3 мин.

Земля обетованная

С этим нельзя поспорить — именно грунт сделал из Надаля человека. В 2005-м юный Рафаэль, тогда еще 48-я ракетка мира, начал свой грунтовый поход с маленьких побед в Коста До Соупе и Акапулько. В Валенсии, правда, проиграл четвертьфинал Игорю Андрееву, но это поражение стало последним. А потом понеслось: Монте-Карло — Барселона — Рим — Ролан Гаррос. Плюс еще две грунтовые победы в Бастаде и Штутгарте в июле 2005-го, и вот Рафаэль Надаль уже второй.

Конечно, нельзя говорить, что своим вторым местом в рейтинге Рафаэль Надаль обязан только грунту. Попасть туда ему помог в том числе и финал в Майами в 2005-м. Остаться там помогли два хардовых "Мастерса" — в Монреале и Мадриде, победа в Дубае-2006, финал Уимблдона того же года. В этом сезоне на выручку пришел Индиан-Уэллс.

Но грунт — это святое. И дело даже не в рейтинговых очках, которые надо защищать. Не повезет в Барселоне – можно добрать в Касабланке, Мюнхене или Эшториле. Не получится в Риме – следом идет грунтовый гамбургский "Мастерс". Да и вообще, Надаль может набрать очков на любом покрытии, хоть на Уимблдоне, ведь очки — это не обязательно победа, это просто хороший результат.

А на грунте Надалю нужна победа, а не хороший результат, потому что грунт — это сердце Надаля. А сердце грунта — Монте-Карло, Барселона, Рим, Ролан Гаррос. Эти четыре турнира для испанца примерно то же самое, что для Федерера Уимблдон, Индиан-Уэллс, Майами и Дубай. Это его территория, это то, что как бы принадлежит ему по праву рождения и то, что все время приходится отвоевывать у жадных родственников.

Все рано или поздно заканчивается. Федерер был трехкратным победителем Индиан-Уэллса и двукратным победителем Майами, но Гильермо Каньяс умудрился положить этому конец. Рафе до Роджера в «кратном» смысле пока далеко. Все, что Рафа сейчас может сделать – это снова пройти без потерь маршрут из этих четырех турниров. Вопрос в том, что думает по этому поводу сам Роджер.

Их отношения похожи на сериал, настоящую мыльную оперу. Официальная статистика личных встреч, без учета выставочных матчей, по-прежнему на стороне Надаля — 6:3. И дело не только в грунте. Если бы Надаль побеждал Федерера только на земле, тогда счет был бы 5:4 в пользу Роджера. В этом вся соль. Рафа помешал новоиспеченной первой ракетке мира выиграть первый Майами в 2004 году. И если бы не Надаль в финале в 2006-м, Роджер сейчас был бы пятикратным победителем турнира в Дубае. Слава богу, испанец не посягнул на святое, на Уимблдон. Но ведь пытался. Рафаэль нанес Роджеру несколько обидных поражений на его территории. А вот Роджер до сих пор ни разу не смог обыграть Рафаэля на земле.

В прошлом году Надалю удалось отбить у Федерера три финала — Монте-Карло, Рим, Ролан Гаррос. Сможет ли он сделать это снова? Роджер хочет весь Большой Шлем так, как, наверное, ничего не хотел в своей теннисной жизни. Для этого ему нужна самая малость — Ролан Гаррос. И именно его Надаль мешает выиграть уже два года подряд. Учитывая всю принципиальность грунтового вопроса, Роджер перед Ролан Гарросом наверняка постарается закатить пробный шар. И, может быть, это случится в Монте-Карло.

Дальнейшее развитие этой интриги мы сможем увидеть только в финале, если оба туда попадут. Не стоит забывать, что есть много других игроков, у которых свои планы на этот счет, и до грунтового противостояния Федерера и Надаля им нет никакого дела. В конце концов, в сетке неожиданно может нарисоваться какой-нибудь Каньяс. Это имя собственное уже почти стало нарицательным, как ксерокс, например. И такой нарицательный каньяс может для разнообразия нарисоваться и перед Надалем. Надеемся, что с Надалем этого не случится. Если Рафа выйдет в финал, ему будет непринципиально, с кем играть, главное – защитить титул. А вот Роджеру в финале без Рафы будет грустно и сиротливо. Еще одна победа на "Мастерсе"? Да у него их и так миллион. Всех победил на грунте? Да он и так на грунте два года никому не проигрывал. Кроме Надаля.

Ксения ВИТРЯК