5 мин.

«У спортсменов всегда смазчики виноваты»

Удивившись погодным капризам Ванкувера, PROспорт узнал больше о тех, кто готовит к гонкам олимпийские лыжи. Сервисмен сборной Украины по биатлону Виталий Руденчик рассказал о холодных лыжах, теплой погоде, конкуренции в профессии и стартовом провале норвежцев.

— Признайтесь, хватались за голову во время мужского спринта, когда за два часа гонки и дождь пролился, и снег прошел, и солнце посветило?

— Еще как. Ничто не предвещало такого безумия, накануне прогнозы обещали хорошую погоду. И вдруг откуда ни возьмись — дождь, а затем сильнейший снегопад. В таких условиях ничего нельзя изменить: спортсмен или уже ушел на трассу, или вот-вот это сделает. Если иметь хотя бы 20–30 минут в запасе, тогда еще можно оперативно что-то предпринять.

— Какая погода самая сложная для смазчиков?

— Дождь и мокрый снег. В слякоть структура лыж быстро забивается. Если без осадков, но тепло — тоже трудно. Утром снег хороший, плотный, а пока откатываешь лыжи, трасса разбивается — соответственно и смазка нужна другая: непросто подобрать вариант, который поедет через час. Это уже больше на лотерею похоже.

— То есть заранее подготовить лыжи к переменчивой погоде нельзя?

— Только очень приблизительно. Сейчас в нашем распоряжении столько парафинов, мазей и порошков, что угадать, какой из них будет лучше работать в данный отрезок времени в определенных условиях, на 100% невозможно. Не существует тысячи точных рецептов на разные ситуации — каждый раз нужно все подбирать заново.

— Сколько времени в среднем уходит на подготовку лыж?

— Мы начинаем обычно за четыре часа до старта. Если погода сложная, то и этого может оказаться мало. После соревнований работаем еще три-четыре часа: снимаем все нанесенные для гонки мази и порошки, а затем парафиним — пластик не должен долго находиться открытым, иначе он сохнет и теряет свои качества.

— За кем остается решающее слово при выборе лыж — за спортсменом или за сервис-группой?

— Что касается смазки, то, конечно, решаем мы. А рабочую пару лыж стараемся выбирать совместно. Биатлонисты очень щепетильно к этому относятся. У современных лыж разная скользящая поверхность, разная специфика пластика — под конкретную погоду. Это раньше были лыжи «холодные» и лыжи «теплые», а сейчас есть и для мокрого снега, и для свежевыпавшего, и т. д. Выбрать из этого многообразия оптимальный рабочий вариант — целое искусство.

— Зарплата сервисменов зависит от результатов спортсменов?

— Зависит от отношений команды со смазчиками. В нашей сборной есть и фиксированная ставка, и процент от заработка спортсменов.

— Случаются увольнения в сервис-группах после неудачных гонок?

— В нашей сборной такого — тьфу-тьфу-тьфу — еще не было, но вооб­ще-то в биатлоне это довольно частое явление.

— Но претензии наверняка приходится регулярно выслушивать?

— Это да — если у спортсменов что-то не ладится, значит, не ехали лыжи. Смазчики виноваты. Так в любой команде.

— Ну а каково спортсмену, который четыре года готовился к Олимпиаде, получить на гонку «стоячие» лыжи?

— Тут, к сожалению, никто не застрахован. Сервис-группа всегда старается сработать как можно лучше. Но вспомните, к примеру, норвежских лыжников в гонке на 15 км. Явный же провал — у Нортуга и прочих лыжи абсолютно не катили. А ведь такие гранды по 10 смазчиков с собой возят. Бывает — редко, конечно, но случается, — спортсмен приходит после гонки и заявляет: «Лыжи не ехали, вы ничего не делали!» Очень обидно становится. Это же труд колоссальный, его тоже надо уважать. А вот ошибиться может каждый. Мы сделаем спортсмену идеальные лыжи, а он возьмет и на первой же стрельбе — три пули в молоко… И все наши усилия — насмарку.

— Конкуренция между сервис-груп­пами разных сборных существует?

— Никто никогда не расскажет сервисмену из другой команды, что именно хорошо работало сегодня. Зачем же выдавать свои фишки? Но одно дело — профессиональные секреты, а другое — бытовое общение. В основном у нас с парнями из других команд нормальные дружеские отношения.

— А среди спортсменов сущест­вует конкуренция за хорошего сервисера?

— Зависит от команды. Наша сервис-группа работает со всеми спортсменами сборной. Но у других команд, особенно у лидеров, часто бывает так, что за конкретного спортсмена отвечает конкретный сервисер. Например, у Бьорндалена есть личный откатчик. Но это дорогое удовольствие — не все могут себе это позволить.

Журнал PROспорт N 3 (142) 22 февраля – 7 марта 2010

ТРОЙКА-ДИАЛОГ

PROспорт попросил трех аккредитованных в Ванкувере журналистов – Наталью Кларк, Марию Командную и Ивана Калашникова – вести дневники первых дней Олимпиады, за которые россияне завоевали три медали.

ХАМОН, ГОНСАЛЕС И ЗИМА

Как PROспорт наблюдал за подготовкой ЦСКА к Лиге чемпионов. 

ГОРОДСКИЕ ЛЕГЕНДЫ

В феврале не стало «Москвы» – даже голодовка верных фанатов ее не спасла. Максим Мотин, выросший в клубе из пресс-атташе в замгендиректора по развитию, по просьбе PROспорт вспомнил главные события в короткой истории «Москвы» и объяснил, почему он будет очень-очень по ней скучать. 

КРАШ-ТЕСТ

В Тольятти катается «Лада», из которой невозможно выбраться: заблокированы двери.

ПЕРВЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ

Баскетбольный ЦСКА сделал самое не обычное приобретение за последние годы. Англичанин Попс Менса-Бонсу зовется в честь китобоев, обожает «Тоттенхэм» и бесподобно колотит сверху. 

Виталий Руденчик: «У спортсменов всегда смазчики виноваты».

Сервисмен сборной Украины по биатлону — о холодных лыжах, теплой погоде, конкуренции в профессии и провале норвежцев.

Ф.К.В.Н.

Футболисты «Динамо» провели веселую и находчивую встречу с болельщиками.

«В «Русском доме» случаются и безалкогольные вечеринки»

Мифы о «Русском доме» комментирует участник Олимпиад 2002 и 2006 годов Сергей Рожков.

ПОСЛЕ ИНОСТРАНЦА

Почему так трудно заменить Хиддинка на русского тренера (колонка Василия Уткина).