2 мин.

Разбор полета Марка Уэббера

 

Информация от Red Bull + некоторые мысли.

Кинетическая энергия едущего по трассе болида равна (m*v^2)/2. Перед столкновением с Ковалайненом скорость Уэббера была примерно 300 км/ч.

После удара часть кинетической энергии преобразовалась в потенциальную энергию (m*g*h) и энергию вращения ((I*w^2)/2). Уэббер взлетел на высоту (h) около двух метров, а скорость вращения (w) была примерно 180 градусов в секунду. Если сделать математические подсчёты, то получается, что потенциальная энергия и энергия вращения в сумме -- это всего один-два процента от первоначальной кинетической энергии болида.

После примезления машина проскользила до стены с покрышками. Скольжение означает трение. Сила трения равна k*m*g, где k -- коэффициент трения между машиной и трассой. Работа силы трения равна силе трения умноженной на расстояние, которое проскользил болид. Трение уменьшило кинетическую энергию ещё на 10 процентов.

Таким образом скорость болида в момент удара о стену с покрышками была около 280 км/ч. Свойства стены с покрышками позволяют увеличить время полной остановки во время удара. Чем больше это время, тем меньше сила, действующая на болид и пилота (F*t = m*v). Перегрузка на таком "торможении" составила восемь g.

 

И так, как уже многие говорили, с момента гибели Аэртона Сенны безопасность болидов формулы 1 и организация безопасности самих трасс продвинулись далеко вперёд, и этот "полёт" ещё одно тому подтверждение. Врядли бы Марк выжил, случись такое в 1994 году, а в 2010 он сам вышел из машины как после аттракциона. Но даже не смотря на прогресс безопасности, Уэбберу действительно повезло. Повезло с приземлением, повезло с тем, как долго он скользил до стены с покрышками и что обломки в него не попали. Вроде и болиды стали безопаснее и организация безопасности трасс тоже, однако появление новых команд -- это явный шаг назад в безопасности формулы 1...