6 мин.

«Совершенно новая игра». Как одна реклама изменила английский футбол навсегда

Первый состав АПЛ: перед вами представители каждой из 22 команд-основательниц

Лето 1992 года. 22 футболиста. Один склад в Лондоне. Начало новой эпохи.

В разгар лета 1992 года в одном неприметном складе в западном Лондоне собрались 22 футболиста — по одному от каждого клуба нового турнира, получившего название Английская Премьер-лига. Им предстояло сняться в рекламном ролике и фотосессии, которая должна была объявить о рождении новой эры английского футбола.

Тогда никто из них не подозревал, что это — начало революции, которая навсегда изменит лицо спорта в Англии. А то, что игроки восприняли как весёлую «разрядку» на фоне тяжёлых предсезонных сборов, позже стало культурной вехой: телеролик, музыкальный клип, реклама, икона 90-х — всё в одном.

Спустя 30 лет некоторые из участников событий встретились, чтобы вспомнить тот день, предаться ностальгии и повторить легендарное фото, пусть и не в полном составе.

Реконструкция фото спустя 30 лет

Главной темой рекламной кампании стал слоган Sky Sports — «A Whole New Ball Game» («Совершенно новая игра»), а саундтреком — композиция Alive and Kicking группы Simple Minds. На экране игроки качаются в зале, принимают душ перед камерами, смотрят в объектив как звёзды кино, а не просто футболисты.

Сегодня, спустя три десятилетия, это может выглядеть слегка по-детски — будто пародия на клипы с MTV, — но в 1992-м это было нечто радикально новое.

«Мы просто приехали, повеселились и получили гонорар в тысячу фунтов», — вспоминает Дэвид Хиллер из «Арсенала».
«Никто не думал, что это будет что-то большое. Просто день в Лондоне и фотки на память».

В съёмках участвовали как звёзды того времени — Винни Джонс, Ли Шарп, Тим Шервуд, Питер Бирдсли, Гордон Стракан, так и футболисты, которых жизнь после спорта забросила в совершенно другие сферы.
Дэвид Хиллер стал пожарным, Тони Дейли из «Астон Виллы» — фитнес-инструктором, Ли Хёрст из «Ковентри» — маляром.

Тренеры сами выбирали, кого отправить на съёмку. Кто-то — по спортивному принципу, кто-то — по принципу надёжности.

«Джо Ройл позвал меня в кабинет в «Олдхэме» и сказал, что я должен ехать, потому что я самый вменяемый!» — смеётся Энди Ритчи.
Ли Шарп из «Манчестер Юнайтед» вспоминает, что Сэр Алекс Фергюсон отправил его туда «в наказание».
«Но день был классным», — добавляет он.

За фасадом «глянца» скрывалась довольно суровая реальность. Настоящей тяжести в тренажёрах не было — игроки просто делали вид, что качают железо. Вода в душе поступала от пожарной машины с улицы и была ледяной. Тем не менее, результат на экране превзошёл все ожидания.

В кадре был даже силуэт футболиста, взлетающего на батуте и бьющего мяч головой на фоне заката. Многие пытались угадать, кто это — но на деле это оказался Тео Кипри, который впоследствии стал одним из лучших каскадёров Голливуда.

«Когда реклама вышла, парни в клубе начали прикалываться надо мной. А потом моя четырёхлетняя дочь начала петь «Alive and Kicking» в машине — и я понял, что это реально стало событием», — говорит Иэн Баттерворт, капитан «Норвича».

Винни Джонс во времена игры за Челси

Начало новой эры.

Впервые матч английского чемпионата поставили на вечер понедельника. Это была игра между «Манчестер Сити» и «КПР». Огни прожекторов, чирлидерши, фейерверки — всё это было в новинку.

«Мы вышли на поле — и поняли: футбол больше не будет прежним», — вспоминает Энди Синтон из «КПР», который забил гол в этой игре.

Английский футбол превращался в шоу. Sky платил 304 миллиона фунтов за права на трансляции. Спустя 30 лет — это уже 5,1 миллиарда фунтов. Зарплаты игроков выросли с тысяч в неделю до сотен тысяч.

Игроки «выпуска 92-го» (как их в шутку прозвали, сравнивая со знаменитым «Классом 92» Алекса Фергюсона) не завидуют богатствам современных звёзд, но с грустью вспоминают утраченную сплочённость и настоящую страсть.

«Сейчас игроки более эгоистичны», — говорит Джон Салако.
«Они получают большие деньги слишком рано и теряют мотивацию. В 90-х были настоящие бойцы. Сегодня не увидишь споров, криков, взаимных претензий. Но и командного духа — тоже нет».

«Мы играли ради любви к футболу», — добавляет Хиллер.
«Теперь всё спланировано, просчитано. Тогда — просто мяч и ты».

Ритчи убеждён: такую рекламу сегодня невозможно снять.

«Современные игроки слишком изнежены. Представляешь, они бы стояли под ледяной водой? Мне ещё дали в руки огромный мобильник, выглядело очень нелепо»

Тренировки, питание, медицина — всё стало лучше. Но стал ли сам футбол лучше?

«Игроки стали выносливее, но эмоции — нет», — говорит Ритчи.
«Брайан Робсон, например, не стал бы сильнее от спортивных аналитиков. У него была внутренняя энергия, которой сейчас не хватает».

Джон Уорк, который выступал за «Ливерпуль» и «Ипсвич»:

«Я бы не променял свою эпоху ни на что. Мы были настоящими командами. Мы жили вместе, побеждали вместе. Это было по-настоящему».

Реклама 1992 года с простым слоганом «A Whole New Ball Game» стала точкой отсчёта. Того дня, когда футбол стал не просто игрой, а продуктом, стилем жизни, глобальным брендом.

«Мы тогда не поняли, что это был исторический момент», — вспоминает Салако.
«Просто приехали, повеселились. А потом вышла реклама — и всё изменилось».