4 мин.

Русские не сдаются

Многие пытались обыграть Надаля на грунте в этом сезоне, но оказалось, что даже взять сет не по зубам никому. В Монте-Карло первым на очереди был Томаш Бердых, который выиграл у Надаля три предыдущие встречи. Первый сет Томаш проиграл под ноль, во втором даже не дотянул до тай-брейка. Затем все взоры обратились на Роджера Федерера. Если коротко — Федерер подкачал.

В Барселоне главным подозреваемым был Гильермо Каньяс. Каньяс, который считается скорее грунтовиком, чем универсалом, дважды сумел обыграть Федерера на харде, а потому на грунт приехал в числе главных фаворитов. Финал в Барселоне вызвал большой ажиотаж и получил название битвы fed-beater’ов. Но и Каньясу не свезло, сил хватило только на несколько первых геймов.

В Риме на начальных стадиях интрига была связана прежде всего с Южным и Джоковичем, ведь именно они были последними, кто обыгрывал Надаля на харде. И тут обошлось без приключений — легкие победы в двух сетах. И вот, после четвертьфинала с Джоковичем казалось, что Надаль уже в финале, но Коля Давыденко всем преподнес сюрприз.

Николай обычно тяжело втягивается в грунт после весеннего американского харда. Результаты нестабильны, поэтому никогда не знаешь, чего ждать. В Валенсии, где открывается земляной сезон, Давыденко никогда не проходил дальше первого круга. В Монте-Карло в 2004-м у него был четвертьфинал, но в последние два года этот турнир заканчивался для Николая после первого же матча. В этом году Коля, по всей видимости, набрал неплохую грунтовую форму уже в Барселоне — дошел до четвертьфинала. Вполне возможно, что он прошел бы по сетке и дальше, но вынужден был сняться из-за нелепой травмы, полученной в результате непрофессионализма тамошнего массажиста — у Коли после массажа онемела правая рука. Кто знает, может, именно благодаря этой травме Гильермо Каньяс, четвертьфинальный соперник Давыденко, и попал в финал Барселоны. И, может быть, именно эта травма помешала нам разглядеть Колин потенциал накануне «Мастерса» в Риме.

В Риме от Давыденко никто не ожидал успешного выступления хотя бы потому, что на этом турнире Николай никогда еще не проходил дальше третьего круга. Да и не было в Риме у него таких побед, которые заставили бы волноваться поклонников Надаля перед полуфиналом — «потерянный» Сафин, Стараче, Робредо. И вот как оно вышло — два тай-брейка, 17 брейков на двоих, первый выигранный сет у Надаля на грунте в этом сезоне. Справедливости ради надо отметить, что Надаль был не совсем в форме. Не было привычной в последнее время игры Рафы в сверхагрессивном ключе, в большей степени это был оборонительный теннис старого образца. Но ведь говорят же, что соперник играет ровно настолько, насколько ты позволяешь ему играть. Теперь в Гамбурге и на Ролан Гарросе уже Колина очередь числиться в главных фаворитах.

Если для Николая Давыденко взять сет у Надаля на грунте — уже большое достижение, то Светлане Кузнецовой в матче против Жюстин Энен была нужна только победа. Надоело смотреть, как одна из самых талантливых теннисисток в туре раз за разом уступает бельгийке. Возьмите тех же Энен и Моресмо — счет личных встреч 7:6. Или Энен и Клийстерс — 12:10. И неважно в чью пользу счет, главное, что борьба видна невооруженным глазом, а итоговый результат каждой новой встречи всегда под большим вопросом. А на статистику Кузнецовой с Энен без слез не взглянешь — было 14:1.

Жюстин — самый неприятный соперник в женском туре, с этим никто не спорит. Но все россиянки, у кого богатая история отношений с Энен, — Мыскина, Дементьева, Петрова, Шарапова — имели хотя бы по две победы над бельгийкой. Были среди них и очень важные, например, триумф Шараповой в финале US Open в 2006-м, победа Петровой в финале Берлина в 2006-м. В конце концов, Жюстин тоже человек, у нее есть свои слабости, у нее тоже бывают не лучшие дни, нелюбимые турниры, и время от времени кто-то ловит ее на этом, как, например, Лена Дементьева в Индиане в том же 2006-м. А Светлана встречалась с Жюстин только в прошлом году 5 раз и не выиграла ни одного сета.

Очевидно, что у Кузнецовой проблемы прежде всего психологического характера, что-то вроде «комплекса Жюстин». И в этом году, после очередного проигрыша в Дохе, Светлана наконец-то призналась в этом окружающим, и, главное, самой себе.

И как только призналась, дела сразу пошли на поправку. Хотя Света все же заставила изрядно поволноваться в этот раз. Выиграв первый сет 6:4, она вела во втором с брейком 5:3 и подавала на матч. И тут, наверное, на время вернулась старая Светлана со всеми ее страхами и сомнениями, и проиграла подряд 4 гейма, а вместе с ними сет. В третьей партии завязалась борьба, и при счете 3:2 в пользу Кузнецовой на подаче Энен матч перенесли из-за наступления темноты. Это была неспокойная ночь для российских болельщиков, но, к счастью, Света все-таки сумела собраться и закончить матч в свою пользу.

Шамиль Тарпищев уже несколько лет подряд каждый новый сезон открывает фразой «этот год должен стать годом Кузнецовой». Видно, ему надоело уже говорить одно и то же, и в этом году он сменил формулировку — «стать номером один Кузнецовой мешает только она сама». К нашему большому сожалению, финал Берлина, проигранный Ане Иванович, еще раз это подтвердил. Стабильность — это по-прежнему не про Кузнецову. Если бы она могла в каждом матче концентрироваться так, как против Жюстин, год Кузнецовой уже давно бы наступил. Может быть, Светлане просто нужно поставить перед собой новую цель — не проигрывать турниры после победы над первой ракеткой мира?

Ксения ВИТРЯК