Почему чемпионство «Краснодара» – особенное
Рассуждает Вадим Кораблев.
Я пишу этот текст и почти не верю, что он выйдет. К последнему туру положение «Краснодара» запрещает терять очки. Снова зашумели голоса, что это команда без чемпионского стержня. Без темперамента бойца, который дожмет на характере. Ну нельзя шагать в весну с такой короткой скамейкой. Ну нельзя так подпускать «Зенит», когда были все шансы на комфортный отрыв. Ну не «Факел» же приезжает.
Но если вы читаете эти строки, «Краснодар» справился. У нас новый чемпион.
И это особенный момент. Не только из-за новизны.

Потому что казалось, что точно не сейчас
Да, последние два года «Зенит» уже не так хладнокровен и голоден. Да, он затосковал без новых смыслов. Но не покидало ощущение: в такой символический год команде вкачают ровно столько адреналина, сколько нужно. И дозы шли регулярно: вот Глушенков и Латышонок, два лучших игрока предыдущего сезона с паспортами, вот 22 миллиона евро за Гонду и Соболева, а вот 35 – за Луиса Энрике. Когда все равно не клеилось, даже достали амулет на удачу: в матче с «Рубином» зазвучал проверенный баритон Геннадия Орлова.
На фоне мерцали инсайды о камазах с премиальными. Даже если настоящие суммы в два-четыре раза скромнее (писали про 24 миллиона рублей за победу с нужной разницей над «Краснодаром» и 134 миллиона за чемпионство – каждому из заявки), в них все равно неловко поверить.
«Краснодар» не предлагал ничего подобного. Наоборот, удивлял безмятежностью: из-за короткой скамейки захворал перед зимней паузой, но никого не купил. Матч с «Зенитом» подчеркнул расслоение: Мусаев спасал игру растерянным Козловым и 35-летним Смоловым с одним голом в сезоне. Не спас. Еще через несколько туров получил от Гуарирапы, но все равно прошел финальный отрезок лучше конкурентов.
«Краснодар» побеждал всех, кого обязан. Не запирался, ведя в счете. Даже с «Динамо» летел за вторым, а потом и третьим. Был открытым и свободным. Из-за этого давал играть другим («Рубин», «Динамо» Махачкала и «Оренбург» помнят), но всегда забивал больше. А когда требовалось чудо, Агкацев брал пенальти на 101-й, жертвуя мизинцем.

Это не саутгейтовский путь бесформенного прагматизма. Это путь команды, которая даже с разряженной батарейкой прислушивалась к себе и не суетилась.
Потому что Сергей Галицкий
После увольнения Ивича с президентом «Краснодара» случилось небывалое: его не поняли. Причем, кажется, все: свои и чужие, популисты и сторонники партии цифр. Мы и раньше задавали Галицкому вопросы – например, про излишнюю осторожность клуба, – но такое массовое отрицание казалось невозможным.
Спустя год Галицкий наблюдает за нами в гордом положении победителя. Проницательного стратега, которому не поверили и чей ход обозвали капризом. А он оказался прав. Да, может, этот ход отсрочил чемпионство на сезон, но уже не проверить.
«Краснодар» – чемпион с Мурадом Мусаевым, а не Владимиром Ивичем.

Но, конечно, титул мы прежде всего ассоциируем с самим Галицким. Человеком, который показал, что топ-менеджер может быть другим. Не угрюмым мужиком, который приглядывает за командой на балансе и страдает из-за лишней ответственности. Не пугливым занудой в броневике, фильтрующим каждое слово. Не болтуном с запасом пошлых поговорок.
Нас подкупает, что Галицкий, добившись взрослых успехов, по-детски увлечен проектами – и выплескивает эту одержимость в мир. Любое его интервью (скучаем и ждем скорейшего восстановления) превращается в событие. Он фанатично рассуждает о команде и лиге, объясняет сложное эффектными афоризмами и дарит нам цитаты в заметки («Футбол – это эмоции без либретто», «Еще не выросло поколение богатых людей, которое понимает, что им столько денег не надо – в гробу карманов нет», «Если вышел в финал и у вас примерно одинаковый бюджет, ты должен иметь мужество атаковать»).
Какой еще крупный босс объяснял появление в медиа тем, что просто «нужно периодически рассказывать, куда мы идем»?
Многие видят в Галицком больше, чем владельца футбольного клуба. Для Краснодара это еще и любимый чиновник, который преображает среду не только в границах личного участка.


Это тоже про отношение, про уважение к людям, которые приходят на стадион, оставляют там деньги и переживают за команду. Галицкий как минимум дважды формулировал вроде бы хрестоматийный, но важный принцип работы:
🤝 «Ты заработал в обществе и должен отдавать этому обществу. Ты не сможешь съесть два завтрака, как ни пытайся. Второй завтрак будет полдником. Тебе не нужно 20 машин, 30 самолетов. [Понимание] приходит. Просто все нетерпеливые. Это первое поколение богатых людей – они начинают финансировать какие-то проекты. Это просто не вопрос одного дня».
🤝 «Мы отнеслись к людям с уважением. Мы не ставили сетки как для ловли обезьян. Мне говорили, что я сумасшедший, что сейчас все это будет разорвано, выкинуто, что открытый экран разобьют. Что набегут вандалы, готы, гунны – я не знаю, кто там. Не бывает так в целом. Если ты относишься к людям с уважением, то бóльшая часть готова отдать тебе это же».
Потому что здоровая романтика дает не только признание, но и медали
Все это время мы называли «Краснодар» самой здоровой командой РПЛ. Галицкий сделал так, чтобы каждый элемент существовал не сам по себе, а поддерживал остальные процессы. Академия и база стали брендом, стадион и парк – центром притяжения целого региона. Одни воспитанники управляют игрой сейчас (Агкацев, Черников, Сперцян), другого за 20 млн евро забрал «ПСЖ». Если «Краснодар» сам тратит 20 млн, то на человека, от которого уже три года стонет вся лига.

Но «Краснодар» – это не только про эффективное управление. Еще про подростковую романтику, которая из заявлений про воспитанников и стиль перетекла в то самое увольнение. Момент, перевернувший ландшафт: если раньше мечтательность владельца в основном вызывала восторги или как минимум одобрение, то теперь над ней посмеивались и закатывали глаза.
Сейчас, вечером 24 мая, Галицкому есть что предъявить: трофей как заявление о чудесах системности. О том, что романтика, в основе которой четкая поступательная работа, позволяет не только мечтать о великом, но и чувствовать великое в руках.
Это важно еще и потому, что миссия Галицкого – вдохновлять и мотивировать. «Рынку нравятся яркие персонажи, которые выступают на злобу дня, но в бизнесе все по-другому, – говорил он «Коммерсанту» еще в 2011-м. – Мое интервью вам – это формирование благоприятной атмосферы. Нужно постоянно говорить о том, что возможно заниматься бизнесом. Люди подвержены влиянию со стороны СМИ, и нужны позитивные истории, нужен оптимизм».
Теперь «Краснодар» – не просто позитивная история. Это учебник с финальной (на этом этапе) главой, которая побудит еще больше людей начать с первой страницы.

В 2021-м Галицкий рассуждал: «Мы хотим быть в футболе и добиваться результата через игру. Но может так случиться, что мы никогда ничего не выиграем. Но мы все делаем ради того ощущения, которое мы испытываем в воскресенье, когда к нам приезжают играть команды. Ощущения, когда твой воспитанник накручивает четверых соперников и ты знаешь его с 12 лет».
Спустя четыре года не все из этого актуально.
«Краснодар» и Галицкий – чемпионы России.
Он все всем доказал.
«Краснодар» – чемпион! Уникальный титул с короткой скамейкой
«Я верю только в ежедневный, тупой, кропотливый труд». Правила жизни Сергея Галицкого
Мусаев всем доказал: он топовый российский тренер
17 лет пути «Краснодара» и Галицкого к чемпионству
Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив, Алексей Филиппов; vk.com/fckrasnodar
Болельщик Локомотива.