трэш-током и заставляет соперника чувствовать себя неуютно всю игру," — говорит Рондо при поддержке партнеров по команде. Когда «Селтикс» играют против звездного скорера, Гарнетт отходит от опекаемого, чтобы ни у кого не возникало проблем. Когда «Бостон» в конце рывка начинает уставать, голос Гарнетта дает всем второе дыхание. Рондо не может уснуть после матчей, смотрит повтор по телевидению в два часа ночи и пишет Гарнетту сообщение почти в четыре. Кей Джи, такое чувство, никогда не спит. "Кевина очень сложно любить, и не всем это удаётся," — говорит Флип Сондерс, тренировавший Гарнетта в «Миннесоте». "Те, у кого получается, становятся ему друзьями на всю жизнь ."

Лучшие команды - это семьи, где старшие заботятся о своих наследниках, пока не придет их время заботиться о своих ветеранах. Когда «Бостон» играет против элитных мощных форвардов, Рондо бросает опекаемого, чтобы помочь Гарнетту. "У Кевина Лава не будет открытых бросков," — клянется он. Знаменитая  гордость «Селтикс» показывает, как сплотилась команда после травмы Рондо лучше любой статистики. В свете слухов, отправлявших Гарнетта в клубы-контендеры, Кевин удвоил привязанность к «Бостону», своим нежеланием подобных трейдов. У «Селтикс» есть свой имидж, упорный и жесткий , так что довольно комично, когда партнеры Рондо по команде следуют его примеру и заказывают в ресторанах безалкогольный «Ширли Темпл». "Официантки недоуменно смотрят," — говорит Рэджон. "Я всегда чувствую, что должен был попросить добавить немного текилы. Но я вообще-то не пью». Он создан этой атмосферой и создаёт ее сам. "Рэджон рос в созданной нами культуре," — говорит Гарнетт . "Он будет носителем этих традиций."

Следующие 6-9 месяцев Рондо проведет в погоне за Питерсоном, новым ориентиром для всех, кто получил травму крестов. И когда Рэджон вернётся, «Бостон» будет другим. Они учатся подбирать и бежать с несколькими разыгрывающими, вместо постоянного ожидания Рондо . Он будет открыт, чтобы забивать с чьих-либо пасов, если захочет. "Он самый умный парень в раздевалке," — говорит Эйндж, "и самый упрямый."  Борьба, бушующая внутри Рэджона определит его реакцию. Он достаточно умен, чтобы понять пользу перемен, но достаточно упрям, чтобы препятствовать им. «Селтикс» всегда смогут перестроиться, обменяв Рондо и его достаточно весомую зарплату в 11 миллионов, но скорее всего они поверят, что Рэджон сможет адаптироваться и будут использовать его, как приманку для свободных агентов. Рондо не станет кого-либо приветствовать, но сам себя считает одним из лучших рекрутеров, заманивая системой Дока Риверса и наличием «чистого» пойнт-гарда. Рондо публичнее, чем думает.

Как только Рондо закончит с ланчем и последним «Ширли Темпл»—"Надо бы завязывать с ними,"—он вспомнит, что «Селтикс» завтра проводят мероприятие для детей, на втором этаже тренировочного центра.Комната будет полна столов, и на каждом будет сетка для Connect Four,и Рондо сыграет с каждым, кто решится. "Будет весело," — говорит он, с едва уловимой улыбкой. "Надо выбить из них всю дурь."

Оригинал статьи 

Первая часть

Вторая часть

P.S. Благодарю ramays'а за помощь в переводе и модерации текста.