Команда «Ф-1» проводит всю гонку носами в кучу экранов на мостике – что они там высматривают? А что на секретных мониторах?
Если гараж – это «сердце» команды «Формулы-1», то право называться «мозгом» заслуживает капитанский мостик. Здесь принимаются все важные решения и координируется работа остальных «органов», для этого приходится анализировать тонну информации. Во время гонки пилот ведет обсуждения и дебаты именно с мостиком – пока каждый присутствующий на пит-уолл внимательно всматривается в экраны.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/0/e0/5d767d63646359d1a39c076b1e81e.jpeg?f=webp&q=90)
На что же так инженеры так пристально смотрят? Давайте взглянем на их рабочее место подробнее!
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/6/cf/69466d4ba4d8ba6bc8c38f04b9dd5.jpeg?f=webp&q=90)
Вообще всю информацию выводят на один большой экран, но для удобства визуально разделим его на левый монитор с общей информацией и правый монитор с гоночными данными.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/9/ae/e5ef03c0a4a5d901a77393cd350f9.jpeg?f=webp&q=90)
Монитор справа: очень много информации о временах, скоростях и идеальных быстрейших кругах
В верхней части правого монитора находятся общая информация о ходе сессии: обычные часы, время до конца заезда, состояние трека (в смысле флагом – чисто и можно атаковать или есть опасность) и число кругов.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/a/1b/765a43b4544d5b2ad77597cf72e07.jpeg?f=webp&q=90)
Самая верхняя таблица сверху показывает данные о заезде в удобном для инженеров порядке: отрыв от лидера, разрыв между пилотами, времена и скорости по секторам, время круга, максимальную достигнутую скорость, количество завершенных кругов, тип используемых шин и количество пит-стопов.
Время и скорость в этой таблице – показатели последнего круга. В случае, если гонщик показывает лучшее личное время, то данные окрашиваются в зеленый цвет, если оказывается быстрее остальных 19 пилотов – в фиолетовый, в остальных случаях данные светятся желтым.
Справа от нее еще две таблицы, которые показывают те же данные, но для конкретной машины и уже не о последнем круге, а о лучшем. Приглядитесь, в этой части экрана подсвечены имена Ферстаппена и Переса, потому что в «Ред Булл» сравнивали именно их данные, но если необходимо, то можно переключиться на показатели любого из гонщиков (Например, в самой крайней – покруговки Переса).
В центральной группе слева расположены два блока. Тот, что сверху, показывает сообщения от гоночного директора, другой – сводку о погоде: вероятность дождя, температуру и ветер. В дополнение отображаются и данные прошлой сессии.
Справа большая таблица из пяти частей с информацией о каждом гонщике: лучшие времена в трех секторах, проценты отставания от лидера на отрезке, лучший круг и гипотетический идеальный круг, сложенный из лучших времен на трех отрезках трассы.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/d/03/4200e536b499e90836b769bf2d7f7.jpeg?f=webp&q=90)
В нижней части монитора столбики с данными о гоночном темпе каждого пилота: времена круг за кругом. Цветная подсветка строк – используемый тип шин. Цветовая разбивка та же, что у цветных ободков «Пирелли». Еще есть времена, подсвеченные более ярким оттенком зеленого и фиолетовым – они сосуществуют лучшему личному времени и лучшему времени сессии.
Еще ниже план трассы с GPS метками. Отличается от версии для трансляции в количестве информации: телезрители видят только движение машин по треку, инженеры – микро-секторы и метеоданные в каждой части трассы, информацию об отрывах и радио-переговоры. Но повторы и международная картинка тоже на месте!
Монитор слева: погода, метеорадар, картинка с пит-лейн
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/f/ba/eb99429b44bc7a730d6bac765a87f.jpeg?f=webp&q=90)
В левой части монитора расположен метеорадар. Данные всем командам и ФИА поставляет французская государственная организация Meteo France – подразделение Министерства транспорта. На карте можно наблюдать за движением облаков вокруг трассы, следить за температурой воздуха и трассы, скорость и направлением ветра, атмосферным давлением, влажностью и количеством осадков.
В нижней части два блока. Первый называется «Канал пит-лейн» и показывает условия на трассе (температуры воздуха и асфальта, влажность, скорость ветра) параллельно с той же трансляцией, которую пускают зрителям – чтобы у инженеров на мостике сложилась полная картина происходящего.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/1/1f/42deb6cba43d7a82bdab1bfc24172.jpeg?f=webp&q=90)
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/5/ab/df3477e5f4cfca12cdbe31c36cf8b.jpeg?f=webp&q=90)
Команда может наблюдать за заездами с разных ракурсов: общая трансляция, прямая старта-финиша и вид сверху на зону для пит-стопа. Пит-стопы, кстати, снимают камеры из системы самих команд, а не серии, поэтому кадры с них засекречены. Инженеры используют их, чтобы наблюдать за процедурой смены шин в целом и работой механиков – процесс транслируют и на базу, чтобы там сразу начинали работу над ошибками.
Под ним информация от руководства «Формулы-1»: сообщения от дирекции гонки и графики, которые показывают, за день менялась погода.
«Секретные» мониторы: пит-стопы и телеметрия
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/b/6d/9d2ae812e4a19a25a80ec2db1ccbd.jpeg?f=webp&q=90)
У команд есть «секретные» мониторы, расположенные в нижней части пит-уолл на менее заметном месте. Их так скрывают, потому что здесь затаилась информация о болидах: температуры, данные с сенсоров, количество топлива и записи о стратегии. Но одно из самых интересных окон все же показали – его используют для вызова машины на пит-стоп.
В верхней части рядом с именем пилота расположилась кнопка «следующий/закрылки», которая указывает на планируемое время пит-стопа и изменения в угле наклона закрылков переднего антикрыла, в случае, когда необходимо адаптировать обвес машины под изменившееся состояние трассы или предпочтения пилота.
Чуть ниже отображается стратегия на случай возникновения стандартной машины безопасности и виртуального сэйфти-кара. Здесь так же отображается предполагаемое количество позиций, которые гонщик потеряет на пит-стопе.
За ней – кнопки, вызывающие на остановку. Всего их четыре: две, чтобы позвать пилотов по одному и две для двойного обслуживания с указанием того, кто должен «нырнуть» в боксы первым.
Меню в нижней части позволяет указать на все особенности пит-стопа: устанавливаемый комплект шин, информацию о необходимости замены крыла и штрафах, которые необходимо отстоять, прежде чем механики смогут приступить к работе.
Но самый редкий зверь – телеметрия, особенно сравнение своих машин с чужими. Часто работники команд даже пытаются проследить, чтобы на них не смотрели камеры в момент изучения или вынести окно в самую незаметную зону.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/1/f8/b90d3e6ba457aa1e40ae3591216f9.jpeg?f=webp&q=90)
Конфигурацию экранов можно менять. Наблюдать в трансляции или на GPS-карте за одним из своих болидов, его телеметрией, временах и отрывах от определенных соперников, следить за погодой через данные от Meteo France или даже открыть простой сайт, которыми пользуемся и мы вне «Ф-1», отслеживать прохождение разных мини-секторов в зависимости от сессии.
Каждый владелец рабочей точки настраивает выдачу информации под себя – включая размеры каждого окна.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/f/93/c1bb3974b4d31b8061ece3cbf8436.jpeg?f=webp&q=90)
Чтобы избежать неудобств и каждый раз не проводить настройку заново, места на пит-уолл жестко закреплены. Даже не каждый член команды может туда попасть.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/wysiwyg/9/e6/c4e5f66314a42b6887f11bc7a85d3.jpeg?f=webp&q=90)
Например, в «Ред Булл» стратег сидит между боссом команды и главным гоночным инженером, потому что есть вероятность, что во время заезда придется принять критическое решение по обеим машинам. А спортивный директор сидит в конце пит-уолл со стороны въезда в гаражи, чтобы наблюдать за въездом на пит-лейн – вдруг придется подать срочный сигнал механикам о пит-стопе или сходе. Гоночные инженеры сидят на другом конце, чтобы у них была возможность наблюдать за трассой, но не у всех команд: в «Мерседесе», например, их перенесли на «инженерный мостик» внутри гаражей, чтобы рев болидов не отвлекал и не мешал общению с пилотами, а камеры не подсматривали данные.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/message/0/d1/0c34ca6b049f39f5bfdbc2ce70769.jpeg?f=webp&q=90)
А вы бы справились с таким объемом информации на экране под давлением необходимости принять решение за секунду?
Сжатие трат в «Ф-1»: мостик режут надвое и делают карбоновые тележки для экономии на перелетах
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon
все хорошо в меру