5 мин.

Часть 2. «Для кого играет команда?»

Доброго времени суток!

В прошлой статье мы поговорили о самой острой и важной проблеме Тверского футбольного клуба - отсутствии стадиона. Настало время сказать о второй серьезной проблеме, которую предстоит решить руководству - взаимоотношения с болельщиками.

Напомню, что в 2017 году Тверские болельщики потеряли свой любимый клуб «Волга», а еще через год, после неудачной реконструкции стадиона «Химик», лишились своего дома.

Весной 2017 года взаимоотношения между болельщиками и бывшими руководителями «Волги» накалились до предела. В Твери не было ни единого человека, кто поддержал бы бездарное руководство. Болельщики не могли остаться в стороне от откровенного произвола и всеми силами пытались изменить ситуацию, написав открытое письмо. Долгая непримиримая борьба оставила след в сердцах болельщиков.

Подробнее о конфликте можно почитать тут.

Болельщики футбольного клуба — это самый ценный ресурс и залог его жизни. Ни один клуб не может существовать без болельщиков. Люди поддерживают любимую команду вовсе не потому, что она штампует победы, дело совсем в другом. Люди наконец-то чувствуют, что они становятся частью чего-то важного и могут влиять на жизнь своей команды.

Тверские болельщики с опаской отнеслись к новости о возвращении в регион профессионального футбола. Боясь, что на месте предыдущих руководителей могут появиться такие же продукты системы, болельщики разделились на два лагеря: одни были рады возвращению футбола в город, другие же отказывались признавать клуб Тверским, считая его клубом-однодневкой, инкубатором для Тульского «Арсенала». Дело в том, что президентом ФК «Тверь» стал 31-летний Мамука Аджоев – старший сын руководителя Тульского «Арсенала» Гурама Аджоева. Логический вывод был очевиден. Были и другие социальные и экономические предположения, но статья сегодня о другом.

Перед началом нового сезона, президент клуба Мамука Аджоев заявил, что будет рад, если получится вернуть футбольному клубу название «Волга». Спустя некоторое время в сети появилась новая эмблема «Твери». О дизайне болельщиков никто не спросил, хотя выбор эмблемы является знаковым событием в новой истории клуба. Дизайн назвать удачным трудно. Многие заметили схожесть с логотипом популярного приложения. В 2016 году болельщики уже обращались к руководству клуба с предложением вернуть старую эмблему клуба и закрепить за командой черно-синие игровые цвета. Однако вопрос остался без ответа. Думаю многие согласятся, что к вопросу эмблемы стоит подойти более серьезно. Если и возвращать «Волгу», то только с верностью истории и традициям клуба.

Дополнение к статье: только что на сайте клуба вышло интервью президента клуба Мамуки Аджоева.

В новом сезоне клубу наконец удалось добиться лояльности болельщиков. Например, переломным моментом стал конструктивный разговор между представителем клуба и болельщиками. Встреча была неофициальной, однако принесла свой результат. Впервые на стадион вернулись болельщики активного сектора. Радость от возвращения была короткой. Болельщиков ожидал неприятный сюрприз. Незадолго до начала игры в самом центре Твери произошла массовая драка футбольных фанатов. К сожалению, крайними оказались Тверские болельщики не имевшие никакого отношения к данному событию. Представители полиции больше часа держали людей на трибуне под дождем. На следующую домашнюю игру часть болельщиков вовсе не пустили на стадион. Важно понимать, что клуб никак не мог хоть как-то повлиять на ситуацию. Ответить взаимностью клуб мог только достойным результатом. Подопечные Вадима Гаранина завершили первый круг на первом месте без единого поражения. Думаю, что после такого феноменального результата болельщики готовы вновь вернуться на стадион, чтобы поддержать команду во втором круге.

За последние 10 лет в Твери наблюдался спад посещения домашних матчей. Пустые трибуны - привычная картина для Тверского футбола. Основными причинами стали разногласия с руководством и невзрачная игра команды. Интерес к игре у людей пропадал с каждым годом, а руководство не стремилось удержать болельщиков, не говоря об увеличении посещаемости.

По графику слева видно, как упала средняя посещаемость матчей с 2000 зрителей до 400.

Исключением стали игры Кубка России. Лишь дважды игры против представителей РПЛ - «Рубина» и «Зенита» заполняли стадион до отказа (по 8000 зрителей). Команды первого дивизиона собирали по 4000-6000 зрителей.

Когда-то стадион в Твери собирал в среднем по 7000-8000 человек. Потенциал у города огромный. Здесь есть всё для того, чтобы футбольная команда добивалась определённых успехов. Относительная близость к Москве, расположение стадиона в самом центре города, искренняя любовь болельщиков к родному клубу. Юридически «Тверь», а фактически «Волга».

Чтобы вернуть болельщиков на стадион, нужно вернуть сам стадион. Каждый болельщик ждет возвращения домой. Пока хороших новостей не так много. На 19 октября по делу «Химика» назначено новое судебное заседание, после того, как в суд было передано заключение эксперта. Губернатор вновь заявил, что 2026-го восстановит «Центральный», во что слабо верится.

Что делать руководству клуба уже сейчас, чтобы не повторить судьбу бывших руководителей? Однозначно сделать бо́льшую ставку на работу с болельщиками. Необходимо повысить популярность и социальную значимость клуба в городе посредство различных маркетинговых инструментов. К наиболее эффективным относятся:

  • эффективные клубные программы по взаимодействию с болельщиками;

  • проведение встреч представителей клуба с болельщиками команды;

  • активная работа в социальных сетях;

  • продажа атрибутики;

Уверен, что при грамотном менеджменте, клубу удастся укрепить связи с болельщиками.

Спасибо за внимание.