«У спортсменов всегда смазчики виноваты»
Удивившись погодным капризам Ванкувера, PROспорт узнал больше о тех, кто готовит к гонкам олимпийские лыжи. Сервисмен сборной Украины по биатлону Виталий Руденчик рассказал о холодных лыжах, теплой погоде, конкуренции в профессии и стартовом провале норвежцев.
Признайтесь, хватались за голову во время мужского спринта, когда за два часа гонки и дождь пролился, и снег прошел, и солнце посветило?
Еще как. Ничто не предвещало такого безумия, накануне прогнозы обещали хорошую погоду. И вдруг откуда ни возьмись дождь, а затем сильнейший снегопад. В таких условиях ничего нельзя изменить: спортсмен или уже ушел на трассу, или вот-вот это сделает. Если иметь хотя бы 2030 минут в запасе, тогда еще можно оперативно что-то предпринять.
Какая погода самая сложная для смазчиков?
Дождь и мокрый снег. В слякоть структура лыж быстро забивается. Если без осадков, но тепло тоже трудно. Утром снег хороший, плотный, а пока откатываешь лыжи, трасса разбивается соответственно и смазка нужна другая: непросто подобрать вариант, который поедет через час. Это уже больше на лотерею похоже.
То есть заранее подготовить лыжи к переменчивой погоде нельзя?
Только очень приблизительно. Сейчас в нашем распоряжении столько парафинов, мазей и порошков, что угадать, какой из них будет лучше работать в данный отрезок времени в определенных условиях, на 100% невозможно. Не существует тысячи точных рецептов на разные ситуации каждый раз нужно все подбирать заново.
Сколько времени в среднем уходит на подготовку лыж?
Мы начинаем обычно за четыре часа до старта. Если погода сложная, то и этого может оказаться мало. После соревнований работаем еще три-четыре часа: снимаем все нанесенные для гонки мази и порошки, а затем парафиним пластик не должен долго находиться открытым, иначе он сохнет и теряет свои качества.
За кем остается решающее слово при выборе лыж за спортсменом или за сервис-группой?
Что касается смазки, то, конечно, решаем мы. А рабочую пару лыж стараемся выбирать совместно. Биатлонисты очень щепетильно к этому относятся. У современных лыж разная скользящая поверхность, разная специфика пластика под конкретную погоду. Это раньше были лыжи «холодные» и лыжи «теплые», а сейчас есть и для мокрого снега, и для свежевыпавшего, и т. д. Выбрать из этого многообразия оптимальный рабочий вариант целое искусство.
Зарплата сервисменов зависит от результатов спортсменов?
Зависит от отношений команды со смазчиками. В нашей сборной есть и фиксированная ставка, и процент от заработка спортсменов.
Случаются увольнения в сервис-группах после неудачных гонок?
В нашей сборной такого тьфу-тьфу-тьфу еще не было, но вообще-то в биатлоне это довольно частое явление.
Но претензии наверняка приходится регулярно выслушивать?
Это да если у спортсменов что-то не ладится, значит, не ехали лыжи. Смазчики виноваты. Так в любой команде.
Ну а каково спортсмену, который четыре года готовился к Олимпиаде, получить на гонку «стоячие» лыжи?
Тут, к сожалению, никто не застрахован. Сервис-группа всегда старается сработать как можно лучше. Но вспомните, к примеру, норвежских лыжников в гонке на 15 км. Явный же провал у Нортуга и прочих лыжи абсолютно не катили. А ведь такие гранды по 10 смазчиков с собой возят. Бывает редко, конечно, но случается, спортсмен приходит после гонки и заявляет: «Лыжи не ехали, вы ничего не делали!» Очень обидно становится. Это же труд колоссальный, его тоже надо уважать. А вот ошибиться может каждый. Мы сделаем спортсмену идеальные лыжи, а он возьмет и на первой же стрельбе три пули в молоко И все наши усилия насмарку.
Конкуренция между сервис-группами разных сборных существует?
Никто никогда не расскажет сервисмену из другой команды, что именно хорошо работало сегодня. Зачем же выдавать свои фишки? Но одно дело профессиональные секреты, а другое бытовое общение. В основном у нас с парнями из других команд нормальные дружеские отношения.
А среди спортсменов существует конкуренция за хорошего сервисера?
Зависит от команды. Наша сервис-группа работает со всеми спортсменами сборной. Но у других команд, особенно у лидеров, часто бывает так, что за конкретного спортсмена отвечает конкретный сервисер. Например, у Бьорндалена есть личный откатчик. Но это дорогое удовольствие не все могут себе это позволить.
Журнал PROспорт N 3 (142) 22 февраля 7 марта 2010
ТРОЙКА-ДИАЛОГ
PROспорт попросил трех аккредитованных в Ванкувере журналистов Наталью Кларк, Марию Командную и Ивана Калашникова вести дневники первых дней Олимпиады, за которые россияне завоевали три медали.
ХАМОН, ГОНСАЛЕС И ЗИМА
Как PROспорт наблюдал за подготовкой ЦСКА к Лиге чемпионов.
ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ
В феврале не стало «Москвы» даже голодовка верных фанатов ее не спасла. Максим Мотин, выросший в клубе из пресс-атташе в замгендиректора по развитию, по просьбе PROспорт вспомнил главные события в короткой истории «Москвы» и объяснил, почему он будет очень-очень по ней скучать.
КРАШ-ТЕСТ
В Тольятти катается «Лада», из которой невозможно выбраться: заблокированы двери.
ПЕРВЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ
Баскетбольный ЦСКА сделал самое не обычное приобретение за последние годы. Англичанин Попс Менса-Бонсу зовется в честь китобоев, обожает «Тоттенхэм» и бесподобно колотит сверху.
Виталий Руденчик: «У спортсменов всегда смазчики виноваты».
Сервисмен сборной Украины по биатлону о холодных лыжах, теплой погоде, конкуренции в профессии и провале норвежцев.
Ф.К.В.Н.
Футболисты «Динамо» провели веселую и находчивую встречу с болельщиками.
«В «Русском доме» случаются и безалкогольные вечеринки»
Мифы о «Русском доме» комментирует участник Олимпиад 2002 и 2006 годов Сергей Рожков.
ПОСЛЕ ИНОСТРАНЦА
Почему так трудно заменить Хиддинка на русского тренера (колонка Василия Уткина).
Катаюсь на одних-Fischer-RCS-plus,до -20 катят,на холод пока не накопил,дорого.Привык бегать,скорость захватывает и марафоны «Европа-Азия» на них бегал.Готовлю в квартире,так-как больше негде,по всем правилам безопасности.Даже моими друзьями есть свои секреты смазки,хоть разбейся,но ни кто не скажет
какая мазь лучше катит сегодня.Бывало с вечера подготовишь,обкатаешь в одной местности,приезжаешь на соревнование в другую местность,а они как на гвоздях и всё крахом,вся тренировка. Желаю смазчикам нашей сборной по биатлону и лыжам всегда попадать в мазь!Удачи в лыжном спорте!