9 мин.

Тэйлор Таунсенд – молодая мама и сенсация US Open, которую травили за лишний вес

Американка Тэйлор Таунсенд стала одной из главных героинь первой недели US Open. Сначала проигравшая ей Алена Остапенко обругала ее за отсутствие «класса и образования», за что латвийке прилетело абсолютно отовсюду. В следующем матче Таунсенд впервые за два года обыграла соперницу из топ-5 и впервые за шесть лет вышла во вторую неделю турнира «Большого шлема».

Но это не первый раз, когда Таунсенд оказывается в центре медийного дискурса на домашнем «Шлеме», да и вообще ее карьера была довольно насыщенной и до US Open. Вот ее история.

Выросла в теннисной семье, тренировалась у родителей Дональда Янга, в 16 была первой ракеткой мира, но стала центром национальной дискуссии из-за веса

Таунсенд родилась в Чикаго и, по легенде, бывала на корте еще до тех пор – когда туда во время беременности выходила ее мама Шейла, игравшая в теннис еще в университете.

В теннис Таунсенд пришла вслед за старшей сестрой Симоной не то в шесть, не то вообще в четыре года; ее первым тренером был Камау Маррей, который позднее привел к титулу «Большого шлема» Слоун Стивенс. Шейла давно дружила с Дональдом Янгом и играла пару с его женой Илоной – у них была теннисная академия и сын Дональд-младший, впоследствии ставший №1 среди юниоров и входивший в топ-40 ATP. Вскоре дочери Таунсендов уже тренировались у них.

Янги переучили Таунсенд на левшу – якобы потому, что праворукость плохо отражалась на ее равновесии, и она на корте часто падала. В 2004-м, когда Таунсенд было восемь, Янги переехали на юг в Атланту, где можно играть на улице круглый год, и Таунсенды последовали за ними. Там папа сестер Гэри получил позицию сначала замдиректора, а потом и директора школы, а Шейла, тоже педагог, перепрофилировалась в финансиста.

Как профессионалы от образования Шейла и Гэри для дочерей всегда приоретизировали учебу и рассматривали их теннис не как будущую карьеру, а как способ получить стипендию в хороший университет. Так Симона оказалась во Флоридском университете A&M, где стала первой ракеткой, прежде чем закончить с теннисом из-за последствий серьезной травмы, полученной еще в 15. Довести до колледжа Тэйлор, которая на два года младше, у семьи ресурсов уже не хватало, и младшая дочь в 2011-м переехала во Флориду тренироваться в национальной программе развития игроков за счет USTA, Ассоциации тенниса США.

Уже в начале следующего, 2012-го, 15-летняя Таунсенд сделала дубль на юниорском Australian Open – победила в паре и одиночке (в финале обыграла Юлию Путинцеву). Летом в паре с Эжени Бушар Таунсенд сыграла в финале «Ролан Гаррос» и победила на крупном турнире в Рохэмптоне и «Уимблдоне» и на US Open собиралась первой ракеткой мира – первой из американских девушек за 30 лет.

С папой Гэри

Но у USTA были другие идеи: тренеры велели 16-летней Таунсенд вместо US Open приехать на двухмесячный фитнес-сбор, чтобы прийти в форму. Для верности ассоциация отказалась покрыть теннисистке путевые расходы на поездку в Нью-Йорк, а также отклонила ее запросы на wild card во взрослую основу или квалификацию даже после того, как ее предположительно плохую форму объяснила выявленная анемия (врач обещал к US Open привести показатели в норму). Такой ультиматум считывался как фэтфобия, и хотя Таунсенд сначала приехала на кэмп, в итоге она все равно поехала на US Open, просто на семейные деньги.

В Нью-Йорке Тэйлор дошла до четвертьфинала одиночки и снова победила в паре. Когда история получила огласку и попала даже в мейнстримные медиа, за тинейджерку заступились легенды спорта, включая Серену Уильямс, Линдсей Дэвенпорт и кумира Таунсенд Мартину Навратилову. Они объясняли, что телосложения бывают разные, и быть крупной еще не значит не быть в форме, не говоря о том, какой это травмирующий опыт для подростка – быть поставленной в центр внимания из-за тела.

С Сереной Уильямс и братьями Брайанами на чествовании чемпионов мира ITF (2013)

«Я была раздавлена, – говорила она потом. – Я рыдала, была в отчаянии. Ведь я очень много работала и неслучайно стала №1».   

USTA в лице главы программы развития игроков Патрика Макинроя в итоге была вынуждена извиняться и списывать все на «недопонимание», а Таунсенд перестала тренироваться с USTA, закончила сезон первой ракеткой мира среди юниоров и перешла в профессионалы. 

Случайно забеременела в 24 и поняла себя по-новому

Профессиональная карьера Таунсенд задалась не сразу: за пять первых сезонов она только на несколько недель зашла в топ-100 и в основных сетках WTA выигрывала в среднем по три матча за год. Ее родители развелись, и мама приняла за нее несколько карьерных решений, с которыми Тэйлор не была согласна; она скучала по сестре. Потом Таунсенд рассказывала, что очевидно страдала от депрессии, но осознала это только позднее.

С сестрой Симоной

Первый большой результат Таунсенд показала в 2019-м, когда на US Open из квалификации дошла до 1/8 финала, по пути обыграв Симону Халеп и проиграв только будущей чемпионке Бьянке Андрееску. Это позволило ей вернуться в топ-100, но в начале следующего сезона перед матчем 24-летнюю Таунсенд стало тошнить, и несколько тестов на беременность спустя было понятно почему.

«Узнав, что беременна, я была в ужасе, – говорила она потом. – Я всегда знала, что после тенниса хочу быть свободной, принадлежать только себе и не быть ни к чему привязанной. Так что я вообще не хотела детей. Плюс, у меня были турнирные обязательства, когда узнала, так что надо было делать вид, что ничего не происходит, еще несколько месяцев. 

Моя позиция изменилась, когда я спросила себя, что плохого в этом именно для меня. До того момента все мои ответы были про теннис: что я не смогу ездить, поддерживать рейтинг, зарабатывать. Но когда я поставила вопрос по-другому, ответа не нашлось. И это был первый раз, когда я отделила себя-человека от себя-теннисистки и, будучи верующим человеком, приняла, что у всего есть высший смысл».

Эйден Обри Джонсон, которого Таунсенд называет Эйджей и об отце которого известна только фамилия, родился в марте 2021-го. Таунсенд провела в декрете еще почти год и позднее рассказывала и про экстренное кесарево, и про послеродовую депрессию, и про материнскую вину, и про жизненную важность семейной поддержки – всячески поднимая свой личный профиль и коллективный профиль матерей в спорте. (Белинда Бенчич, которая была беременна три года спустя, считала, что на пропущенном ею Australian Open было не меньше 20 мам, – одной из них была Таунсенд.)

На третьем же турнире после возвращения Таунсенд выиграла крупнейший титул (100-тысячник WTA), а за первый год вернулась в топ-150. Она говорила, что после родов чувствует себя на корте лучше, чем когда-либо, и это было ее единственной целью. Ее новые самосознание и мотивация, фокус которых сместился с тенниса, сначала конвертировались в парные результаты: за год с лета-2022 она с разными партнершами сыграла в двух шлемовых финалах и зашла в топ-30.

Выиграла два парных «Шлема», стала первой ракеткой мира и теперь переписывается с Сэмюэлом Л. Джексоном

За полгода с середины 2024-го Таунсенд наконец стала топом и чемпионкой «Большого шлема»: с лучшей парницей поколения Катериной Синяковой они выиграли сначала «Уимблдон», а потом и Australian Open (еще дошли до финала итогового). В этот же период Таунсенд впервые в карьере зашла в одиночную топ-50. После «Уимблдона» Таунсенд стала первой ракеткой мира (первая мама, возглавившая какой-либо из рейтингов WTA, после Ким Клейстерс в 2011-м) и, как и 12 лет назад, приехала в этом статусе на US Open, только теперь уже опытным и уважаемым профессионалом.

Момент победы на «Уимблдоне»

Параллельно Таунсенд создает некоммерческую организацию, которая будет проводить лагеря и открывать тренировочные площадки для детей. Она говорит: «Я хочу иметь возможность отдавать и делиться знаниями, потому что самое действенное, что у нас есть, – это именно информация, доступ и представительство, которые открывают двери и дают поверить, что все возможно лично для тебя». 

С Эйджеем летом-2025

Все соперницы, которых Таунсенд прошла по пути во вторую неделю одиночного US Open, стоят выше нее в рейтинге, а обыгранная в третьем круге Мирра Андреева – так вообще всего третья теннисистка топ-10, которую победила Тэйлор. 

У Таунсенд не было экипировщика с 2017-го, когда истек ее контракт с Nike, и в Нью-Йорке и на всех турнирах этого лета она играет в форме, кастомизированной дизайнером из Атланты Александром-Джоном Баллардом, ранее работавшим с New Balance и Puma. Это бланковые магазинные наряды, на которые методом термопереноса наведены монограмма TT и разные значимые для Таунсенд мотивы: в июле это были изображения драгоценных камней, на первом матче US Open – отсылки к тиранозаврам, которых любит четырехлетний Эйджей. Еще есть платье с орнаментом касаток, с которыми Таунсенд сравнил актер Сэмюэл Л. Джексон, проскользнувший в ее директ по ходу турнира в Вашингтоне. Перед стартом US Open на Манхэттене был поп-ап, продававший небольшую выборку творений Таунсенд и Балларда, но вообще они надеются на сотрудничество с крупным брендом, который сможет обеспечить производство и дистрибуцию.

На волне известности, полученной после скандала с Остапенко, количество подписчиков Таунсенд в инстаграме за неделю увеличилось почти вдвое – еще одна победа для нее как человека, заинтересованного в узнаваемости. Еще поднять свой профиль и обыграть вторую чемпионку «Шлема» за турнир она попробует сегодня в матче с Барборой Крейчиковой.

Соберите пятерку теннисистов в Основе US Open и поборитесь за призы

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Matthew Stockman, Alex Pantling; instagram.com/tay_taytownsend