9 мин.

Пир стервятников

...иногда в матрице случается сбой. Хотя нет, начнем чуточку иначе

  Иногда истории случается зациклиться на определенном отрезке, чтоб её послушные и внимательные зрители – и участники действа - смогли запомнить чуть больше подробностей о происходящем. Смогли вытащить для себя из события что-то нужное и важное, а затем, некоторое время спустя, провести смертельно необходимые аналогии. Для чего это происходит? История дает ответы позже, а пока можно просто гадать… и самым тщательнейшим образом заучивать её уроки. Чтоб потом не оступаться в ключевых для себя моментах, и не смотреть стеклянным взглядом на потолок родной арены, и на беснующихся от радости игроков соперника.

  Этот нудный и скучный цикл игр в пост регулярном мать его сезоне выдавался до боли скучным, и предсказуемым, как на Западе, так и на Востоке. Его единственным – с небольшими бостонско-вашингтонскими оговорками – интересным событием была та самая битва при штате Техас. Столкновение старых знакомых, схватка претендентов на главный индивидуальный приз, противостояние двух концепций. Чего только не было в этих шести играх..!!

И главное – была драма. С тем самым стеклянным взглядом на потолок собственной арены.

 

  Игра на выбывание – всегда драма, иначе быть не может. Даже если ты Торонто, умудряющееся собрать крепкую банду из действительно сильных и способных бойцов, но в итоге оказывающееся абсолютно дряхлым и неработающим механизмом против отлично смазанных шестеренок организма лучшего баскетболиста на планете. Даже если ты Индиана, в собственной глупости и безволии теряющая важнейшее преимущество.

И уж тем более если это схватка действительно равных соперников.

  В которой все решают незначительные, казалось бы, вещи, оказывающиеся важнейшим фактором побед, и поражений. Мы видели это, и не раз. Наиболее яркий и недавний пример позапрошлогодний финал НБА. Да-да, тот самый, где Король Джеймс практически в одиночку сражался с тем, что полгода спустя начнут называть лучшей командой в Истории.

  Я уверен, вы все это помните. И одноного Кайри, и стального Деллаведову, и засыпающего песком все вокруг Джеймса Джонса, и большого полезного Мозгова. И осколки на паркете, после жесточайшего приема со стороны Эндрю Богута. Итоговые 4-2 – приговор для Кливленда, и безумное счастье для их соперников.

 

  Аналогий между теми шестью матчами и схваткой в Техасе на самом деле гораздо больше. Особенно что касается того, что действительно влияет на победу, все это лежит на поверхности. И ограниченность людским ресурсом, потеря важного элемента игры из-за травмы, и усталость… Многое просто под копирку. И первейшая аналогия – сравнение ЛеБрона Джеймса в его Богоподобном режиме той финальной серии и Бородатого Пикассо, важнейшего составляющего волшебной и яркой Хьюстонской атаки.

  И главное – и тот и другой в своих командах оказались по тем или иным причинам один на один со всем миром.

  Мы помним подвиги Тимофея и Мэттью, набиравших более 20 очков за матч. Умопомрачительного Шамперта, выгрызающего всё и вся. Стального Тристана, подбирающего невероятные мячи. Круто, да? А что было у Джеймса Хардена в этой серии? Сначала исходные данные, прописанные на бумаге…

  Это, в первую очередь, игровая система, выстроенная под своего Бородатого Лидера. С умопомрачительной статистикой, с невероятным движением и скоростью. Это два игрока, всерьез претендующие на лавры лучшего шестого парня в команде. Это рабочие лошадки Патрик Беверли и Тревор Ариза, вкалывающие на благо команды, трудящиеся без пауз и грызущие паркет. Это молодость и рвение Клинта Капелы, Сэма Деккера, всегда приносящие определенную пользу.

Все здорово, черт побери! Нужно бежать, бросать и побеждать. Бежать, бросать и побеждать! Бежать, бросать и… побеждать?

 

  Один человек не сможет победить систему. Никогда. История нас учит, в том числе и этому. Важно помнить её уроки, Джеймс. У тебя всегда должен быть крепкий тыл.

  Казалось бы, Харден просто должен показывать свою игру в составе своей же команды. Ту самую, MVP-шную игру, полную отчаянных проходов, точных бросков, удивительных передач. И будет сложно, будет чертовски сложно, да, никто не сомневается. Но если ты отдашь всего себя, если все пойдет по плану – победа раскроет свои объятия, для тебя, для твоей команды, для твоих соратников, для твоего тренера.

Но что-то пошло не так.

  Можно сколько угодно говорить о гении Поповича. Но это обыденность. Не легенда, но реальность. Можно заставить её трещать по швам – первый матч серии прекрасное тому доказательство. Но там системе Грегга Великолепного противостояла команда. В концовке пятого матча её уже практически не было.

 

  Отбросим бумаги, и взглянем на паркет. И – если вы переживаете за одного из самых талантливых и ярких игроков нынешнего НБА – ужаснемся. Травма Нене – только первый гвоздь. Команда Д`Антони лишается своего плана Б, если говорить сухим языком. На паркете больше не появится игрок, способный затолкать мяч в кольцо в окружении престарелых Газоля и Ли. Результативность Луиса Уильямса – гвоздь второй. Его показатели в этой серии могут порадовать разве что болельщиков Шпор. Что там дальше по списку? Ах, да, игровая система… Непопадающий Райан Андерсон – минус один игрок на паркете. Играющий на позиции центра Райан Андерсон – казалось, интересный на бумаге вариант полностью проваливается в реальности, из-за абсолютной «плюшевости» игрока. Что там еще? Ах, да, молодость и рвение… Когда-нибудь Клинт Капела научится не терять мяч в окружении все тех же Газоля и Ли. Забивать из под кольца – следующий шаг. Пока просто удержать мяч. Просто удержать…  

  Не понимающий, что делать Майк Д`Антони – как кульминация образа Колосса на глиняных ногах.

  У Хардена в течении всей серии был только верный Ариза. Бросающий, забивающий, защищающийся. Он был везде, где мог принести пользу. Где-то там, рядом, эмоционально убитый Патрик Беверли, на морально-волевых отыгравший четвертый матч, и не всегда попадающий, но умирающий в защите Эрик Гордон.

Вот и все.

 

  Мог ли ЛеБрон взять ту серию? История не терпит сослагательных наклонений, но я рискну с ответом… Да, мог. Аналогичный вопрос – о Джеймсе Хардене.

И снова – ответ положительный.

  ЛеБрон действительно убивал тех Воинов. Без минут отдыха, без должной подмоги, без всего того, что было у него позже. Но к поражению его привели не фееричная игра Стефа Карри, или суперзащита Игудалы, а маневр Богута. Осколки, кровь… такие вещи не проходят бесследно. Вкупе со сторонними факторами – выдохшимся Деллаведовой, сбившем прицел Джей Ар Смитом… Вот они, 4-2.

  В Техасе же был Локоть Газоля.

  Это ни в коем случае нельзя назвать основной причиной поражения, если только вы не какой-то там верующий секты Святой Бороды. Но отрицать влияние этого момента на все происходящее в концовке пятого матча и в матче шестом… уж как минимум глупо. Проблема – как и в том героическом финале ЛеБрона – заключалась в отсутствии иных вариантов ведения игры. Внезапный выход из схватки одной из ключевых фигур команды – с этим можно жить. Хьюстон играл с Харденом на скамейке, и играл успешно – Беверли не только защитный монстр, а Лу и Эрик вполне себе понимают игру, которую выстраивает Д`Антони.

  Но сил и резервов на такую перестройку уже не было. Да и игры на вылет все же несколько другая история… Оставалось только бросать.

  Они и бросали. Райан Андерсон, Лу Уильямс. Внезапно появившийся Сэм Деккер, единственный, кстати, кто бросал с отдаленным успехов. И вот сначала -15. Потом -20. И все закончилось. Стеклянные глаза Бородатого Пикассо в концовке матча – ярчайшая иллюстрация падения вышеупомянутого Колосса.

 

  Настал пир стервятников. Сейчас в ближайшие дни Джеймсу Хардену припомнят все. И его слова об MVP, и его дуэль с Расселлом Уэстбруком, и прошлый сезон, в котором он умудрился своими нелепыми штрафными затащить наимертвейший Хьюстон в плэй-офф, попутно выжив из команды МакХейла и бестолкового Ховарда. Вспомнят Оклахому, его провалы в составе той команды.

  Только стоит еще раз напомнить людям о том пресловутом финале, где один единственный ЛеБрон сражался с системой. Эта Техасская схватка слишком похожа на ту кавалерско-воинскую бойню, особенно мелочами, из которых в результате и сложилось поражение одних, и триумф других. Истинно героический баскетбол имени Короля Джеймса, безусловно, на ступень выше, чем игра Бородатого Пикассо, с этим никто не спорит. Но есть маленькое отличие… ЛеБрон сразу понимал, что он один, и никого больше нет. И что нужен максимум. Его, личный. Харден… мне кажется он до конца не понял этого. Отсюда и пасы из-за спины на умиравшего Аризу, пихание мяча Капеле. Команда была при счете 1-0. При счете 2-3 были сгустки боли и усталости в майках Рокетс. Плюс трещащая голова парня в майке под номером 13. И хитрый седой старец, знающий все возможные тонкости лучший игры с мячом в качестве главного противника. И вот, системный Сан-Антонио в финале. А Хьюстон, со своим MVP – нет.

Но оговорюсь, это довольно… сомнительный повод для радости ненавистникам Бороды.

 

  Я снова позволю себе аналогию с тем финалом. Вы помните побитого ЛеБрона Джеймса? Безусловно. Но гораздо, гораздо ярче вспоминается ЛеБрон Джеймс, принесший титул в Кливленд. Королю необходимо было упасть, чтоб подняться, чтоб восстать из праха. Чтобы стать сильнее, и уничтожить обидчиков. Нет, не в одиночку, естественно. Один человек не сдюжит против системы. В этот раз он и не был один.

  У Джеймса Хардена впереди практически вечность. Уже сейчас он великолепен как в индивидуальной игре, так и в командном взаимодействии. И он дал своей команде все, что только мог, в условиях противостояния системе Поповича. Теперь ход за Мори, за Д`Антони. Истинно героическому баскетболу нужен крепкий тыл, способный помочь в нужную минуту… и очень хочется верить, что он будет. Нужно лишь проанализировать произошедшее, и припомнить уроки истории. Тогда будут и победы. Возможно даже, над сегодняшними обидчиками. И чертовски интересно будет за всем этим следить.

Photo: http://gettyimages.com/