Деревня против города. Можно ли сравнить экономику европейского хоккея с экономикой НХЛ
Скромная массовка: почему НХЛ кажется успешной
Является ли НХЛ образцовой хоккейной лигой – в экономическом смысле? Похоже, что ответ на этот вопрос многим представляется очевидным. И причина тоже видится понятной: НХЛ не просто самая богатая лига, ее экономическое превосходство является подавляющем. Например, в сезоне 22/23 средняя выручка одной франшизы составляла 201 млн. долларов (здесь и далее – оценка Forbes) – и это примерно равно суммарной выручке всех четырнадцати клубов шведской SHL, одной из самых успешных лиг Европы (2,2 млрд. шведских крон, или 209 млн. долларов).
Раблезианское превосходство НХЛ имеет два важных следствия. Во-первых, аргумент «давайте просто сделаем как в НХЛ» видится достаточно сильным для того, чтобы убеждать не только доверчивых болельщиков, но и прожженных хоккейных дельцов. Этот аргумент был в основе немецкого эксперимента с созданием DEL: наиболее приближенной к НХЛ европейской лиги. Эксперимента, давшего посредственный коммерческий результат – по европейским меркам. Во-вторых, НХЛ не только «спамит» болельщиков и журналистов, мешая им следить за ЧМ. Сияние НХЛ манит европейских хоккейных функционеров, которым даже в голову не приходит смотреть не только за океан, но и за речку.
Словом, НХЛ выглядит успешной лигой. За чем следует классическая логическая ошибка: повторяй за добившимся, и преуспеешь. При этом известный парадокс заключается в том, что НХЛ выглядит успешной лигой только на фоне европейских хоккейных лиг. Экономические результаты деятельности Гэри Беттмэна и его друзей перестают казаться фантастическими при сопоставлении с результатами НФЛ, МЛБ, НБА, АПЛ и даже Ла Лиги. Тут хоккейные люди просто отмахиваются: это – другие виды спорта, нечего сравнивать. Отмахиваются зря, и ниже мы вернемся к сравнению с НФЛ.
Но сначала мы попробуем сравнить результаты экономической деятельности НХЛ с результатами хоккейных шведов, и немного – швейцарцев. Эти люди в Европе зарабатывают на хоккее лучше других, и сравнение представляется интересным. Целью сравнение не является доказательство грубого «шведы – лучшие по зарабатыванию денег, и учиться надо у них».
Тезис у нас интеллигентный: разница в экономических результатах европейского и североамериканского хоккея во многом определяется разницей экономико-географических условий. Экономика НХЛ, видимо, не является оптимальной, поэтому простое «так делают в НХЛ» не является хорошим способом поиска успешных коммерческих практик для хоккея в Европе. Нужно использовать разный опыт.
Тут, верно, многие пожмут плечами: это же очевидно. Многое кажется очевидным после того, как высказано. Но, если я ничего не пропустил, европейский опыт в дискуссиях об устройстве хоккея используют нечасто. Ни у нас, ни за океаном, ни в самой Европе.
Поселковые магнаты. Сколько шведов нужно, чтобы прокормить хоккейный клуб
Население США и Канада больше населения Швеции и Швейцарии – это знает каждый. Важно, однако, интуитивное восприятие: не каждый, вероятно, сразу скажет, насколько велика разница. Прямое сравнение мы отложим для следующего раздела, а здесь поговорим о размерах городов, «метрополитенских ареалов», кантонов и ленов.
По итогам сезона 22/23 наибольшую выручку в Швеции показал «Ферьестад» – 231 млн. крон, или 21,9 млн. долларов по текущему курсу. Клуб этот представляет город Карлстад. Население города – 66 тыс. человек. Население «метрополитенского ареала» (МА, т.е. «агломерации с пригородами») – 96 тыс. человек. Это в восемь с лишним раз меньше, чем население самого маленького МА в НХЛ – Виннипег, 830 тыс. человек.
Крупнейшую выручку в Швейцарии и всей Европе показывает «Берн», порядка 60 млн. франков (65 млн. долларов). Население собственно Берна – 135 тыс. человек, население агломерации (бывшего округа Берн) – 270 тыс. человек, население нового округа Берн, укрупненного – 420 тыс. человек. Сравним со столицей США. Население собственно Вашингтона – 690 тыс. человек, однако американцы, как известно, большей частью живут в пригородах. Население МО – 6,3 млн. человек, в 15 раз больше, чем население округа Берн.
Эти два примера нужны просто для того, чтобы создать первое впечатление, помочь читателям ощутить разницу: грубо говоря, потенциальная аудитория клубов НХЛ обычно больше потенциальной аудитории европейских клубов на порядок. И примерно такова же разница в выручке: средний шведский клуб в сезоне 22/23 заработал 15 млн. долларов против уже упомянутых 200 млн. у клуба НХЛ.
Собственно, здесь можно сказать, что наш главный тезис доказан. Основная причина экономического превосходства НХЛ – размер потенциальной аудитории франшиз, который существенно больше потенциальной аудитории большинства европейских клубов. Соответственно, эффективность экономических практик сравнима, и при поиске примером и образцов ориентироваться на Европу следует в не меньшей степени, чем ориентироваться на НХЛ.
Но можно еще немного покрутить числа – это позволит нам сделать еще несколько интересных выводов. При этом оценка будет оставаться «грубой». Это – важная оговорка. Если бы я пытался оценить, сколько денег заработал бы Марк Люти в Вашингтоне – или, напротив, сколько денег заработал бы Тед Леонсис в Берне – мне пришлось бы строить сложные регрессии. Но я не ставлю перед собой такой цели. Вопрос остается прежним: сравнимы ли таланты?
Дополнительную оценку можно выполнить следующим образом. Коль скоро «аудитория» и выручка клубов и франшиз существенно отличаются, можно попробовать просто поделить выручку на «аудиторию». Полученная величина – «эффективность» – будет описывать талант менеджмента в деле получения денег с отдельного человека. «Эффективность» в кавычках, поскольку оценка грубая – без поправки на уровень доходов, расстояние, культурные особенности и пр.
Ниже приведена таблица с оценкой «эффективности» тридцати клубов и франшиз: всех семи канадских франшиз НХЛ, всех четырнадцати клубов SHL, шести американских франших НХЛ и трех швейцарских клубов. Почти во всех случаях данные о выручке за сезон 22/23 (исключение – «Фрибур»). Для большинства европейских клубов «аудитория» – население соответствующей административной единицы, кантона или лена (поэтому у «Ферьестада» указано 270 тыс. человек, а не 68 тыс. человек, живущих собственно в городе). Исключения составляют «Фрелунда» и «Мальме», представляющие относительно крупные города, и «Берн» – в его кантоне есть еще два клуба NL, поэтому для него в качестве аудитории я взял население округа. Наконец, американские франшизы были выбраны так: три наилучшие и наихудшие по «эффективные», без учета франшиз, которые делят крупные МА – Нью-Йорк и Лос-Анджелес.
Первое: нет, я не утверждаю, что в «Цуге» работает лучший хоккейный менеджмент мира (хотя и не исключаю такой возможности). Но я хочу обратить внимание на тот факт, что 35 млн. франков (38 млн. долларов) в кантоне с населением 120 тыс. человек – очень хороший результат.
Второе: мы видим отрицательную корреляцию между «эффективностью» и «аудиторией». Это относится и к шведам, и к канадцам, и к американцам. С одной стороны, это повод усомниться в достоинствах европейского менеджмента. С другой – это повод поставить под вопрос любовь Беттмэна к мегаполисам. Эффект «скучного города» настолько силен, что франшизы с относительно небольших рынков могут превзойти франшизы из огромных городов не только по удельной, но и по валовой выручке. «Эдмонтон» – это «Цуг» в НХЛ.
Третье: явными аутсайдерами являются «Фрелунда» и «Мальме». При этом они играют в относительно крупных городах, которые сравнимы по размерам с самыми маленькими городами НХЛ. А выручка – нет, не сравнима. Это можно – при желании – посчитать поводом для отрицательного ответа на главный вопрос: нет, европейцы – не ровня американцам. Однако здесь есть понятное содержательное объяснение.
«Фрелунда» и «Мальме» не являются собственниками арен, на которых играют – в отличие от других шведских клубов. Также они не смогли реализовать вариант НХЛ: аренду арены за небольшую фиксированную плату. При этом по НХЛовской схеме работает «Берн» – иными словами, в Европе она может быть реализована, это не заокеанская специфика. Если НХЛовские франшизы и шведские клубы получают всю выручку не только во время матчей, но и при проведении на аренах других мероприятий (на этот счет в оценке Forbes есть специальная оговорка), то «Фрелунда» и «Мальме» не получают все даже в дни игр – например, выручка от продажи еды и напитков идет мимо них.
Общий итог оценки эффективности таков. У шведских клубов медианное значение – 47. У американских франшиз – 49. У канадских – 85. Шведы сравнимы с американцами: 12 из 14 клубов SHL попадают в промежуток между лучшей и худшей американскими франшизами. Канадцам шведы уступают, но и в этом случае 9 из 14 шведских клубов опережают «Торонто», наименее «эффективный» канадский клуб.
Здесь возникает вопрос типа «курица или яйцо». С одной стороны: в шведских деревнях легче заманить публику, поскольку там попросту нечего делать. С другой: в деревнях и денег обычно немного. Однозначно разрешить этот вопрос без привлечения точных данных невозможно. Но кое-какая информация для оценки у нас есть: в 2016 г. были опубликованы данные о выручке молодежных команд OHL и WHL. А там как раз есть «деревенские» команды из Канады.
Что же получается при сравнении канадских деревень со шведскими? Например, «Брандон» заработал 3,6 млн. канадских или, по тогдашнему курсу – 2,7 млн. американских долларов. Население городка – 54 тыс. человек, «эффективность» – 50, чуть выше медианной шведской. «Келоуна» выручила 3,5 млн. американских долларов. Население «агломерации» – 220 тыс. человек. Эффективность – 16. Чуть ниже, чем у несчастной «Фрелунды». Таким образом, в деревнях канадцы справляются не лучше шведов. Да, молодежная лига – не высший уровень профессионального хоккея. Но ведь и шведы торгуют местным хоккеем, в то время как НХЛ – лучшим в мире, без каких-либо оговорок.
Против футбола. Насколько хорошо SHL торгует трансляциями
Спор о преимуществах и недостатках больших и маленьких городов можно вести долго, но у нас есть возможность сравнить фигуранто в схожих конкурентных условиях. А именно – мы можем сравнить выручку от продажи телевизионных прав. В современных условиях жители европейских деревень и североамериканских мегаполисов имеют примерно одинаковый доступ к «экранным развлечениям». И цена телевизионных прав становится хорошим индикатором умения заработать деньги на хоккее.
В сезоне 23/24 закончился текущий контракт SHL, по которому лига получала 700 млн. крон (66,5 млн. долларов) в год. Новое соглашение, рассчитанное до сезона 29/30, будет приносить SHL 850 млн. крон (80 млн. долларов) в год. Население Швеции – 10,5 млн. человек. Соответственно, по истекшему соглашению SHL получала 6,3 млн. долларов на 1 млн. человек, по новому будет получать 7,6 млн. долларов.
За трансляции игр в Канаде НХЛ получает 433 млн. долларов в год по контракту, истекающему в сезоне 25/26 (5,2 млрд. долларов на двенадцать лет). Население Канады – 38,9 млн. человек. Таким образом, в Канаде НХЛ получает 11,1 млн. долларов с 1 млн. человек населения. Превосходство над Швецией – 1,8 раза по старому шведскому контракту, 1,5 по новому.
В США ситуация для НХЛ намного хуже. Текущие доходы (без учета локальных трансляций) – около 600 млн. долларов в год. Население США – 330 млн. человек. Таким образом, в США НХЛ получает 1,8 млн. долларов с 1 млн. человек. В 3,5 раза меньше, чем в Швеции – по старому контракту, 4,2 раза – по новому.
Клубы швейцарской NL получают от телетрансляций 33 млн. долларов в год. Население Швейцарии – 8,8 млн. человек. «Эффективность» контракта – 3, млн. долларов с миллиона человек. Вдвое больше, чем у НХЛ в США.
Разумеется, последнее легко объяснить конкуренцией со стороны других лиг, в первую очередь – НФЛ. На долю НФЛ в 2023 г. пришлось 93 из 100 самых популярных трансляций в США. Но объяснение не является оправданием. НХЛ проигрывает НФЛ? Не повод ли это поговорить об эффективности менеджмента? Можно, например, задать простой вопрос: а не изменилась бы эта ситуация, если бы НХЛ «вписалась» в международный календарь? Ладно, это слишком для поклонников НХЛ, поэтому просто поговорим о шведах.
Им в свое время – в пятидесятых и шестидесятых – удалось выиграть борьбу с бэнди, который был тогда самым популярным зимним спортом в стране. Как раз за счет международных соревнований: в хоккее с шайбой они были представительнее и интереснее. Сейчас же шведы делают невозможное для Европы: они обыгрывают футбол.
В 2023 г. суммарная выручка клубов Alssvenskan – элитного футбольного дивизиона Швеции – составила 2,7 млрд. крон. Это – больше, чем у SHL (2,2 млрд.). Но в эту сумму входят 500 млн. крон за трансферы и 200 млн. крон призовых от УЕФА. Выручка непосредственно от продажи футбола в Швеции – 2 млрд. крон, на 10% меньше выручки от посещаемости. Новый телевизионный контракт принесет шведским клубам 500 млн. крон в 2025 году – против 850 млн. крон у хоккеистов. В телевизоре шведский хоккей продается намного лучше шведского футбола.
Кто-то, вероятно, скажет: оно и понятно, в хоккей шведы играют лучше, чем в футбол. Тут можно было бы сказать про Канаду... но можно сказать проще. Любой, кто живет в России и знает что-то об отношениях футбола и хоккея, не примет всерьез этот аргумент. Одних спортивных успехов для того, чтобы продать спорт телевидению, недостаточно. Нужны коммерческие таланты, и они у шведов есть.
Например: насколько длинным должен быть регулярный чемпионат
К этому моменту часть публики, вероятно, покинула наш уютный зал. Кому-то приведенное выше показалось натягиванием совы на глобус, кому-то стало скучно. Но, вероятно, кто-то принял главный тезис: шведы (и швейцарцы) умеют зарабатывать на хоккее не хуже, чем американцы или канадцы. Что дальше?
Дальше перед нами открывается удивительный мир содержательного обсуждения разных вопросов. О потолке зарплат. О драфте. О лимите на легионеров. О преимуществах закрытых лиг и достоинствах лиг с «подключением к пердиву» (а SHL по-прежнему ежегодно обновляет состав).
Или, например, об оптимальной с точки зрения экономики продолжительности регулярного чемпионата. Нет, мы не выведем формулу золотого сечения. Но мы можем предложить некоторые соображения по поводу того, как об этом можно говорить и рассуждать.
В Швейцарии и Швеции клубы играют по 52 регулярных матча, в то время как в НХЛ – 82. Эта разница может показаться естественной: там 14 команд, тут – 32. Однако, в НХЛ впервые сыграли 80 матчей регулярного чемпионата в 1976 году, когда в лиге было 18 команд (на финише эпохи «original six» играли 70 матчей – 14(!) кругов по схеме «каждый с каждым»). Тот факт, что продолжительность регулярного чемпионата в НХЛ не изменилась при увеличении числа команд с 18 до 32, уже позволяет говорить о том, что эта самая продолжительность не является оптимальной.
Экономические достоинства длинной регулярки понятны, но есть и недостатки. Чем длиннее чемпионат – тем меньше ценность отдельного матча. Меньше ситуаций, когда болельщик говорит себе «эту игру нельзя пропустить». Больше риск травм, и при той же продолжительности лечения игрок пропускает больше игр – а если это одна из главных звезд, интерес также пропадает. Наконец, самое очевидное: существенно выше требования к болельщикам.
Продолжительность регулярного чемпионата в Европе тоже не является оптимальной. Тем не менее, организация календаря в Швейцарии и Швеции – точнее, отличия в организации – позволяют сделать интересные выводы. При 52 играх можно выделить основные игровые дни. В Швейцарии это – вторник, пятница и суббота. В Швеции – вторник, четверг и суббота, причем по субботам играют днем, в 15.15.
Швейцарский календарь «заточен» под обеспечение высокой посещаемости: две трети игр – в конце недели. Шведский – под продажу телеправ. Игры по вторникам, четвергам и днем в субботу позволяют избежать конкуренции с самыми рейтинговыми продуктами, которые в эфире – вечером в пятницу и субботу. Результат? Налицо. В Швейцарии – самая высокая в Европе средняя посещаемость. В Швеции – самый выгодный в Европе телеконтракт.
И – да, вспомним НФЛ. Лигу с самой большой выручкой в мире – втрое больше, чем у НХЛ. Ту самую, которая не пускает Беттмэна в телевизор. Регулярный чемпионат НФЛ – 17 матчей. И в плей-офф – единственная игра, а не серия до четырех побед. Нет ли тут связи с телевизионной популярностью? И не является ли «эффект спама» проблемой не только для тех, кто любит чемпионат мира по хоккею?
Зачем все это? Основной вопрос хоккейной философии
Есть один коммерческий показатель, по которому шведы выглядят намного хуже канадцев и американцев. Это – прибыль. В сезоне-22/23 только половина клубов завершила сезон с прибылью, и только у «Ферьестада» она была близка к 10% выручки. В НХЛ прибыль показали – как минимум по оценке Forbes – все 32 франшизы, и у лучших она превышает 50% выручки.
Эта разница объясняется разной философией организацией. Франшиза это «играем в хоккей, чтобы заработать». Клуб это «зарабатываем, чтобы играть в хоккей». Фактические европейские хоккейные клубы это общественные организации, цель которых – представление общины через игру в хоккей. Коммерческая деятельность является инструментом, а не целью. И именно поэтому все европейские клубы из года в год закрывают год с небольшой прибылью или небольшими убытками.
Европейская схема может показаться странной владельцам франшиз, это понятно. Но для болельщиков эта схема едва ли может быть менее привлекательной (если кто-то искренне хочет, чтобы Тед Леонсис купил себе еще одну яхту с доходов от Овечкина, то ему надо провериться у психиатра). Тем не менее, болельщиков пытаются «купить» на такой аргумент: подобное балансирование грозит банкротством их любимых клубов и утратой той самой организации.
На деле это – слабый аргумент, не выдерживающий серьезной количественной проверки. В Европе много клубов, некогда бравших титулы, а ныне канувших в тину пердива. Но клубов, которые разорились и исчезли – практически нет.
Подытожим. Принципиальная, философская разница в организации европейского и американского спорта – не новость. За более чем вековую историю профессионального спорта ни одна из схем не показала безусловного преимущества над другой.
Взаимное проникновение и заимствование практик идет в обоих направлениях (например, в МЛС есть лимит на легионеров, и эта лига вписана в международный календарь). Проблемой хоккея является безусловное экономическое превосходство НХЛ, мешающее адекватному восприятию европейской хоккейной традиции. Последняя, между тем, содержит некоторые решения, которые могут быть предпочтительны не только для местных условий, но и для организации хоккея в любой точке мира. Экономику европейских хоккейных лиг следует изучать не менее внимательно, чем экономику НХЛ.
Вот представьте себе - придет мудрый руководитель вместо Бетмена и сделает НХЛ самой привлекательной и финансовой лигой Северной Америки. И что? Что это будет означать для рядовых болельщиков хоккея по обе стороны океана? Билеты будут дороже, рекламы больше, легальные трансляции за большие деньги, а нелегальные более тщательно блокируемы. Да, Овечкин с МакДэвидом станут получать вместо 10 миллионов почти миллиард, но будут ли они от этого играть лучше? Не думаю.
На мой взгляд, все это продвижение хоккея и попытки его превращения в трендовый вид - занятие бесполезное, а главное - совершенно ненужное. Пусть он лучше остается нишевым спортом, интересным относительно узкой, но реально разбирающейся и любящей игру аудитории.
Как только хоккей "раскрутят", в него придут все ненужные глобальные тенденции и повестки, которые пока можно оставить в стороне, коль скоро это остается игрой "для своих".
Короче, наслаждаемся хоккеем, но тихо, и никому об этом не говорим...
Если вы так любите европейский хоккей, может стоит сконцентрироваться на его достижениях? Пока в материалах скользит закомплексованностью.
Во вторых, сравнивать НХЛ с другими лигами Америки бесполезно.
У НХЛ никогда не было реальных шансов догнать НФЛ или НБА и никто не ставил такой цели. НХЛ прекрасно осознаёт свою нишевую позицию, но при этом выжимает из неё максимум прибыли.
То, что НХЛ вообще сравнивают с баскетболом и бейсболом - в этом огромный успех и заслуга создателей. Закрепиться в лидирующих видах спорта перенасыщенной спортивной индустрии Америки дорогого стоит.
Нужно понимать контекст: достижение НХЛ хотя бы в том, что хоккей стоит в одном списке по популярности с американским футболом, а не с крикетом, рестлингом или волейболом.
Пока НХЛ остаётся самым прибыльным проектом в хоккее, писать про неё в серых тонах просто абсурдно.
Если кто был, то понимает, о чем я говорю.
Переезжаешь из Баварии к Свиссам и понимаешь разницу между, казалось бы, успешными бюргерами и швейцарцами.
Эти упомянутые 120 тысяч человек в том кантоне могут выложить цену за билет втрое, если не впятеро, выше чем обычный американец - и не моргнуть. Очень богатая страна и как следствие, огромные цены на все услуги.
Любовь Беттмэна к мегаполисам объясняется достаточно просто. Там больше потенциал. Понятно, что потенциальный размер рынка это не гарантия коммерческого успеха. Атланта и Аризона земля им пухом это подтвердили. Но в целом корреляция размера рынка и доходов весьма сильна.
Кроме того, НХЛ делает основную выручку на билетах, а с точки зрения продажи трансляций они пока отстают. И в этом смысле для них какой-нибудь Хьюстон намного привлекательнее Квебека. Почему? До потому что Квебек и так массово смотрит хоккей по телевизору. По сути весь прирост, который может дать Квебек это зрители на арене. Но заполнить арену потенциально может и условный Хьюстон, только в придачу он еще даст рост телетрансляций.
Плюсом еще фактор продажи атрибутики. В том же Квебеке атрибутика Нордикс до сих пор довольно активно продается. То есть Нордикс по сути успешно продается, не имея команды.
Так нафига там команда, если ее можно продать где-то на незанятом рынке?
Все что сказано про Квебек, актуально и для Гамильтона и прочих среднеразмерных канадских городов
Сопоставление немцев, где есть футбольная Бундеслига, и североамериканцев с уже упомянутыми НФЛ, МЛБ, НБА было бы более репрезентативным.
Если говорить об успешности самой НХЛ, как продукта, к ам. футболу и бейсболу они никогда не были близки по популярности. Безусловным провалом Гэри является проигранная в пух и прах конкуренция с НБА и европейским соккером, когда тв-контракты тех улетели в космос, а НХЛ осталась топтаться на месте.
По поводу Мальме - не раз встречалась информация, что значительную часть населения города составляют мигранты из Африки, Албании, Боснии. Т.е. приезжие из нехоккейных стран, которые вряд ли пойдут на стадио. Еще, кмк, значение имеет средняя заработная плата в стране в год - в той же Швейцарии, по данным Евростата, она в 2 раз выше, чем в США или Канаде и почти в 4 раза выше, чем в Швеции.
Да где же выиграли? Просто удерживают свой сегмент рынка. А так лига стагнирует, посещаемость стоит на месте. То же можно сказать и о шведском соккере, но у них всё же прослеживается некоторый прогресс - в сезоне 2023 они впервые взяли планку в 10 тысяч зрителей в среднем за матч, но рост очень медленный. Шведскому хоккею просто посчастливилось войти в эру коммерциализации спорта в столь привилегированном положении.
Не вижу достижения в том, что 3-4 по силе хоккейная лига сохраняет статус кво с соккерной лигой из конца третьего десятка. И опять же, конкуренты только ситуативные из-за особенности календаря двух лиг.
>если у футбола Вы берёте два дивизиона, то и с хоккеем также стоит делать.
Может быть, но вторая Бундеслига рассматривается мной, т.к. среди немцев поддерживать свою локальную команду более распространённый случай, чем следить только за играми высшей лиги. Шальке 04 и Гамбург входят в топ-3 и топ-5 команд по посещаемости во всех лигах, а суммарно в топ-20 входит 9 команд из второй Бундеслиги. Для соккера из Швеции и Швейцарии я добавил вторые лиги только для наглядности. К тому же, мы смотрим на конкуренцию с точки зрения DEL, SHL и NL, а не со стороны хоккея в целом.
В любом случае, если мы добавим 1,1 миллиона зрителей из DEL-2 и шведского пердива, это мало на что повлияет. Разве что DEL + DEL-2 наконец смогут конкурировать с соккерной 3.Liga, а шведский хоккей окажется выше шведского соккера. Какой из этого вывод? Шведы любят хоккей больше соккера, а немцы любят соккер больше хоккея. Лишь подтверждение того, что и так очевидно.
>И гандбол Вы зря списываете, это популярный indoor спорт в Европе, его у нас недооценивают
При всём уважении к гандболу, мне сложно серьёзно воспринимать проф. спорт, где средняя зарплата игрока высшего дивизиона - 4-5 тысяч евро в месяц, что хуже среднего программиста. По соотношению средней зп, к слову, можно вполне прикинуть долю гандбольного рынка.
>Моя мысль: шведы молодцы, у них можно поучиться.
Мне такой вывод кажется довольно спорным. Шведы из-за изначально низкой конкуренции на внутреннем рынке смогли отхватить большой кусок пирога и теперь сидят на нём, увеличивая капитализацию в основном за счёт общемирового роста сегмента спортивной индустрии. Чему у них могут поучиться немцы или американцы, изначально оказавшиеся в условиях жёсткой внутренней конкуренции с серьёзно превосходящими их по популярности лигами, и каким образом опыт управления в ванильных условиях мог бы помочь шведским и швейцарским функционерам на конкурентном рынке? Естественно, и в Швеции, и в Швейцарии в хоккейной сфере есть грамотные менеджеры и финансисты, и обмен опытом необходим. Но с тем, что финансовые успехи шведов и швейцарцев - это в первую очередь результат некой философии, а не удачной конъюнктуры их рынков, и что этот результат аппликативен в других условиях, с этим я не могу согласиться.
Гандбол и бэнди в коммерческом плане не могут конкурировать с хоккеем и соккером, здесь, думаю, не будет возражений, что эти виды спорта не контролируют большую часть внутреннего шведского рынка.
Давайте рассмотрим, так ли превалирует соккер в Швеции, как и в Германии.
Я взял понятную статистику посещаемости матчей в соккерных и хоккейных лигах. Лучше было бы посмотреть статистику телевизионных просмотров, но я сомневаюсь, что она есть по всем интересующим лигам. Но и посещаемость вполне сгодиться, чтобы судить о популярности той или иной лиги на местном рынке.
Начнём с Германии (я буду округлять цифры до сотен тысяч, чтобы это выглядело более читаемым).
DEL в прошлом сезоне посетило суммарно 2,6 миллиона человек (здесь и далее цифры за регулярный сезон), ощутим проигрывая даже 3.Liga (3,7 миллиона). По сравнению с первой (12 миллионов) и второй (8,9 миллионов) Бундеслигами это вообще только 12,4%. С учётом баскетбола и гандбола, доля DEL от немецкого комндно-спортивного внутреннего рынка должна быть меньше 10%. Я надеюсь, ни у кого нет сомнений в том, что DEL предоставляет более качественный продукт, чем третья соккерная лига, просто немцы любят соккер.
Но что же там у шведов? Посещаемость SHL - 2,2 миллиона, посещаемость соккерных Allsvenskan и Supperettan - 2,4 и 0,6 миллиона соответственно. Также стоит учесть, что в соккер шведы играют по схеме весна-осень, тем самым конкурируя с хоккеем за зрителя лишь часть сезона. С учётом того, кто насколько оценивает долю гандбола, бэнди и прочего, может нарисовать долю SHL 30-40% (а если учесть ещё и особенность шведского соккерного сезона, я бы осмелился говорить о цифрах в районе 50%).
Мимо швейцарцев я тоже не стал проходить. Там ситуация аналогична шведской, посещаемость NL - 2,6 миллиона, посещаемость соккерных Super League и Challenge League - 2,2 и 0,5 миллиона. К слову, несмотря на проведение соккерных турниров в формате осень-весна, зимняя пауза здесь составляет больше месяца в декабре-январе. Выводы о доле рынка +/- те же, что и в случае с Швецией.
Для полноты картины дальше цифры Североамериканских лиг.
Здесь абсолютные цифры посещаемости не отражают настолько же как в Европе реальной доли рынка того или иного спорта из-за большой разницы в количестве проводимых игр в сезоне: 17 в НФЛ vs. 82 в НХЛ и НБА vs. 162 в МЛБ. Тем не менее общая тенденция понятна, НХЛ 22,5 миллиона против 112,1 миллионов остальной тройки (можно сюда добавить 10,9 миллионов МЛС). В итоге, даже такой грубый подсчёт даёт в лучшем случае 20% доли рынка для НХЛ, в реальности же цифры куда ближе к тому, что имеет DEL в Германии.
Также не стал бы переоценивать долю канадского рынка, где присутствуют те же НБА, МЛБ и МЛС и пользуются там популярностью, плюс юниорские хоккейные лиги, канадская футбольная лига с посещаемостью 1,9 миллиона. В общем, там не всё так просто тоже.
Надеюсь, что свою мысль о репрезентативности я смог донести. Сравнивать ситуации, когда в одном случае лига занимает в районе половины всего рынка, а в другом десятую часть, не совсем корректно. Шведской и швейцарской хоккейным лигам повезло очутиться в менее конкурентной среде, имея возможность предоставить наиболее качественный продукт внутреннему зрителю, и они снимают пенку с этого.
Такое мне тоже попадалось, но миграция может влиять на предпочтения и в Канаде, и в США - и надо либо учитывать для всех (что мне не под силу), либо пожертвовать точностью.
Конкретно для "Мальмё" дополнительная крупная проблема, возможно, в том, что там играет сильный футбольный клуб. Для города в 700 тыс. человек две топовые команды - наверное, многовато. В Гётеборге тоже есть футбольный клуб из элиты, но вроде не такой успешный.
>Еще, кмк, значение имеет средняя заработная плата в стране в год - в той же Швейцарии, по данным Евростата, она в 2 раз выше, чем в США или Канаде и почти в 4 раза выше, чем в Швеции.
Да, доходы влияют, и ещё вопрос, что учитывать (ВВП на душу, зарплату, доход и пр.) Я попробовал пару вариантов, но пришёл к выводу, что это занимает много времени, но не меняет вывода о сравнимости коммерческих достижений.
И мы тоже За - пусть НХЛ станет и останется самой консервативной лигой в отличие от крайне высоктехнологичных и капитализируемых НФЛ и АПЛ. А в плане возможностей зарабатывания денег малыми лигами проблемы индейцев шерифов-капиталистов по-прежнему не будут волновать?)
Удачи!
Сомневаюсь, что любители хоккея были бы рады конечному результату, если бы НХЛ задействовало все ресурсы для продвижения хоккея в широкие массы.
Достаточно взглянуть на НБА. Вязкий баскетбол 80-х с захватами руками, ударами локтями и прочей грязью сейчас невозможно было бы продать на телевидение за несколько миллиардов долларов. Зато то шапито, которое получилось благодаря последовательным изменениям правил, очень даже удалось.
НХЛ-хоккей тоже вовсю идёт в эту сторону, но к моменту бума телеконтрактов конца 2010-х продукт оказался недостаточно трэшово-весёлым, чтобы его можно было также монетезировать. С одной стороны Гэри и его функционеры конкретно продолбались, а с другой нам всем нужно быть осторожнее в своих желаниях, т.к. результаты более эффективной политики могут оказаться совсем не теми, каких мы ожидаем))
И всё же я не был столь категоричен насчёт низкой эффективности Гэри. Да, он проигрывает в соревновании с лучшими лигами, и лет через 10 можно ожидать, что МЛС подрастёт достаточно, чтобы отжать часть нхловского рынка. Но если вспомнить, что для большинства американцев за пределами северо-востока и района больших озёр лет 40 назад хоккей был довольно странным зрелищем, где 10 смешно говорящих канадцев гоняют палками шайбу по льду, а сейчас на хоккей неплохо ходят в Тампе, Далласе и Лос Анджелесе, то развитие лиги заметно.
>Самый простой, не провокационный: кто заставляет Беттмэна лезть в США при том, что канадский рынок отнюдь не переполнен?
Здесь дело больше не в нём, а в нежелании существующих канадских команд пускать ещё кого-то на свой рынок. Конечно, напрашивается команда в Квебек-сити, вторая команда в Торонто и команда в Гамильтоне, но Монреалю и Листьям это всё совершенно неинтересно, они не хотят впускать кого-то на свои локальные рынки несмотря на плюсы в долгосрочной перспективе.
И в 90-е Нордикс и Джетс перевозили не от хорошей жизни, но этот вопрос и так уже тысячу раз обсуждался всеми.
На мой взгляд, опыт шведов и швейцарцев наиболее уместно сравнивать именно между собой. Ещё с финнами можно сравнить, но м учётом того, что у финнов только 5,5 миллионов населения.
Про волейбол тоже очень интересный пример. Я помню как примерно в году 2002-2003 Динамо Санкт-Петербург играли игру первого дивизиона в зале детско-юношеского центра, вместимостью человек 50, где большая часть зрителей были школьники-волейболисты (в т.ч. и я), а оставшаяся часть - семьи-друзья игроков, и я очень сомневаюсь, что уровень игры тогда уступал уровню нынешнего женского чемпионата Филиппин.
Но я скорее про обычных людей.
Какой-то работяга, сантехник или школьный учитель в сша будет зарабатывать от 40 до 60 тысяч в год в зависимости от штата. А в Швейцарии под 100 в пересчёт на USD.
Здесь всё-таки мягкое с тёплым.
Для меня польза статьи в том, что мне было интересно её писать. Какому-то числу людей, насколько я могу судить, было интересно её читать. В этом смысле желать большего не стоит - если посмотреть по сторонам и осознать, где мы находимся.
Потенциально - думаю, написанное выше могло бы быть полезным многим хоккейным функционерам в разных странах, для расширения пространства возможных решений, в котором они работают. На деле этого, конечно, не случится.
Честно говоря, я не думаю, что вообще корректно напрямую сравнивать европейские лиги с NHL, просто потому что NHL - это глобальная, в общемировом смысле, лига, самая главная и единственно топовая лига планеты Земля, а все европейские лиги - это локальные местные истории, существующие совершенно по другим принципам и в совершенно другом масштабе. И если что и сравнивать с лигами из Европы, то максимум минорные лиги Северной Америки, коих там вполне себе достаточно для репрезентативности - AHL, ECHL, SPHL, FHL. Ну, или, как Вы правильно написали, сравнивать европейские лиги между собой...
Хотя, ради развлечения, почему бы и не сравнить с NHL? У автора блога это получается интересно, так то...
Вот, например, глянул я давеча игру женского волейбольного чемпионата Филиппин - уровень этой игры и игроков крайне низкий, но на матче присутствовало около 23 тыс. зрителей.
И есть Европа, где сильнейшие чемпионаты с самыми "звёздными" игроками мира и большая и славная история, но имеющая посещаемость ниже на порядок.
И есть США, где в этом году только-только появилась профессиональная лига - там пока всего 7 команд, но средняя посещаемость 4 600 зрителей. А на одной игре там было 92 тысячи.
И есть Россия, где единственный клуб в 15-миллионной Москве и близко не продаёт даже тысячу билетов в среднем на свои игры. Как и самый титулованный клуб мира в истории из 1,5-миллионного Екатеринбурга. При этом самая высокая посещаемость в России у Калининграда, где клуб вообще всего 6 лет существует, но собирает в среднем под 5 000 зрителей...
И какие выводы можно сделать из подобного сравнения и перечисленных цифр? Сомневаюсь, что какие-то правильные...)
Именно поэтому 6 из 14 команд DEL из городов с населением меньше 150 тысяч, в т.ч. Штраубинг с населением меньше 50 тысяч. В DEL-2 из более-менее больших городов только Дрезден.
>посмотреть, как работает "очищение пердивом" и как оно влияет на посещаемость команд в нижней части таблицы
И какие тенденции мы должны будем увидеть? Что у вылетевшего Оскарсхамна заполняемость арены была 94,9%, а у занявшнего последнее место в закрытой лиге Аугсбурга только 93,8? Или что у Векшё, занявшего второе место в регулярке и действующего на тот момент чемпиона, заполняемость арены 86,1%, а у нового чемпиона Шеллефтео и того меньше - 85,2%, и они опережают по этому показателю из команд НХЛ только Сан Хосе, отстав от таких команд как Анахайм, Баффало и Коламбус? О чём это всё нам говорит? Да ни о чём не говорит, нет прямой корреляции между возможностью вылета из лиги и посещаемостью.
>как работает схема создания лояльности местного населения за счёт молодёжных команд (это больше к американцам)
Для американцев это никак не будет работать, школы и колледжи не дадут создать прецедент захвата их рынка. То же самое с канадцами и CHL, там ещё и броадкастеры зарабатывают с этого. Всё закончится судебными разбирательствами и репутационными потерями.
Выгода от этого весьма неочевидна и расплывчата. Лояльность не является чем-то калькулируемым, и уж тем более влияние на неё молодёжных команд не поддаётся вычислению, а следовательно не может быть заложено в планирование.
Более того, вкладывать ресурсы в развитие игроков, которых потом задрафтует другая команда, выглядит иррационально.
Ну и риторический вопрос, зарабатывала бы SHL на телеправах больше или меньше, играй АИК и Югорден регулярно там, а не очищаясь пердивом. И зарабатывала бы НХЛ больше на телеправах, проходи Монреаль и Торонто такое же регулярное очищение в канадском пердиве, а на их месте выступали бы команды из Ред Лейк и Бэ-Комо.
Ну а про «и так». Вы же сами пишете, что в Канаде намного больше ТВ контракт, чем в Штатах. Это и говорит о том, что в Канаде уже насыщен ТВ рынок. Дополнительные команды на малых рынках имеют меньше потенциала на этом направлении.
Подобное ведь практически никто не пишет. Особенно на Спортсе, где, кажется, окончательно решили двигаться в сторону желтушно-скандального формата...)
И можно не соглашаться с методикой сравнения здесь холодного с зелёным, но работа над текстом проведена грандиозная и читать его просто даже приятно.