«Талантливых детей сейчас сложнее найти». Надежда Петрова – о молодых теннисистах и их развитии
От редакции: В начале сентября экс-третья ракетка мира Надежда Петрова во Владивостоке запустила проект «Кубок Надежды» – нацеленный на поиск талантливых детей за пределами Москвы.

Новый выпуск ее блога на Спортсе’’ как раз об этом – и в целом о детском теннисе.
***
«Кубок Надежды» – это серия мастер-классов для детей 6-12 лет. Планируем проводить их в разных городах и регионах – сейчас мы были во Владивостоке, в ноябре параллельно форуму «Россия – спортивная держава» поедем в Тольятти.
На мероприятии я общаюсь с детьми в игровой форме. И параллельно отбираю, на мой взгляд, самых одаренных.
Все это мы организуем за счет спонсоров при поддержке Федерации тенниса России и Министерства спорта. Нужна немаленькая сумма, чтобы мы могли выехать, прорекламировать и провести мероприятие, а потом еще дать детям возможность приехать на несколько недель в Москву. Мы же им оплачиваем перелеты, тренировки, корты и проживание.
У нас очень большая страна, и в удаленных уголках, по моему опыту, есть много интересных детей с хорошим потенциалом. Не все имеют возможность все бросить и приехать в Москву, чтобы показать себя и быть увиденными. Так что проект нацелен на то, чтобы выделить этих уникальных детей, новых звездочек, которые потом сменят нашу теннисную элиту.
Когда мы проведем достаточно выездных мастер-классов и у нас наберется хорошая группа детей, мы проведем для них в столице турнир. Но я понимаю, что потребуется не один год, чтобы их отобрать и все организовать. Сейчас мы надеемся делать по 3-4 выезда в год и создать структуру, в которую потом можно будет встроить турнир.

А сейчас основная задача – найти таланты и обеспечить им менторство и помощь в построении профессиональной карьеры. Я буду их курировать, вести, давать советы. Это можно делать на тех базах, откуда сами дети – я буду давать установки: над чем работать, какие турниры и когда играть. В общем, выстраивать план, как пробиться в число лучших по своему возрасту.
Потом из нашего юниорского тенниса нужно переходить в международный, и тут тоже будет сопровождение. Еще у меня есть связи со спортивными агентствами, так что я могу помогать и с поиском спонсоров.
Что такое теннисный талант и как его разглядеть в 6 или 10 лет?
Во Владивостоке на мероприятии было около 50 детей, из которых я выделила двоих – Марию и Савелия Костылевых. Мальчику 6 лет, девочке – 10. Уже примерно в октябре они смогут приехать в Москву и провести первые тренировки в моей школе.
Талантливый ребенок уже в 6 лет ярко выделяется навыками. Если в этом возрасте он свободно держит мяч и владеет базовыми ударами справа и слева, может играть с лета и подавать – это о многом говорит. Многие в таком возрасте этими навыками не обладают.

Конечно, перспективного ребенка видно и по стремлению, по горящим глазам. Сразу видно, что ему теннис приносит удовольствие и он хочет как можно дольше оставаться на корте. Такие дети нам и нужны.
В 10 лет разглядеть талант уже гораздо проще. Видно хорошую координацию, правильное движение по корту, правильную постановку ног. Нужна сила удара. И в 10 лет ребенок уже должен обладать всеми ударами и всеми вращениями.
Очень интересно, как они мыслят. Потому что нужно использовать весь корт – уметь сыграть и в длину, и в ширину, создать сопернику как можно больше сложностей. В этом же суть игры.
И если все это просматривается, то потом уже можно дорабатывать количеством часов на корте и сыгранными турнирами. Наша задача – чтобы дети рассматривали турнир как дополнительную тренировку и выходили без боязни, комфортно чувствовали себя в соревновательной атмосфере.
Реже всего в детях встречается бойцовский характер. И научить ему нельзя – это природный дар. Остальное можно натренировать, а умение бороться и абстрагироваться от негативных мыслей дано не всем.
Безусловно есть риски – возможны проблемы с физическим развитием, возможно, что пубертат в голову ударит. Понятно, что не из все из отобранных детей пойдут дальше. Но мы просто хотим создать максимально комфортные условия и показать, что нужно делать. Потому что не все родители разбираются, сколько нужно тренироваться и как сделать эти тренировки качественными. Они ведут детей вслепую. А так у них хотя бы будет доступ к этой информации.

Вообще эта идея зародилась после того, как я съездила в Татарстан и открыла в Елабуге свой теннисный центр. Там мы увидели, что в удаленных местах есть одаренные детишки. Может быть, их единицы, но они есть. И если бы я туда не поехала, то про одну девочки никто не бы не услышал. И неизвестно, как бы у нее все дальше сложилось.
А так мы уже выстроили тренировочный процесс с хорошим специалистом, выстроили игровой график. И есть постоянная связь: родители присылают нам видео, советуются, регулярно приезжают в Москву. Мы проводим что-то вроде отчетного сбора, даем указания.
Если бы этого не было, она могла бы затеряться. Потому что родители действительно не знают, как двигать ребенка по карьерной лестнице.
Как сейчас в целом выглядят теннисные дети? И почему стало меньше талантов?
Я не вижу, чтобы дети кого-то массово копировали – как раньше копировали Надаля с его окончанием удара выше головы.
Возможно, это связано в тем, что смотреть теннис стало сложнее, его не показывают на телевидении. И у детей нет такого доступа к нынешнему профессиональному теннису.

А насмотренность очень важна. Важно визуально впитывать разные элементы. Еще это дает молодому спортсмену мечту, он ставит себя на место профессионалов. Почитайте интервью великих – они уже с детства мечтали быть на корте «Уимблдона», держать трофей, грезили этим. И вот этот визуальный контент очень важен для детей, чтобы они тянулись за мечтой.
При этом я замечаю, что в целом у детей сосредоточенность стала ниже – у них очень много стимулов, быстрая смена картинки. Внимание они не особо держат. Но одаренные дети, которые кайфуют от тенниса, этому не подвержены. Они и слышат тренера, и вникают в его слова, усваивают информацию. И готовы тренироваться часами.
Но выделять таланты стало сложнее – потому что их стало меньше. Слишком много вещей, которые перетягивают к себе потенциальных теннисистов. И клубная система сейчас ориентирована не на селекцию, а на работу с любителям.
Что делать, когда детей в программе станет много – и индивидуальное внимание каждому уделять не получится?
Хочется иметь свою базу в Москве – чтобы у детей была возможность приехать, провести тренировочный сбор. Хочется не один, а несколько филиалов в разных регионах – и чтобы у детей была возможность спокойно между этими филиалами передвигаться и везде получать правильную и профессиональную поддержку.
База нужна, чтобы получить независимость от расписания теннисных клубов и кортов, чтобы можно было без привязки к ним распоряжаться игровым временем и выстраивать график. Конечная цель – дать детям максимальное количество тренировочных часов.

И хочется запустить свои турниры.
Когда детей будет много, нужно будет подобрать команду, которая будет их вести. Дать команде установки и постоянно поддерживать связь. Естественно, мне тоже нужно будет периодически приезжать и наблюдать за процессом, кого-то приглашать в Москву.
Сейчас в моей школе в Елабуге тренировочный процесс оплачивают родители, но мы создаем им комфортные условия. Тренироваться там выгоднее и удобнее, чем в Москве и других больших городах. К нам перебралась одна девочка из Екатеринбурга, потому что родителям это выгоднее и удобнее.
Если бы была своя база в Москве, то можно было бы самым одаренным давать возможность заниматься бесплатно – потому что корты свои, есть тренерский штаб на зарплате.
У нас уже есть инвесторы, но сейчас все упирается в вопрос земли. Не хочется уходить далеко за город, потому что Москва большая, родителям будет сложно возить. Сейчас мы в поисках хорошей локации, где можно будет построить комплекс.

Как найти хорошего тренера?
Я считаю, что родителям сначала нужно брать более возрастного тренера, который прошел еще нашу советскую школу и имеет большой опыт работы именно с детьми. Сейчас много молодых, которые сами не состоялись как игроки и стали работать с любителями. И они рассказывают, что они мастера спорта, а родители верят на слово и думают, что эти специалисты могут вывести их на высокий уровень.
Но в детском спорте лучше брать того, кто знает, как давать эту базу. Потому что советская школа уже прошла проверку временем и показала свою эффективность – это видно на примере моего поколения. И получив эту базу, уже можно переходить к играющему тренеру, чтобы не искать спарринг-партнеров.
Сейчас детский теннис поменялся и фрагментировался. Начинают с укороченных ракеток, на корте поменьше, другими мячами. Сейчас под каждый возраст свои методики, много инноваций – но как будто теряется общая нить понимания, для чего все это делается. А у старой школы есть универсализм, поэтому она гораздо эффективнее.
«Свадьба получилась не как в мечте – но галочку поставила». Чем живет Надежда Петрова
Как бы не был талантлив ребенок 6 лет, до профика ему 12 лет тренировок (960 часов в год) = даже если брать в среднем 50$ за час, это 48.000$*12 лет
Кто сейчас дает такой буст в рф? Никто. И никогда, потому что не окупится.
Так что это все местечковый отмыв гос грантов. Типо съездили провели турнир и развили регион…
Чем может помочь Фтр? Ничем.
Даже если построить во всех городах бесплатные корты, теннисистов больше не станет, потому что ракетка стоит как месячная зп в регионе.