4 мин.

Как отыграть 47 позиций

Гран-при Азербайджана, дебютный в таком статусе, подарил нам самую яркую гонку текущего сезона, а то и нескольких последних сезонов Формулы-1, и вместе с ней - огромное количество тем для обсуждения. Я бы хотел из них всех остановиться на одной - и это снова правила и наказания за их нарушение. Моя излюбленная, можно сказать, тема.

При этом речь пойдет не о трусливом "стоп энд гоу" от судей за безобразное поведение Феттеля, а о наказании, которое уже все успели обсмеять еще в прошлом году, так что в текущем воспринимают уже спокойно, как данность. Это штрафы за превышение лимита компонентов силовых установок на сезон. Обладателями оных явились снова пилоты "Макларена", на сей раз Алонсо получил плюс 40, а Вандоорн - плюс 35 позиций на стартовой решетке. Фернандо в квалификации показал 16-е время, а Стоффель - 19-е, следовательно, стартовать они должны были 56-м и 54-м соответственно. Но поскольку в пелетоне всего 20 машин, то они оказались 19-м и 18-м, впереди не показавшего никакого времени Джолиона Палмера.

Что же получается?

Во-первых, Стоффель квалифицировался 19-м, получил штраф в 35 позиций и стартовал в итоге… Восемнадцатым!

Во-вторых, согласно штрафу, Алонсо должен был стартовать 56-м, а его напарник - 54-м. То есть на момент старта между Стоффелем и Нандо должно было быть две позиции, а значит, на решетке они должны были располагаться один позади другого и между ними должны были быть 16 метров и еще одна машина. То есть чтобы Алонсо опередить Вандоорна, ему нужно было сначала пройти еще одного соперника, а только потом взяться за Стоффеля. Но в реальности ничего подобного не было, их поставили на решетку рядом - 18-м и 19-м. То есть Стоффель не получил должного преимущества за счет того, что ему сменили на один компонент меньше, чем Фернандо. В чем же тогда смысл 5 позиций разницы в штрафах, если в итоге они все равно встают на решетку рядом?

Еще больший вопрос - по отношению к другим участникам гонки, первый из которых - Маркус Эрикссон. Швед завоевал в квалификации 18-е место, из-за штрафа Алонсо поднялся на 17-е. Сам Алонсо должен был стартовать, я не устану повторять, 56-м. На 39 позиций дальше, чем Эрикссон. И 39 позиций - это не просто 300 метров стартовой прямой. Это еще и 38 машин между ними, которых нужно было бы обогнать испанскому чемпиону мира прежде чем начать борьбу с Эрикссоном. Вопрос: куда делось законное преимущество Маркуса и почему вместо 38 пилотов между ним и Алонсо оказался один-единственный Вандоорн?

Фернандо Алонсо в итоге приехал на финиш девятым, заработал первые в сезоне очки, а в интервью - уж не знаю, в шутку или всерьез - заявлял, что мог бы и вовсе победить. Как вы думаете, мог бы рассчитывать на победу или даже первую десятку пилот, стартовавший 56-м? Мог бы он за дистанцию Гран-при, даже такого сумасшедшего, отыграть 47 позиций? Я вот сомневаюсь. Но делать этого Алонсо и не пришлось, поскольку при семи сошедших для попадания в очки ему хватило опередить, помимо товарища по несчастью по имени "Хонда",  всего-то троих: два "Заубера" и Грожана. Которые не нарушали правила, не меняли компонентов силовой установки, но это их не спасло. Разве справедливо?

А что будет дальше? Позади чуть больше трети сезона, все лимиты давно выбраны, а значит, "Макларен" продолжит заменять эти японские коробки с гвоздями если не на каждом первом, то на каждом втором Гран-при, то есть продолжит нарушать правила и - правильно, фактически ничего на этом не терять по сравнению с теми, кто правил не нарушает. Плюс - команда Зака Брауна по сути получает прописку на последнем ряду стартового поля до самого Абу-Даби, а значит, теряется всякий смысл вообще выпускать машины под номерами 2 и 14 на квалификацию. Зачем тратить резину и драгоценный ресурс их хрустального двигателя? Установочный кружок проехали, отметились - и можно мороженку кушать. А то и вовсе не выезжать, все равно последний ряд, какая разница, с временем или без.

И вот вопросы. Ребята, которые придумывали это правило - они удовлетворены? Они этого добивались? Спортивный принцип, справедливость - торжествуют? Понятно, они хотели ограничить расходы команд. Чьи расходы они в итоге ограничили? "Мерседеса" и "Феррари", у которых и так все хорошо с деньгами? А расходы "Макларена" и "Хонды" они сильно ограничили?

Когда придумывались именно такие меры наказания, именно такое количество позиций на стартовой решетке (10 за первый сверхлимитный компонент и по 5 за каждый последующий), его авторы складывали эти позиции? И соотносили ли получившуюся сумму с количеством машин, участвующих в чемпионате? Если да, они должны были понять, что подобный штраф физически невыполним. Все равно что прописать в уголовном кодексе ссылку на Марс или, например, отрубание третьей ноги. Это наказание, которое априори невозможно привести в исполнение. И которое превращает вершину автоспорта - в фарс. В тупой *** цирк (с).

Ой, сколько надежд на Чейза Кэри…