3 мин.

Легендарному Третьяку было невозможно забить из-за ворот! Что он придумал, чтобы останавливать даже Харламова?

 

Великий.

О гениальности вратаря Владислава Третьяка сказано и написано уже очень много. И спорить с этим не имеет ни малейшего смысла — 20-й номер ЦСКА и сборной СССР действительно является одним из величайших голкиперов в истории мирового хоккея. Одни объясняют одаренность советского вратаря врожденными способностями. Другие убеждены, что достичь такого уровня без ежедневной пахоты до седьмого пота попросту невозможно. И это верно. Однако чтобы стать по-настоящему великим, иногда недостаточно просто работать и тренироваться на совесть. В некоторых случаях необходим революционный подход, который выведет спортсмена на абсолютно новый уровень. И Третьяк его отыскал.

 

«Уже в 15 лет он уже знал все тонкости в выполнении технических приемов. Через два же года принялся за освоение принципиально нового подхода к тактике игры вратаря, подхода, основанного на интуитивном восприятии хоккея. Мы, тренеры, предложили Владиславу совершенствовать мастерство не только на зрительном, но и на так называемом интуитивном восприятии тех ситуаций, в которых вратарь оказывается в ходе матча. Элементарный расчет показывал, что полет шайбы после броска с каждым годом все убыстряется и среагировать на нее при дистанции 7–8 метров не в состоянии даже самый «быстрый» страж ворот. Помочь в этой ситуации могло только предвидение, но воспитать, развить это чувство непросто», — рассказывал Анатолий Тарасов.

 

Новый подход к восприятию игры потребовал свежего взгляда на тренировочный процесс и его полную модернизацию. Третьяк был вынужден полностью перестроить свои тренировки и сделать упор на те хоккейные тонкости и нюансы, о которых ранее он даже не подозревал. Это потребовало от легендарного голкипера недюжинной силы воли и упорства. Но Владислав с честью справился с этим испытанием и идеально освоил интуитивную игру, что сразу сказалось на его результатах.

 

«К сожалению, ни один наш вратарь больше не освоил интуитивный маневр. Я уже говорил, что Третьяк в единоборстве с любым противником владел инициативой. А возьмем Владимира Мышкина. Он маневрирует в воротах, выкатывается вперед в соответствии с позицией игрока, владеющего шайбой. Это верно. Но, повторю, при внезапном и точном броске противника вратарь, следующий за маневром соперника, а не опережающий его, бессилен. Отсюда и голы, которых могло бы и не быть», — считал Тарасов.

Getty Images

В игре 20-го номера были и другие тонкости и хитрости. Например, Владислав до автоматизма отработал свои действия в ситуации, когда соперник находился за его воротами. Трехкратный олимпийский чемпион понял, что самый эффективный маневр в таких обстоятельствах — следить за расположившимся за воротами игроком периферическим зрением, а основной фокус внимания сосредотачивать на хоккеистах, находящихся на пятаке. При этом Третьяк добился идеального взаимопонимания со всеми защитниками команды, поэтому он мог управлять ими с помощью обычных и незамысловатых голосовых команд.

«Маневр Третьяка в воротах был настолько отработан, что, по-моему, никто за всю жизнь не забросил Владиславу шайбу из-за ворот. Хотя я вспоминаю, что на тренировках Харламов, Фирсов и многие другие выдающиеся форварды армейцев пытались по многу раз добиться этого. А ведь часто мы видим, как и не столь выдающиеся форварды забрасывают в матчах шайбы даже опытным вратарям из-за ворот. И не раз», — писал Тарасов.

Вероятно, нынешние хоккеисты, даже учитывая современную хоккейную форму и шагнувших вперед по всем параметрам клюшек, не смогли бы поразить ворота легендарного голкипера при помощи полюбившегося многим лакросса. Маневры Третьяка были настолько отточены, что он за доли секунды предугадывал действия соперника. Поэтому не исключено, что лакросс был бы ему совершенно не страшен.

 

источник