9 мин.

Побег игрушки из Диснейленда

Побег игрушки из Диснейленда уже стал историей с первой полосы газет и изданий. Фото: Fotobank/Getty Images/Chris Trotman

Шел две тысячи семьсот тридцать шестой день нашей телестройки команды-претендента.

Дэрил Моури в четырнадцатый раз за последние полтора месяца попытался приобрести суперзвезду за ничто и вновь навел шухер во всей лиге, переиначив всю структуру драфта. Отныне клубы, которые уже определились с выбором, должны ждать результатов переговоров одиозного «цифрового мальчика» и отталкиваться от того, кого решиться брать новый генеральный менеджер «Орландо», только-только разогнавший всех скаутов: ВРА, лучшего игрока из доступных, или в его решениях будет системность? От этого напрямую зависит судьба каждого конкретного игрока, который попадает в Green Room и коллектива, собирающегося с мыслями, чтобы его забрать, обменять или проигнорировать факт его присутствия. Волна напоминает последствия трейда Кевина Гарнетта в «Бостон» в миниатюре. Тогда он повлек за собой гонку вооружений, с Газолем в «Лейкерс», Шаком в «Финиксе», Беном Уоллесом в «Кливленде» и Киддом в «Далласе». Сейчас это будет морским сражением в детской ванночке, но наблюдать за этим фестивалем будет все равно безумно интересно. Как мы вообще дошли до такой жизни?

Я, например, сидел и смотрел картинку из Майами, которую Джефф Ван Ганди по привычке называл финалом, еле-еле сдерживаясь от того, чтобы не уснуть прямо в кресле. Параллельным курсом, ребята с музыкального канала, отравляющего мозг на национальном уровне с большого экрана, соседствующего с монитором, включают клип Светланы Лободы на песню Облака, снятый как раз там же. Они пытались добить, но я не сдавался. Впервые в истории современной цивилизации творчество этого исполнителя выглядело приоритетнее  хоть чего-либо на этой планете. При пустоте картинки с обеих сторон «Биг Скрин» начинает уверенно брать верх. Труфаны бросаются поп-корном и весело хлопают в ладоши, нормальные люди спят, а Дэрил Моури работает. Очень напомнило один политический лозунг в моей стране, но не суть важно, тем более он еще лет шесть будет нецелесообразен в любом случае.

Менеджер «Хьюстона» начал вторую волну охоты за Дуайтом Ховардом, первая завершилась в день дедлайна обменов.  Тогда, по массовому наплыву сообщений от источников, как из Техаса, так и из Флориды, он приобрел бы «Супермена» до TDL, потому что уже получил устное согласие на трейд от Отиса Смита, пока сам центровой «неожиданно» не собрал пресс-конференцию и не объявил о своем решении остаться. Прошла пара-тройка месяцев, а «Рокетс» могут добавить в сделку еще и несколько интересных активов в виде пиков из десятки и окончательно дожать «Мэджик». Если они согласились в марте на определенные условия, то на улучшенные в конце июня им грех жаловаться. Что-то серьезнее им едва ли выловить...

Как обычно, это только первый шаг. Следующий предельно ясен: Дерон Уильямс. Если перспектива наличия Ховарда в Бруклине достаточна для завершения там карьеры, то почему это должно не хватить для перехода в «Хьюстон»? Логика в политике Моури прослеживается, он ведь как всегда не учитывает человеческие качества, пожелания, характеры и семейные ценности. Экономические активы ими не обладают. Так написано в учебнике, страница... Горан Драгич в такой ситуации выполняет роль страховки, как было с Луисом Сколой в лето охоты за Крисом Бошем. Только аргентинец лоялен и профессионален, он будет торчать по стойке смирно до твоего звонка, со словенцем же пока ничего не ясно. Но, если вы произносите имена Дерон и Дуайт в одном предложении с местом дислокации вашей организации, с такими рисками вы можете смириться.

Дальше все еще проще. Переподписание контракта с Кортни Ли, получение нескольких ребят из глубин драфта путем покупки их пиков, обменов или приглашения на площадку тренировочного лагеря, где Моури всегда стреляет в десятку, и один матерый свободный агент-ветеран. Минимум второй раунд гарантирован, вы же помните, как «Рокетс» умеют оправдывать ожидания на бумаге. Дэрил опять гениальный гм, занавес, аплодисменты.

Как бы не так.

Он с радостью бы повторил 2004-й год, когда эта же команда и его предшественники вытащили из «Орландо» топ-5 игрока, ругавшегося с руководством и плотненько засевшего в трясину вместе с составом, полным зомби, за огромные, голливудские деньги. Их также покинул интересный, но ограниченный тренер, выработавший свой ресурс на этом конкретном месте, их генеральный менеджер был отнюдь не так опытен, как хотелось бы, и он также ставил ультиматум: либо ты остаешься здесь надолго и говоришь об этом до первого июля, либо «давай, до свидания». Второй вариант оказался милее душе свингмена, который так же, как и Ховард, страдал проблемами со спиной.

Тогда «Хьюстон» сумел сохранить в команде Трэйси МакГрэйди из-за достаточного количества рычагов воздействия, хотя вопросы о том, на кой ему лично нужно там играть, доносились со всех дворов и округ. Яо Мин был достойным аргументом. Китайские миллионы компенсировали все остальное, «Адидас», прочуяв величину рынков, фактически падал в ноги и умолял. Через несколько лет все маленькие детишки в тех городах Поднебесной, до которых довели электричество, бегали в его атрибутике.

Сейчас у «Рокетс» есть имена на страницах истории, но нет ничего, что может заставить вас остаться. Моури может уповать на Хакима, Яо, Моузеса Мэлоуна и еще кучу больших фамилий и серьезных профессиональных карьер, но он прекрасно осознает, что Ховарда в команде удержит только обратная связь, рука руку моет.

Дерон приходит к Дуайту, подписывает долгосрочный контракт, Дуайт остается с Дероном и также расписывается под новым соглашением. Казалось бы, все очень и очень мило, но есть агентская загвоздка, которой суждено если не разрушить все планы руководителя «ракет», то изрядно в них поднасрать

Когда представители «Супермена» узнали, куда Отис готовится сбагрить их свору, а это был не «Бруклин», не «Даллас», не «Лейкерс» и даже не «Клипперс», они начали считать убытки. Через минут пятнадцать они поняли, что переход в красную часть Техаса и летний побег разрушит маркетинговую привлекательность их проекта.

Хьюстон сам по себе большой город, пятый по величине в США, но он по-своему уникален за счет собственного рынка: много темнокожих ребят, большая испаноязычная диаспора (близость мексиканской границы, десятилетия контрабандной деятельности), остаток китайской любви и внимания. Обмен сюда и уход со скандалом нанесет эффект похуже ЛеБроновского «Решения».

Там был один железобетонный аргумент: я доиграл до конца соглашения и помахал ручкой, как свободный агент. Не важны методы и цели, важны именно такие детали, они создают мозаику, признак комплекса. Ховард же покинет команду, поддерживаемую самыми разнообразными прослойками, согласившуюся отдать все свои активы ради него, с такими именами под сводами и великими «большими», одевавшими клубную майку, и сделает это в статусе лица крупной компании, рвущей жилы для составления конкуренции Найку на баскетбольном пространстве. Журналисты и рекламщики уничтожат Дуайта, сотрут его в порошок. И аргументов у них десятки:

  • очередная зажравшаяся звезда, которая делает, что хочет, но при этом страдает лицемерием и нагло отрицает это

  • суперцентровой, не соизволивший позвать в свою команду («Орландо», «Хьюстон») нормальных свободных агентов

  • отсутствие соревновательного духа

  • распиздяйство («Я не хочу быть вторым Шаком»)

  • интервью после «спича» Стэна Ван Ганди

  • наплевательское отношение к Хакиму, легенде, которая вывела Ховарда на следующий уровень и разрушение до основания организации, которой Оладжувон дал имя только лишь «по щучьему велению, по моему хотению» от Мсье Ховарда

Даже одного пункта из всего этого было уже достаточно, чтобы «Супермен» снял свой латексный костюм, оставил котят на деревьях и пошел рассказывать о лояльности к организации. Фальшиво, но хоть что-то. Последующие несколько месяцев еще больше усугубили ситуацию.

«Хьюстон» начал беспредельничать и уже собирает все возможные активы для приобретения даже больного Ховарда, который неизвестно в каком состоянии вернется на паркет после операции на позвоночнике. Побег отсюда в таком случае просто уничтожает имидж, который был так кропотливо создан, рвет его на тряпки. Организация, которая всю жизнь строилась через великих «больших», решила внести тебя в свой пантеон, веря в тебя после тяжелейшего хирургического вмешательства, а ты им фигвамы рисуешь. Их ГМ даже к Гортату, заменявшему тебя, домой приходил в первую минуту открытия рынка свободных агентов, а к тебе вообще с открытой душой, а ты...

Это крах.

Поэтому уже сейчас, в первые часы после того, как эта сага стала достоянием общественности, обозреватель официального сайта НБА сообщает о том, что представители Дуайта не рассматривают ни под каким соусом возможность подписания долгосрочного соглашения с «Хьюстоном» следующим летом. Они пытаются сделать все возможное, чтобы отговорить Дэрила от сделки, которая разрушит три стороны: два клуба и самого игрока, но, если этот вцепился в трейд, он уже не отпустит. Вы его не отпугнете, как ни старайтесь. Упорство там невероятное.

А что делать самому суперцентровому, если он действительно не хочет там находиться? Насильно мил не будешь, хоть ты тресни. А великолепному, системообразующему игроку, употребляющему понятие «насрать» в отношении к организации, с которой он поднимается к вершине, никогда не выиграть чемпионат. Это аксиома.

И все еще можно было бы пережить, если бы у руля был Адельман с его авторитетом, но там... Пустота в общем, человек, обладающий настолько деструктивным эффектом, что может уничтожить даже немецкий автопром.

Все мимо.

Генеральный менеджер должен не бояться работать и всегда искать пути для усиления команды, заставлять ее расти, придавать толчки к прогрессу. Сделки – огромная часть этого процесса, но иногда нужно просто знать меру. Со времен прихода Рона Артеста Моури пытается получить звезду и каждый раз о него вытирают ноги. Слив информации – МакГрэйди блокирует сделку по Винсу Картеру. Еще раз – Ховард рассказывает о лояльности. За четыре месяца до этого – баскетбольные причины имени Дэвида Стерна, и это только то, что нам  доподлинно известно.

А ведь ему управлять теми игроками, которых он готов был выбросить, а тренеру придется их использовать.

Сейчас, скорее всего, будет то же самое. Либо все сорвется и персоны в раздевалке «Хьюстона в очередной раз увидят, что они нахрен никому не нужны, после слов «мы хотим их сохранить, это наш приоритет», либо он таки получит своего крупнокалиберного баскетболиста, но не сумеет его удержать в долгосрочной перспективе. Дерон Уильямс? Многоточие. Не вижу многих, кто в это верит.

Он всего-лишь заложник своей глупой политики. Он никогда не вел себя так, как другие руководители.

«У нас есть сильные игроки, костяк, они нам необходимы, и мы с ними расстанемся только тогда, когда  классная сделка нарисуется «сама собой» и будет выгодна трем сторонам» – это политика тех менеджеров, которые знают баскетбол не по статистическим моделям и дают понять исполнителям, что в них есть необходимость, но бизнес есть бизнес. Для Моури они все лишь «экономические активы», и об этом знает уже каждый, поэтому ни один вменяемый игрок не хочет стать очередным из них. И я их понимаю, им даже не нужны аргументы.

Посмотрите на ротацию кадров. Он занял свой пост ровно пять лет назад, практически сразу обокрав «Сан-Антонио», выхватив у них Луиса Сколу. Аргентинец – единственный игрок, который остался в команде с тех пор. Единственный. И он уже мог уйти на рынке свободных агентов и был обменян в «Нью-Орлеан». Вот и все.

Семьи, желание остаться в городе, в команде, о котором говорили на каждом шагу люди вроде Баттье, не имеют значения. Шейн намедни стал чемпионом НБА, а «Хьюстон»?

«Я не могу сказать, когда мы будем претендовать на Титул»

Зато я могу.

Арбайтен, Дэрил, арбайтен! Может быть, пятьдесят второй шанс будет хоть чем-то отличаться от пятьдесят первого.

Побег игрушки из Диснейленда уже стал историей с первой полосы газет и изданий. В ней будут выигравшие, в ней будут проигравшие. Последних, скорее всего, больше. «Хьюстон» не хочет уступать на баскетбольной площадке. Это их путь.

Видимо, разгромы в кабинетах для них приятнее и привычнее...