13 мин.

О футбольных чудесах

— ЗдОрово! Анюков, Павлюченко… И гол! 

— ГОЛ! ГООЛ!!

— 1:0 в нашу пользу!!

18 июня 2008 года, чемпионат Европы по футболу. Групповой этап. Неделю назад с треском влетели Испании, потом на нервах одолели Грецию, и вот решающий матч в группе, со шведами. 

А там Ибрагимович. Великий, во всех смыслах. 195 — рост, 95 — вес. Четырежды к тому моменту чемпион Италии, и вот-вот наденет футболку испанской “Барселоны”. 

В самом начале игры Златан бьёт в падении по мячу, красиво, через себя. Но вдруг между ногой и мячом встревает щека нашего Сергея Игнашевича. И швед, обладающий поставленным с детства хай-киком, попадает аккурат в эту щёку. Со всего размаха. И это либо “скорая”, либо, как говаривал Евсеев, “х.. вам!” — богатырский дух.

Сергей, покряхтев, с трудом, но встаёт, а игра продолжается. Возможно, это ключевой момент матча: мы не потеряли ведущего защитника, а у Ибрагимовича игра не идёт, не клеится. Нога не ложится в мяч.

А у нас с возвращением после дисквалификации Аршавина игра с каждой минутой всё лучше.

— Ура, мы ломим, гнутся шведы! — резюмирует комментатор Стогниенко атаки российской сборной. 

Жирков, Аршавин, Билялетдинов, Павлюченко… Эти четверо ещё в российских клубах, но Туманный Альбион уже не за горами. 

— Что дальше? Передача! — Аршавин! — ГОЛ!!— ГОЛ! ГОЛ! ГОЛ!— 2:0! Мы ведём!!

Несмотря на мрачные прогнозы знатоков футбола, таких же оттенков примерно, что и сейчас, наша команда превращается в 2008-м в настоящую Золушку. И переживает удивительные, да что там, невероятные мгновения футбольного счастья. И пусть эта сказка для Золушки короткая, всего лишь от одной испанской тыквы до другой (1:4, 0:3), она любимая у миллионов. Не избалован суровый русский болельщик былинными историями. 

Играют наши весело, бесстрашно. Сбросив оковы неуверенности, забыв генетическое правило “отдай ближнему или верни Акинфееву”. Момент за моментом, удар за ударом. 

Чем занимались на сборах у голландского волшебника Хиддинка, какими такими сборами баловались, загадка для многих. Но в те дни россияне зажгли так, что полыхало в Европе отменно. Особенно у голландцев, но об этом чуть позже. 

x x x

… А пока я сижу в холле уютного отеля Sol Garden Istra, что в городке Умаг, на северо-западе Хорватии. Прилетел всего несколько часов назад и сразу футбол, который нельзя пропустить. На тарелке горячий хрустящий хворост, угощение от местного фольклорного ансамбля.

Рядом еще человек тридцать: русские, хорваты, немцы, итальянцы… Шведы, конечно же. Больше всего в холле наших, а особенно выделяется некий дядя Саша из Питера, лет так “под-сорока”. В футболке с русским триколором, с местным пивасом в руке, в китайских “адидасках” и зычным поставленным голосом.

У нас тут нет русскоязычного комментария по телеку — смотрим ведь всем миром и в Хорватии. Записи с Уткиным, Стогниенко и Черданцевым я увижу потом, в ютьюбе, а пока у микрофона какой-то итальянский комментатор, а без микрофона, рядом с нами — дядя Саша.

— Ну как?? Как не попал...?! - от привычной связки в конце дядю Сашу сдерживает лишь присутствие трехлетней дочки, Веры.

У Веры задорная улыбка и красное платье в горошек. Ей непонятно, зачем эта шумная толпа людей наблюдает за бегающими туда-сюда футболистами. Вера то и дело отстраивается от строгого контроля и артистично выбегает к экрану, разводит руки в стороны и ловит на себе смех собравшихся. 

— Верааа!!! Отзынь с экрана!! — ревёт дядя Саша, выпучив очи, явно уставшие от ненормированного отдыха.

В одном из моментов, когда девочка не загораживает футбол, Ибрагимович в очередной раз не попадает по нашим воротам, в расстройстве опускает голову и прерывисто выдыхает воздух. Эпизод тут же выхватывает режиссер трансляции, как будто знает, что Златану сегодня уже не забить.

— Езжай домой, губошлёп!! - радостно кричит на всю хорватскую округу дядя Саша

Смеются и аплодируют даже иностранцы, хотя слово “губошлёп” последнее, что бы они нашли в русских разговорниках.

В общем, шведы едут домой, потому что из нашей группы идут дальше Испания и Россия. 

И это уже чудо, потому что перед турниром мы еле-еле выползли из отборочной группы, в самый неподходящий момент уступив Израилю, а потом устроив валидольный матч с Андоррой. На минуточку — население Андорры около 80 000 человек, её всю можно было бы разместить в “Лужниках”...

Посетитель sports.ru тогда иронично написал:

“Уткин целый год кричал, что верит в Гуса, а сейчас на вопрос, “какой результат нашей сборной на Евро может вас сильно удивить?” он отвечает: «Выход из группы»... “

Спустя десять лет очень актуально, не правда ли?

И даже натужная победа над великой Андоррой не помогла бы нам тогда, если б не братья-хорваты, разбившие наших прямых соперников, англичан, на “Уэмбли” — 3:2. 

До сих пор наши болельщики, вспоминая те игры, пишут на форумах “спасибо, Хорватия”. 

Хорошую страну я выбрал для отпуска.

x x x

А отпуска впереди ещё десять дней. И то было чудесное время, достопримечательности истринских городов (Ровинь, Пореч, Хум, Умаг, Пула, Опатия) достойны отдельной истории.

Сейчас вспомню лишь одну — как я покупал бутсы и параллельно знакомился с местным языком. 

Итак, тем же вечером мы отметили победу сборной над шведами, причём вместе со шведами (отдых объединяет), и на кураже “забились” каждый день играть в футбол, благо на территории отеля было три изумрудных газона. 

Утром я проснулся от хриплого голоса за стенкой, там кто-то в телевизоре с придыханием повторял:

— Нэмочка… Нэмочка… 

Наверное, интересное кино, подумал я. Включаю телек, а там, конечно, футбол.

“Нэмочка” — это Германия по-хорватски.

Воспоминания о вчерашнем дне, который начался ещё в Москве, плавно привели к финальной сцене вечера, где дядя Саша увлечённо рассказывал, как тут всё недорого, и где можно купить кеды погонять мяч.

Я отправился за кедами в город, на паровозике. Правильней его даже назвать “электровозиком” — локомотив на электродвигателе. В Хорватии за экологией следят строго: на первой линии у моря либо велосипед, либо вагончики. На машинах, будьте добры, гоняйте по трассам.

Конечно, это не cапсан: едем потихоньку, останавливаемся у каждого столба. Зато сколько видов для фото! Начинаю щёлкать затвором, и тут замечаю на двери надпись, большими красными буквами: POZOR! 

И дальше что-то мелким текстом. 

Те, кто бывал в Восточной Европе, знают, что pozor — это всего лишь “внимание”, а POZORNICA — “сцена”. Но в первый раз перевод производит впечатление...

Приезжаю на конечную остановку — собственно, в центр города. Вспоминаю схему следования, и ноги выводят меня к какому-то вполне цивильному магазину одежды. Захожу внутрь, спрашиваю “мне бы какие тапки подешевле, добить за неделю”. Сотрудник понимающе кивает, и уводит от адидасов и найков черным ходом на задний двор, а там вовсю кипит уличная торговля, и кроме магнитов и открыток есть вполне полезные вещи. Например, беговые кроссовки с флагом Хорватии по бокам. Здесь вообще кругом национальный флаг, а уж в дни, когда сборная играет…

Тут маленькое отступление про флаг с красно-белыми квадратами. Хорваты без ума от футбола, от своей сборной и своей страны. Чуть ли не каждая третья машина — с государственной символикой по бортам и из окон. В день игры сборной жизнь в Хорватии останавливается. Народ с именами Олича, Билича, Модрича на спинах оккупирует экраны в домах и многочисленных кафе. Безумство древнегреческих дионисий повторяется спустя столетия в балканской республике: если команда выигрывает, люди кричат от счастья. Если нет — плачут, не скрывая слёз. Последнее я наблюдал после драмы “Хорватия - Турция” в 1/4 финала. Седовласый болельщик медленно брёл по улице, рыдая как ребёнок...

 Но пока ещё хорваты никуда не вылетели. Настроение приподнятое, продавцы делают хорошие скидки.

— Сколько? - спрашиваю по-русски. Продавец Марко сразу идентифицирует мою национальность, и сообщает, что у него есть “братишка в Уфе”. Какой-то мужик из России когда-то там отдыхал в Хорватии, они познакомились, побухали, и вот Марко поехал с ответным визитом. В Башкирию. Зимой.

— Злая у вас погода зима! - лицо Марко делается на секунду как у пленного француза под Москвой, — и водка брр! Хорошая! Бери копачки, дисконт. С тебя 70 кун.

“КОПАЧКИ” — это что-то вроде бутс на хорватском.

А куна в далеком 2008-м была пять рублей против теперешних десяти. В итоге за 350 рублей я приобрёл неплохие с виду кроссовки. Осталось только проверить, не разлетятся ли они после первого удара.

x x x

А пока что покупку можно обмыть, да и дело к закату. А значит, к ужину. 

Ужинать в Хорватии надо с видом на солнце. Плавно заходящим между кипарисовыми островами в бирюзовую гладь Адриатического моря.

Пока ищу нужный вид, на глаза попадаются разного рода вывески. Вот, пожалуйста, хорватский банк — “ЗАГРЕБАШКА БАНКА”. Хороший хорватский язык... Сразу передаёт суть вещей.

 

Но тут всё ещё проще — банк родом из Загреба.

Банк уже закрыт, так как сегодня ЧЕТВЕРТАК. Четверг по-местному. А со вторника по пятницу учреждение открыто только до четырёх пополудни. Неплохо, думаю, устроились хорватские коллеги.

Наконец, уютный бар для ужина найден, с говорящим названием “Каперсы”. В оригинале — La Cappanina. В Хорватии, а особенно в Истрии, очень много итальянских названий, да и самих итальянцев в Истрии почти треть. До Венеции здесь рукой подать, меньше ста километров.

Для не сильно плотного ужина в Хорватии у меня два популярных варианта: или местное пиво (например, Ozujsko) с пршутто — хамоном то есть, или вино с ризотто и морепродуктами. Уже не помню, на что пал выбор в тот раз, да это и неважно — выход в свет состоялся, кроссовки куплены. 

Обратный путь в отель снова на паровозике. Разглядываю обновку, проверяю швы. Вроде и нормально, а цена всё же странная. Какая-то подстава… Переворачиваю обувь и читаю: “PODSTAVA”

“Подстава” - подошва по-хорватски.

Бегал я в этих бутсах-подставах все оставшиеся дни, изделие оказалось что надо, сшито на совесть. А потом ещё года три добивал в московском спортзале. Швы так и не треснули. 

x x x

За пару дней до следующей игры сборной мы в отеле здорово сплотились: и на футбольном поле, и за барной стойкой. У хорватов оказалась прекрасная традиция гостеприимства: если гость заведения нравятся, местные просят у бармена повторить этому гостю то же самое. А может, и не традиция вовсе, а компания наша приглянулась...

К четвертьфиналу Голландия - Россия сформировалась интернациональная фан-группа нашей сборной и персонально Андрея Аршавина. 

Вот что писали англичане об Андрее Аршавине и Гусе Хиддинке в те дни:

The Guardian:

“Отлично, Россия. Это на самом деле та же команда, которая проиграла Израилю? По-моему, уже ясно, что Аршавин – особенный игрок, его талант достоин большого европейского клуба, а победа в Кубке УЕФА это только подтвердила. Он готов к переезду. Второй гол России, который он забил, можно сравнить с мячом Снейдера Италии – я даже заорал от восторга”.

BBC:

“Сочувствую шведам, но русские были реально хороши. Аршавин – просто суперигрок. Позор таким клубам, как «Ман Юнайтед», «Арсенал» или «Челси», которые «прошляпили» этого футболиста. “

“Думаю, что последней командой, с которой Голландия хотела бы играть в четвертьфинале, это команда Хиддинка. Чёрт, вот это тренер!Дьявольский Гус!”

x x x

Вечером 21-го июня администрация отеля устроила нам просмотр футбола на свежем воздухе, в летнем театре. Был проектор и большой экран, а столики быстро заполнили болельщики с российской атрибутикой. Как и в матче со шведами, за Россию болели не только мы, но и иностранцы. Оранжевые островки голландских болельщиков были пусть яркими и стильными, но малочисленными по сравнению с поддержкой русских.

На дворе был 2008-й. Оглядываясь назад, можно сказать — то было время триумфа российского спорта. Зенит весной взял кубок УЕФА, хоккеисты с молодыми совсем Ковальчуком и Овечкиным наконец-то принесли России золото в хоккее, баскетбольный ЦСКА одержал победу в Евролиге. Да что там! Даже Дима Билан покорил вершину “Евровидения”.

Но со сборной России по футболу закономерности и совпадения не работают. Увы, в решающих матчах с ней случается что-то необъяснимое. С момента распада Союза, команда так ни разу (!) и не вышла из группы в финальных турнирах.

И вот шанс. Но против нас, на минуточку, звёзды европейского футбола: Ван Дер Сар (“Манчестер Юнайтед”), Уэсли Снейдер (“Реал Мадрид”), Ван Нистелрой (“Реал Мадрид”), Ван Перси (“Арсенал”), Арьен Роббен (“Реал Мадрид”)...

— Налысо постригусь, если выиграют… - говорит не сильно-то заросший дядя Саша. Ему завтра улетать, и мне проверить точно не удастся.

— На парикмахерской сэкономим, — парирует жена

— Да не выиграют они! - машет рукой супруг и гладит себя по макушке, - Уже сколько зарекался побриться, бояться нечего...

Мирко, местный официант, с которым мы успели сдружиться, приносит к нашему столу с пол-ящика пива и хлопает по плечу:

— Forza Russia! - желает удачи по-итальянски, и тут же добавляет что-то по-хорватски, незаметно показывая на голландский столик. Я практически догадываюсь о смысле сказанного, но Мирко для убедительности переводит на русский: “Надерите им зад!” 

x x x

Говорят, эту игру смотрело рекордное количество русскоязычных зрителей по всему миру. Мужья и отцы на ходу вводили в курс футбольных правил своих жён и детей, поясняя премудрости “положения вне игры” и отличия разноцветных карточек.

Я вновь слушал итальянского комментатора, как всегда громкого и эмоционального, и даже не подозревал, как на российском ТВ в эти минуты сходит с ума Георгий Черданцев. Но то было реально здоровое сумасшествие, и теперь даже невозможно отделить моменты той игры от выкриков Георгия.

После того, как мы повели в счёте благодаря пасу Семака и удару на опережение Павлюченко, меня весь матч не покидало опасение голландского реванша. Да ладно бы только меня. И не потому, что они были сильнее на поле, эти голландские звезды, — наоборот, наши творили небывалые чудеса, стучали по штангам и перекладинам, а Колодин — “пушка страшная” — наверное, ни до, ни после в своей карьере не решался на столько дальних и точных ударов, как в этот вечер. 

Наши пропустили за три минуты до конца игры. Чуть прижались к воротам, в надежде сохранить счет, и — здравствуйте. 

Но ведь играли так вдохновенно эти 87 минут — Аршавин только мог забить трижды — что было бы высшей несправедливостью отдать игру Голландии.

— Ну и что, ну и что?! Ну и что, что забил?! Время ещё будет у нас! — Черданцев, хрипя в микрофон, словно спасал выпавшее из рук знамя после точного удара ван Нистелроя.

Главное было дотянуть теперь до овертайма, не дать “оранжевым” на кураже развить успех.

И когда началось дополнительное время, мы уже стояли вокруг столика, сидеть не хватало нервов. Голландские болельщики почему-то ушли внутрь здания после основного времени. Может, опасались нашей гневной реакции на возможное поражение, а может, пошли совершать секретные ритуалы для победы.

И так, вокруг столов, сейчас стояла вся наша страна, можно констатировать без опаски за пафосные слова. Потому что если ОНИ так могут играть, МЫ поддержим так, как не делали никогда раньше.

— Россия атакует. Аршавин с мячом. Ну-ка, сам можешь всё!.. Ведь может же!.. - и в эту минуту с передачи Аршавина в пустые ворота мяч вносит Торбинский. - Я сейчас закончу вообще всё!!! Вы видели ЭТО?! Вы ЭТО видели?

Счёт стал 2:1, и в эту секунду в моих руках треснули солнечные очки, купленные специально для отпуска. Но до очков ли было в тот момент?

А когда Андрей забил третий, а Георгию окончательно снесло крышу (“ДО СВИДАНИЯ! ДО СВИДАНИЯ-Я-Я!!! РОССИЯ В ПОЛУФИНАЛЕ!), я вообще плохо помню происходящее, началось всеобщее братание, какие-то безумные звонки из России и в Россию, и никто в тот момент не считал минуты роуминга, настолько дороже денег была та победа.

x x x

Самолёт “Хорватских авиалиний” через неделю уносил меня из солнечной цветущей Хорватии домой. Ни до, ни после я не возвращался из отпуска, в размеренную офисную жизнь, с таким отличным настроением.

Под хорватскую сливовицу, пршутто и сыр предстояло заново пережить моменты чемпионата с друзьями, такими же безнадежно верующими в загадочную команду под названием “сборная России по футболу”. Которая раз в десять примерно лет умеет удивлять.

Случится ли чудо в этот раз? )