2 мин.

Телеконтракт РПЛ с «Матч ТВ» - стыд. Больше зарабатывают даже в Польше (в два раза!) и Румынии

23 место в мире.

РПЛ - видный по меркам Европы турнир. В таблице коэффициентов УЕФА он занимает седьмое место с претензией на топ-6 (конкурент - Португалия). Это неудивительно. Россия богата природными ресурсами (и компаниями, которые на них зарабатывают), а у государственных корпораций вроде РЖД есть деньги на содержание богатых клубов.

***

Таким образом, секрет благополучия российского футбола (да и не только футбола) достаточно прост. Но без щедрых спонсоров клубам будет тяжело удержать такой уровень бюджетов.

Один из маркеров «раздутых» расходов - поступления от продажи телеправ. Это основной источник финансовых поступлений для большинства топ-лиг. РПЛ от «Матч ТВ» получает неприлично мало. Этот телеконтракт меньше, чем у:

- 9 из 10 топовых чемпионатов (только Украинская премьер-лига получает еще меньше);

- 6 из 10 чемпионатов второго десятка;

- четырех лиг за пределами топ-20 таблицы коэффициентов УЕФА.

Если брать футбольные лиги всего мира, чемпионат России по поступлениям от национального вещателя занимает 23-е место.

Вообще, телеконтракт РПЛ с «Матч-ТВ» составляет 1,7 млрд рублей, но еще 250 млн телекомпания платит лиге за производство трансляций.

Это очень мало. Чемпионаты Швеции, Норвегии, Румынии и Польши не входят в топ-20, но «выбивают» из местных телекомпаний больше денег. Похоже, бизнес-модель там более успешная.

Евгений Гинер также считает телеконтракт чемпионата России слишком скромным. Руководитель ЦСКА считает адекватной сумму в 20,5 млрд рублей (она, к слову, позволила бы РПЛ подняться на 7-е место в рейтинге).

Евгений Гинер: «ТВ-права на РПЛ должны стоить $300 млн. На бесплатном ТВ футбола быть не должно!»

Но, кажется, остаток сезона наоборот будет показан бесплатно. С точки зрения экономики решение не самое однозначное. Ведь чем ниже доходы «Матч-ТВ», тем сложнее будет боссам РПЛ продавить увеличение будущего телеконтракта.

Вообще, факторов, которые влияют на столь скромный контракт, много. Некоторые из них:

- монополия «Матч-ТВ», т.е. отсутствие конкурентной борьбы за телеправа со стороны различных телекомпаний;

- бесплатные трансляции многих матчей;

- низкая покупательская способность населения (из представленных в рейтинге стран МРОТ ниже российского только в Турции, Бразилии и Аргентине);

- недостаточный интерес к футболу относительно бюджетов клубов. Седьмое место в таблице коэффициентов обеспечено спонсорами, а на болельщиках футбол зарабатывают не так много. Стоимость телеправ - один из маркеров.

Фото: © Александр Вильф / РИА Новости