Упрямое Мочалище. Как играют в хоккей в республике Марий Эл
459 плюсов и 114 комментариев – вот итоги предыдущей статьи в этом блоге про Баренц-Лигу. Спасибо читателям и команде Sports.ru, и очень интересно, смогу ли я когда-нибудь повторить такие результаты.
Но не вся жизнь состоит из праздников. Иногда в планы врываются совершенно неожиданные обстоятельства . В этот раз мне написал старый онлайновый знакомый Роман Минин:
– Приезжай к нам в Мочалище? А то каждый год есть сомнения, будет ли проводиться чемпионат; а у нас последняя в этом сезоне домашняя игра…
И я подумал, что упустить республику Марий Эл было бы глупо – наверняка буду потом сильно локти кусать, если они действительно перестанут играть. В России быстро привыкаешь к тому, что только вроде было что-нибудь хорошее, а вот уже – раз – и нету. Так что я сел на поезд и поехал закрывать сезон выездных хоккейных репортажей именно туда, куда позвали.
Что мы знаем о республике Марий Эл? Там есть леса. Лесов там настолько много (хотя вырубают), что в 70-е годы Ярослав Голованов серьезно изучал отчеты о том, что еще в 19 веке в Марий Эл встречали мамонтов. Обращаю внимание, что это не шарлатан какой-нибудь, а ведущий научный журналист СССР. Впрочем, мамонты не подтвердились, но лесов здесь действительно много. Иногда в лесах встречаются разного рода ракетчики и их ракеты.
А еще есть священные рощи. Дело в том, что в Марий Эл очень сильны языческие традиции. Пожалуй, наряду с Якутией здесь очень гармоничная система верований, и отношения марийцев с природой ближе, чем у большинства других народов. Для более полного погружения в тему рекомендую прочитать, например, этот отчет.
Еще в Марий Эл есть президент-поэт. Чем-то это покруче даже милиционера-художника, воспетого Юрием Ковалем в повести «Самая легкая лодка в мире». Леонид Маркелов – один из самых необычных глав регионов в нашей стране. Во-первых, как уже говорилось, он пишет стихи. Во-вторых, он сделал вещь, которая больше никому не удавалась – он с нуля выстроил центр своей столицы.
Теперь вместо замусоренных набережных реки Кокшаги в Йошкар-Оле – Спасская башня, Набережная Брюгге, замки и новопостроенный Кремль. Выглядит одновременно и красиво, и очень эксцентрично. Вероятно, окончательно оценить проект Маркелова можно будет лет через пять – если удастся все эти дома заселить и вдохнуть в них жизнь, то Йошкар-Ола станет одним из самых красивых городов России, если нет – все понемногу вновь придет в запустение.
У нас с хоккейным блогером Кириллом Юрченко возникла идея не мелочиться и перенести в Йошкар-Олу столицу (зданий-то новых много), и тогда страна будет делиться на ВнутриЙкадье и ЗаЙкадье.
Шутки шутками, но судя по тому, что Маркелов работает на своем посту уже 14 лет, а экономические показатели Марий Эл в регионе среди лидирующих, дело он знает, и центральная власть предпочитает его не дергать.
Но мы все же о хоккее. Основная команда республики Марий Эл – «Ариада» из Волжска, выступающая в ВХЛ (20-е место в этом сезоне). Википедия утверждает, что «Ариада» – частная команда, принадлежащая одноименному заводу металлоконструкций. В чемпионате республики выступают также «Ариада-2» и «Ариада-99», «Спартак» из Йошкар-Олы и интересующая нас команда «Юшут» из поселка Мочалище (ударение на «И»). Всего четыре команды, да еще чемпионат начинают непривычно поздно – в конце января: немудрено, что ощущение хрупкости происходящего присутствует.
Мочалище – поселок чрезвычайно упорный, в хорошем смысле даже упрямый. Неоднократно доводилось ему переживать тяжелые моменты, и все же он еще вполне жив.
Серьезная его история началась во время Великой Отечественной войны. В Мочалище был эвакуирован гомельский деревообрабатывающий завод. В марийских лесах профиль сменился на вполне близкий к хоккею: 1 мая 1942 года в Мочалище был образован Марийский завод холодильного оборудования. Увы, завод не пережил девяностых и сейчас практически не работает.
Было Мочалище и центральной станцией ведомственной железной дороги Суслонгер – Зеленогорск, по которой перевозился в основном лес. Увы, и она была разобрана в середине прошлого десятилетия. Впрочем, лес кормит поселок до сих пор – не по железной дороге, так как-нибудь еще продажа древесины является основным способом выжить. Другой работы не так много.
Название реки, на которой стоит поселок, – Юшут – известно, пожалуй, даже шире, чем само Мочалище. Это крайне популярное место сплава для туристов-водников, в основном из Казани. В мае в окрестностях Мочалища не протолкнуться.
Хоккейная команда в Мочалище называется так же – «Юшут». И она тоже чрезвычайно упрямая, как и сам поселок. Это последняя команда в чемпионате республики Марий Эл, которая играет на открытой площадке. Скорее всего, дворец спорта здесь появится еще не скоро. Хоккеисты это осознают, но все равно стараются играть дома. Болельщики ценят такое отношение и стараются ходить на матчи.
Бросается в глаза, что «Юшут» не ветеранская команда, а молодежная – в ней в основном студенты да школьники. Вообще школьников много – девчонки-старшеклассницы на общественных началах ведут группу ВКонтакте и объявляют авторов заброшенных шайб в микрофон.
Чуть-чуть становится яснее, когда выясняется, что координатором команды является директор мочалищенской школы Василий Васильевич Корнилов. Школа в поселке вообще необычная. Кроме привычных видов спорта и неожиданно сильных традиций хоккея, тут есть даже шорт-трек! Перед чемпионатом мира в Москве было бы актуально посмотреть, но заранее мы не знали, поэтому откладываем знакомство с местным шорт-треком на следующий раз.
«Юшут» несколько неожиданно даже для себя подходит ко встрече с йошкар-олинским «Спартаком» с серией из нескольких побед подряд, но «Спартак» все равно заведомый фаворит. Однако гости делают то, чего ранее ни одна команда, из виденных мной, себе не позволяла – приезжают на матч только одной пятеркой. Разумеется, это увеличивает шансы «Юшута» и оставляет место для всяких казусов: а если кто-то получит травму?
Команды начинают матч достаточно аккуратно. Суппорт тоже тихий – болельщики разойдутся только в валидольной концовке, до этого предпочитая смотреть за игрой, в основном, молча. На 12-й минуте ошибку допускает не только голкипер гостей, но и я: опыт позволил мне выбрать место рядом с происходящим, но в нужный момент я опустил фотоаппарат – кто бы мог подумать, что вратарь «Спартака» совершенно на ровном месте выложит шайбу на клюшку соперника – 1:0.
Логично, что играющие без замен гости к концу периода устают и с некоторым трудом отбиваются от атак хозяев, но задор молодости имеет свои недостатки: потеря шайбы защитником приводит к контратаке 2 в 1 за 10 секунд до свистка на перерыв – и счет становится равным.
В перерыве все очень пасторально: дети выбегают на лед (их столько, что можно проводить конкурсы), а судьи берут клюшки и бросают по девяткам получше иных игроков. Вообще судейство очень понравилось: когда надо – дают играть, когда надо – свистят; ритм матча не ломают.
Второй период проходит по обескураживающему для местных сценарию. «Спартак» грамотно отбивается от их немного сумбурных наскоков, а сам результативно бегает в контратаки – 1:3, и есть ощущение, что, возможно, дальше будет хуже, если «Спартак» совсем не выдохнется.
Но Мочалище показывает свое характерное упрямство.
В третьем периоде сначала нападающего «Юшута» забывают перед воротами; потом отличным дальним броском хозяева реализуют первое в матче большинство. Гостям уже тяжело: они еще держатся, но их добивает Роман Минин, сделавший лихой вираж за воротами и выложивший идеальный пас на дальнюю штангу.
«Вратаря будут менять?» – спрашивает болельщик рядом.
«Хрен там! На кого?» – вспоминает отсутствие замен у «Спартака» второй.
«Юшут» добивает «Спартак» пятой шайбой, и тут уж болельщики не стесняются в выражении своих чувств. Домашних матчей в этом сезоне больше не будет, но у команды сейчас точно белая полоса.
На радостях нас пускают в раздевалку, потом проводят экскурсию по школе.
– Все, конечно, здорово, – говорит директор школы Василий Васильевич, – Но есть такое дело, что когда больше возможностей, тогда меньше упорства. Вон у Ромы с Саней была одна форма на двоих, а они в хоккеистов выросли. Сейчас не то чтобы хуже, но упрямства поменьше.
Директора уже ждут одетые по-праздничному учительницы. Вот-вот начнется церемония отмечания восьмого марта.
– Не хватает в школе мужчин, не хватает, – сетует директор. – Еще бы пару-тройку мужиков-учителей – и у нас все гораздо лучше бы было.
Вздыхаю. Жизни на все тоже не хватает – с одной стороны, было бы интересно проверить себя и посмотреть, что ты можешь в таком поселке. С другой стороны, вроде и сейчас при деле – жаловаться не на что.
Возвращались назад через Чувашию. Я поймал себя на мысли, что и там играется чемпионат республики, играется чемпионат Канашского района. Если присмотреться – жизни вокруг довольно много, пусть и часто найти и удержать в руках ее не так просто.
Маркелов отвратительнейший персонаж, не обманывайте пожалуйста непосвященных читателей. При нем экономика Марий Эл деградировала ужасно, в регионе нет нормальной работы, бизнес весь под "крышей" его окружения, зарплаты мизерные, вся способная молодежь старается уехать из республики. Красивые здания, Кремль - все это обыкновенное распиливание госбабла структурами, которые контролирует семья Маркелова.