Путешествие на край ночи: ода Манчестеру
Мне не в первый раз доводится быть в городе, где красный кирпич держит на себе небо.
Странная любовь к Манчестеру сохраняется вот уже много лет, но я знаю, что за ней стоит нечто большее, чем просто привлекательная эстетика или относительный комфорт.
Манчестер не вызывает ощущения цветущего места. В конце прошлого века он определенно пережил новый рассвет, но последствия этого рассвета до сих пор вызывают споры между горожанами. Тогда грохот индустриальных станков окончательно сменился на аккорды песен The Smiths и Oasis, а кинотеатры захватили работы Дэнни Бойла. Вместе с этим город столкнулся с новыми проблемами: деиндустриализация, неравномерное развитие агломерации, недостаток жилья и, особенно, вопросы внутренней безопасности.
И все же он остается таким: пугающе меняющимся, но одновременно чарующим, колоритным, живым.
В тексте всего по чуть-чуть: история города, чем он живет сегодня и эмоции от реализации собственной маленькой мечты – посещения матча «Сити» на домашнем стадионе.
Голодные и полные исследовательского духа
Оказавшись с приятелем в городе, мы решили направиться в центр за завтраком. Так мы оказались на улице с необычным названием – Tariff Street. Можно было подумать, что к неймингу улиц «Коттонополиса» причастен 47-й президент США, но все заметно проще. Нынешняя Тэрриф-стрит – это переименованная Upper Stanley Street, заложенная в XVIII веке как продолжение Stanley Street, но позже получившая актуальное название. Улица идет вдоль Рочдейлского канала – важнейшего судоходного коридора на севере Англии. Исторически это была территория складов и погрузки, где действовали тарифы на перевозку по каналу, что и объясняет выбор названия.

После прекрасного и столь типичного для англичан плотного завтрака мы отправились на прогулку по городу.

Первым местом стал Университет Манчестера, расположенный немного южнее центра. Кампус фактически является городом в городе: тысячи студентов бегают как муравьи вокруг неоготических зданий XIX века, в попытках успеть все перед началом учебного года.

История университета уходит в 1824 год, когда был основан Манчестерский механический институт, впоследствии ставший частью университета. Сегодня это один из крупнейших вузов Британии, где учатся более 40 тысяч студентов со всего мира. Университет прославился как место, где Эрнест Резерфорд провел знаменитый «опыт с золотой фольгой», открыв атомное ядро. Здесь же в 1948 году создали Baby – первый в мире компьютер, способный хранить программу в памяти. Рядом с кампусом находится Музей Манчестера с динозаврами и мумиями, а вокруг – студенческие кварталы с барами и уличной едой.

От университета мы направились к Библиотеке Джона Райландса в районе Deansgate. Мне доводилось бывать в городской библиотеке Манчестера несколько лет назад, но ее едва ли можно сравнить с тем великолепием, что нам удалось застать в этот раз.

Здание 1900 года местные часто называют «готическим собором знаний». Высокие своды, витражи и полумрак создают атмосферу средневекового храма – аналогии с Хогвартсом приходят на ум сами собой.
Особая «фишка» здания – его техническая оснащенность для своего времени. При постройке использовали стальные каркасы, что позволило сделать более просторные залы, а также установили систему отопления и вентиляции – для конца XIX века это было настоящей инновацией.

Библиотека была подарком Энрике Райландс городу в память о ее муже – крупнейшего в Манчестере промышленника и торговца хлопком XIX века. Джона Райландса, в честь которого и названа библиотека, историки называют «первым миллионером Манчестера». К середине XIX века фирма стала крупнейшей текстильной компанией в Великобритании, а в 1870-х годах и вовсе считалась самой большой в мире: ее фабрики и склады были разбросаны по всему северо-западу Англии.
Райландс прославился не только как бизнесмен, но и как необычайно скромный человек. Несмотря на огромное богатство, он вел тихую жизнь, избегал публичности и почти не светился в высшем обществе. При этом, уже после смерти, он также стал известен как крупнейший меценат, так как при жизни делал большинство пожертвований анонимно.

В коллекции – более миллиона книг и рукописей, включая уникальный папирус II века с фрагментом Евангелия от Иоанна – одной из старейших христианских рукописей в мире. На полках стоят коллекции Вольтера XVIII века в дорогом переплете, а за стеклом можно увидеть библию, вышедшую из-под станка Гутенберга – материал, с которого началась история книгопечатания в Европе. Что удивительно, вход в здание, как и возможность там работать, абсолютно бесплатные.

Следующей остановкой должна была стать Манчестерская ратуша на Albert Square, но, к сожалению, она все еще на реставрации. Все же не рассказать о ней было бы преступлением!

Построенная в 1877 году по проекту Альфреда Уотерхауса, она считается жемчужиной викторианской неоготики. Ее башня высотой 87 метров видна издалека, а внутри скрываются знаменитые фрески Форда Мэдокса Брауна, повествующие о ключевых моментах истории города: от римских поселений до индустриальной революции.
Ратуша давно превратилась в культурный символ Манчестера и часто появляется в кино и на телевидении, «играя» даже роль Вестминстерского дворца. Площадь вокруг – сердце общественной жизни: здесь проходят рождественские ярмарки, концерты и митинги. Напротив расположился мемориал Принцу Альберту – мужу Королевы Виктории.

Помимо прекрасных мест с богатой историей, в Манчестере полно пространства и для современной культуры. Здесь оживают уютные дворики, превращенные в бары и независимые галереи, и целые районы, полностью перестроенные под креативные индустрии. Особенно известен Northern Quarter - квартал, где старые склады соседствуют со стрит-артом, бутиками местных дизайнеров и приятными кофейнями. Манчестер в целом прославился умением превращать индустриальное наследие в платформу для культуры, и именно это сочетание делает город не только памятником прошлого, но и одной из самых живых культурных столиц Королевства.
Все-таки немного о важном
Дальше нас ожидало иммерсивное погружение в футбольную часть города. Начали мы с Олд Траффорд, он же «Театр мечты» – дом «Манчестер Юнайтед».

Построенный в 1910 году, он вмещает более 74 тысяч зрителей и является крупнейшим клубным стадионом Англии. Район вокруг – типичная индустриальная окраина, сегодня состоящая преимущественно из пост-модернистской архитектуры, которую футбол каким-то чудом превратил в туристический магнит.

Стадион хранит память о легендах – от «Класса 92-го» до сэра Алекса Фергюсона, о чем красноречиво говорят многочисленные таблички. Важной частью является и мемориал мюнхенской авиакатастрофы 1958 года. Напротив восточной трибуны возвышается памятник «святой троице» клуба: Бест, Лоу и Чарльтон – величайшие игроки XX века.

Мы же прибыли за другим, а потому отправились к Etihad Stadium, или, как его принято называть в дни Лиги чемпионов, City of Manchester Stadium. Расположенный на востоке города, стадион был построен для Игр Содружества 2002 года. После сноса Maine Road - легендарной арены «горожан», новая площадка была перестроена под нужды «Манчестер Сити», который арендовал ее на 250 лет. На открытие обновленного стадиона приезжала сама «Барселона» – невероятный праздник для фанатов «Сити» в то время.

Сейчас арена вмещает около 55 тысяч зрителей. Это число вскоре вырастет – северная трибуна активно расширяется.
Вокруг стадиона вырос целый Etihad Campus – футбольный город с академией, тренировочными базами, женской командой и общественными пространствами. Восточный Манчестер долго считался депрессивным районом после закрытия заводов, но именно проект арабской компании стал катализатором его обновления.

Фанаты «Сити» потихоньку пробирались на стадион – я не исключение. Наконец-то, за аппетитными хот-догами в тележках приоткрылась святая святых для любого «горожанина». Матч обещал быть запоминающимся.

После протянутого мотива старой-доброй Blue Moon последовал гул, в котором пытался пробиться гимн Лиги чемпионов. В едином порыве фанаты англичан и итальянцев высказывали все свое неодобрение в адрес УЕФА.
Время матча!
«Сити» сходу захватил инициативу, а трибуны не смолкали, распевая знаменитый мотив про Кевина Де Брейне.

Атака за атакой продолжалась до 17-й минуты, когда «горожане» потеряли мяч. Но уже через несколько минут с поля за фол последней надежды был удален капитан «партенопейцев» Ди Лоренцо. Конте пришлось радикально перестраивать игру, сняв «короля» с матча. Позже он извинялся за это решение, но удар в сердце уже был нанесен. Разочарованные уходом своего бывшего одноклубника, «Сити» тотально прижал итальянцев к воротам.

Хотя первый тайм так и остался без голов, во втором ждать чуда не пришлось – изящным «черпачком» Фил Фоден переправил мяч на девятку «горожан» – 1:0. Девять минут спустя молниеносная атака завершилась голом: Рейндерс и Доку сделали свое дело.
Под шум трибун прошли и оставшиеся полчаса игры, наполненные укусами «неаполитанцев», спасениями Доннаруммы и неспешными поисками «Сити» смысла забивать еще.

Нам оставалось только продолжать распевать величайший чант про плачущего на «Стретфорд Энд» Аморима. 2:0 – с этим результатом мы «смирились» , поймав уходящий к отелю трамвай

Второй день приключений
Утро мы начали с прогулки по Princess Street - улице, названной в честь Шарлотты Уэльской, дочери принца-регента Георга IV, чья ранняя смерть в XIX веке потрясла Британию. Манчестерские улицы вообще любят рассказывать историю: например, Faulkner Street и Bloom Street, которые мы пересекали по ходу прогулки, получили имена в честь землевладельцев, владевших этими землями в эпоху бурного роста города. Отсюда же приоткрываются виды на уютные каналы с кирпичными складами и железными мостиками – как живая открытка индустриальной эпохи.

Продвигаясь дальше, мы оказались на Shambles Square - площади, полностью перестроенной после теракта 1996 года, когда Ирландская республиканская армия заложила более полутора тысяч килограммов взрывчатки. Пострадало более 200 человек, а исполнителей терракта до сих пор разыскивают. Российским болельщикам эта атака помнится из-за другого события – из-за нее перенесли матч России и Германии на Евро-1996. Сегодня здесь стоит один из старейших пабов города – The Old Wellington Inn, что был основан в 1552 году. Он пережил переезды, трагедии, но до сих пор хранит атмосферу средневекового Манчестера: скрипучие балки и низкие потолки все также ярко напоминают о временах Тюдоров.
Всего в нескольких минутах ходьбы расположен Национальный музей футбола – место, где каждый читатель «Спортса» наверняка застрял бы на пару дней. Нам не повезло – пришлось оставить его на будущее. А ведь именно здесь хранится первый Кубок Англии, легендарные реликвии со стадионов мира, интерактивные экспозиции, джерси и фанатские артефакты. В каком-то смысле, музей – это настоящая Мекка футбольной истории.

Рядом возвышается Манчестерский собор – храм в готическом стиле, чья история началась в XV веке. Во время Реформации часть убранства была уничтожена, а во Вторую мировую войну собор серьезно пострадал от бомбардировок: крыша обрушилась, витражи были выбиты. Внутри можно увидеть самые широкие хоры в Англии и резные деревянные панели XV–XVI веков, где, помимо библейских сюжетов, встречаются мифические звери и сатирические сценки из жизни горожан.

Мы же направились немного дальше – в Музей науки и индустрии. Место, без которого, скажем прямо, трудно понять Манчестер целиком. Музей занимает здание бывшей железнодорожной станции Liverpool Road - первой в мире, построенной специально для пассажирских перевозок.

Экспозиции здесь – настоящий гимн промышленной революции: паровые двигатели, текстильные машины, макеты фабрик, старые автомобили и интерактивные залы. Каждый зал подробно рассказывает о том, как на короткий период в истории Манчестер стал «фабрикой мира». Вход бесплатный, и на час вполне может занять любителя истории.
Приключения закончились – но не футбол
После абсолютно адского пути обратно, растянувшегося на восемь часов в автобусе из-за ужасной аварии неизвестного работяги на трассе М1, нам оставалось только и делать, что отдыхать в лондонском уюте. Впрочем, ожидание выходных ради игры «Сити» с «Арсеналом» позволило неделе пролететь незаметно, дало время переосмыслить поездку и написать этот текст.

И раз первое путешествие на дорогой сердцу стадион прошло настолько невероятно, хочется верить, что следующие будут только лучше.
Кто знает, как и в каком статусе мы окажемся там в следующий раз.
Дорогие друзья, я ненавязчиво призываю вас подписаться на Telegram-канал AIN’T CLUB, где я регулярно выкладываю интересные посты о нашей любимой игре. Душа, вложенная в посты на «Спортсе», с удовольствием раскрывается и на другой прекрасной площадке!
Рады каждому, хоть это и не клуб!
@aintclub