Корзина для потребителей
Российский баскетбол выиграл за последние годы все – кроме новых болельщиков.
Российский баскетбол еще никогда не выигрывал столько трофеев. Победа ЦСКА в финале Евролиги стала второй для клуба за три года. Оба титула чемпионов Европы – мужской и женский – достались в сентябре нашей сборной. Российские клубы в последние годы выигрывали все пять баскетбольных еврокубков (три мужских и два женских). Приглашением игроков из НБА – мужской или женской – здесь давно уже никого не удивишь, равно как и топовыми тренерами. Причем едут сюда они уже не за сезонным заработком. Успешные остаются надолго и делают в России карьеру – а неуспешных заменяют такими же топовыми. Приятно и то, что финансовая благодать, явившаяся российскому баскетболу, заметно улучшила инфраструктуру – сразу несколько клубов обзавелись за эти годы новенькими дворцами.
Российский баскетбол еще никогда не упускал столько шансов. Представительство страны в Евролиге по-прежнему вчетверо меньше испанского или итальянского – эхо политической глупости, когда Россия променяла партнерство с УЛЕБ на свадебногенеральские посты в ФИБА, не оставит нас еще долго. Зрителей на трибунах едва ли становится больше, а количество и качество спонсоров растет с невероятной натугой – если воспринимать слово «спонсор» в европейском, а не в российском, добровольно-принудительном, смысле этого слова. Чемпионат России по баскетболу не стал турниром, по-настоящему востребованным аудиторией и телевидением. Количество матчей на общедоступном ТВ если и растет, то лишь потому, что кое-кто платит за их показ телеканалам (а не наоборот!) – как московское «Динамо» платит ТВЦ. Из всех баскетбольных трансляций в 2008-м лишь одна удостоилась цифр, которыми можно слегка погордиться: рейтинг финального матча Евролиги ЦСКА – «Маккаби» составил 1,65, доля – 11,71. Но, во-первых, у трансляции с предварительного этапа хоккейного чемпионата мира в этот же вечер цифры были куда убедительнее (5,36 и 18,75). А во-вторых, все остальные баскетбольные трансляции сезона смотрелись в разы хуже. Если рейтинги волейбольного чемпионата России за год на канале «Спорт» выросли примерно вдвое, то баскетбольные стоят как вкопанные.
Причинно-следственные связи у перечисленного неявные и непростые, остановимся на главном – востребованности баскетбола в России. Будь она высокой – было бы проще и с телевидением, и с устойчивостью клубов. Решить эту проблему в одиночку не может ни Кущенко с его менеджерскими талантами, ни Прохоров с его деньгами, ни Калманович с его энтузиазмом, ни Блатт с его прозорливостью, ни Холден с его куражом. Российская федерация баскетбола также не может решить эту проблему – во-первых, потому что федерации в силу своей природы не способны решать проблемы такого свойства. А во-вторых, у РФБ-то как раз никаких проблем нет.
Баскетболу жизненно нужна современная, независимая лига, жизнь которой определяли бы хозяева и менеджеры клубов, а не чиновники из федерации. Только лига способна превратить национальный чемпионат в полноценный продукт и всерьез заняться его продвижением. Только лига способна заняться восстановлением репутации турнира и решением проблем с судейством. А пока затмевающее разум стремление к личным победам любой ценой продолжает убивать интерес публики и приводит, среди прочего, к бесстыдному судейству, как в сериях «Динамо» – «Триумф» или «Урал-Грейт» – «Химки».
Вышеприведенное сопоставление телерейтингов баскетбола с волейболом и хоккеем, кстати, условность: это не означает, что притягивать аудиторию можно только за счет других. «Формула-1» и биатлон едва ли обретали популярность в России за счет других дисциплин – ими увлеклись многие из тех, кто прежде вообще за спортом регулярно не следил. Разобщенность российских клубов не помешала, конечно, выиграть им уйму трофеев. Однако сейчас, когда тщеславие ведущих клубов уже удовлетворено, им пора бы начать выигрывать людей. А эта цель должна заставить клубы наконец объединиться.
Паб земли В день, когда шотландские фанаты «Рейнджерс» мечтали о повторении 72-го и падали на английские газоны под грузом выпитого, корреспондент PROспорт был в Манчестере и стал свидетелем главной победы в истории «Зенита». На странице 36 нашего журнала начинается его рассказ о том, как это было, сопровождаемый фотографиями из победного Манчестера и счастливого Санкт-Петербурга
Канул в историю Немудреный каламбур, вынесенный в заголовок этого материала, на самом деле удивительно уместен – даже четыре унизительных гола, пропущенные в питерском матче, не отменяют того факта, что Оливер Кан был одним из лучших вратарей в истории футбола. А больше не будет, потому что со дня на день уходит на пенсию. PROспорт вспоминает, каким он парнем был, и восхищается
Тасуя Колодина Динамовский защитник с задатками бомбардира в сборной пока играет роли эпизодические, но в разговоре с PROспорт Денис Колодин занял в отношении Гуса Хиддинка позицию независимую и местами даже скептическую: то его вовремя не меняют, то не так тренируют. Накануне Евро-2008 земляк Алексея Маресьева избавляется от капризов и готовится к подвигу
Своя ноша не давит Главный тренер баскетбольной сборной России Дэвид Блатт рассказал нам о себе, сборной, России, Израиле, Кириленко и шутках, которые действуют на психику Холдена
Цыпочка Темнокожая защитница екатеринбургского УГМК сегодня реально претендует на поездку в олимпийский Пекин в составе сборной России. Звезда мирового женского баскетбола посетовала PROспорт на нищенские зарплаты в США, пожаловалась на бандитские супермаркеты в России и призналась, что не знает, кто такой Гус Хиддинк
Удаленный доступ Наследницей уходящей примы женского тенниса Жюстин Энен может стать юная москвичка Ирина Хромачева. За два месяца до того, как первая ракетка мира решила завершить свою карьеру, 13-летняя россиянка была выбрана лицом Академии Жюстин в Бельгии и с ней начал работать тренер Энен. PROспорт съездил в пригород Брюсселя и познакомился с восходящей зведой, которой прочат лавры Марии Шараповой
МИФЫ После победы баскетбольного ЦСКА в Евролиге PROcпорт расспросил директора клуба по скаутингу Клаудио Криппу о главном тренере армейцев Этторе Мессине: почему Мессина ненавидит русских игроков, зачем итальянский специалист обманул «Барселону» и что он собирается делать с наградной ракетной установкой С-300
СЛОВА Накануне товарищеского матча футбольной сборной России с командой Казахстана Константин Головской объясняет, что за спарринг-партнера мы выбрали перед Евро-2008. Бывший полузащитник «Спартака» уже три года выступает в казахстанском чемпионате и знает, почему российские букмекеры не принимают на него ставки
ИМИДЖ Обдумав критические замечания спортсменов, высказанные в прошлом номере, Павел Каплевич и Маша Цигаль начали новую жизнь и подкараулили на улице Милана футболиста Эмерсона с загадочной брюнеткой. При этом модных критиков больше всего огорчила черная футболка бразильца, надетая под белую прозрачную рубашку
Как раз наоборот.. Вопрос стоит только один - кто??
Правильный ответ: только не РФБ..
Остальное - связи, структура, механизмы - это все лирика.. А главное.. А главное, сынок, чтобы ты в школе учился хорошо.. ))
1. Интрига
2. безусловно определенный уровень (но не обязательно запредельный, если правильно позиционировать).
3. история клубов и их побед (кои почти все у ЦСКА, а вот это уже огромнейший минус)
4. звезды. Причем свои в этом смысле обладают потенциалом куда большим, чем чужие. Или нужно Коби Брайянта привозить...
5. Надежды болел других клубов (это у нас уже умерло)
и 6 - это все остальное, что можно положить сверху. Сверху - на некую СПОРТИВНУЮ основу. А не снизу, как базу, на которую мы «что-то вроде спорта» присобачим...
Чтобы позиционировать и рекламировать продукт нужно иметь продукт.
Процитирую Темпера:
«Да ведь в общем-то всё просто - нужен интересный чемпионат с большим количеством конкурентоспособных команд и более или менее успешные выступления в еврокубках. В самых престижных, естественно. И не одного клуба, а нескольких. В идеале - любых. Всего-то. "
Вот без этого «всего-то» можно накрываться простыней и ползти на кладбище....
Сейчас в звездном боксе на первом канале с артистами спорта больше, чем в нашей СЛА...
Как ни забавно, но самая большая маркетинговая сила именно в надежде на победу (вспомните манию игроков на автоматах, но они-то хоть иногда выигрывают), а для сильных - еще и в страхе проиграть. Ну, хотя бы нервишки пощекотать...
Не совсем Вы правы.. Если уж Вы затронули маркетинговую сторону вопроса, давайте будем придерживаться классических канонов этого ремесла..
Первое на что смотрят, это рынок.. Анализ рынка спортивных зрелищ нам показывает, что:
1. клиент есть (в Москве хуже, но ведь ходят на футбол люди)
2. много клиент платить не может, бюджетный такой вариант клиента
3. вместимость в залах не велика, прямо скажем (Молот 7 или 8 тысяч – это максимум)
4. игр мало
За трансляции у нас платить как то не принято, а платные каналы, на которых основан успех любой проф. лиги, находятся в зародышевом состоянии и интереса к баскетболу не питают..
Вот такая невеселая картина..
Дальше перейдем к продукту.. Обойдемся без всякой терминологической фигни и зададим прямой вопрос – что важнее всего зрителю?? Как мы можем наблюдать хотя бы на этом сайте, надо ему – интриги и борьбы, что в общем то доказывают все успешные лиги мира.. Этого у нас, в силу различных причин, нет..
А вот потом уже, в зависимости от результатов анализа рынка и продукта, начинают думать как его – этот продукт – реализовывать на этом рынке.. Как раз Ваши - «гораздо луче продвигают и продают»..
Как Вы понимаете, успех предприятия зависит от удачного сочетания всех факторов.. Так что, говоря по-русски – как не старайтесь, но даже в супер обертке, Вы, кусок говна не продадите..
Я сильно сомневаюсь, что кто-то (кроме их собственного менеджмента) знает реальные расклады и реальные доходы лиги. Как в Европе никто не знает реальных бюджетов клубов, даже если они каким-то образом «афишируются» или «утекают». И в этом есть вполне законный резон. Подобная информация практически всегда закрыта, в первую очередь от конкурентов, а значит от всех.
Бухучёт - вообще исключительно захватывающая и таинственная тема. В которую лучше вообще не лезть безоружным.
Стерн теперь ОЧЕНЬ активно и настойчиво ищет новые рынки. Вряд ли случайно. У них ведь тоже может упасть платёжеспособный спрос на развлечения. Может уже и падает.
И 10 процентов от оборота - это ОЧЕНЬ много. В некоторых случаях это и есть вся прибыль.
И по поводу российского баскетбола как международного продукта - это было забавно.
Я-то говорил как раз о том, как бы его у нас пристроить. И куда.
Семейные походы - так это у нас только в гости так ходят, и то нечасто. Надеяться на такие вещи не стоит. Нереально. Собственно, кто ходил, тот и будет ходить. Важно только их не терять, тогда с каждым годом будет постепенно прибавляться.
И никакого внезапного скоропостижного «бума» у нас тоже не будет. Только в одном единственном, но совершенно нереальном случае.
Да ведь в общем-то всё просто - нужен интересный чемпионат с большим количеством конкурентоспособных команд и более или менее успешные выступления в еврокубках. В самых престижных, естественно. И не одного клуба, а нескольких. В идеале - любых. Всего-то.
То самое, о чём мы бесконечно трендим на форумах уже много лет.
не знаю, может эта новая совместная лига и получится, может и подтолкнёт. Только вот пример женской суперлиги не особо вдохновляет. Вот уж где у нас всё вроде бы тип-топ - евротитулы, куча суперклубов, толпы звёзд (самых настоящих, из НБА), гарантированно высочайший уровень в Европе. А трибуны-то - пустые.
И что забавно - когда-то, когда наше Динамо (Новосибирское) ходило в чемпионах, на игры с конкурентами и в кубке Ронкетти арендовали хоккейный восьмитысячник - и билет иной раз достать было почти нереально.
И, что ещё забавней, без всяких коммерческих и маркетинговых ухищрений обходились. Просто афиши, просто трансляции по местному ТВ (только в записи как правило), просто статьи в газетах о наших героинях, интервью... И почти любой горожанин знал, кто такие Ячменёв, Зарвирова, Левченко, Минх...
Вот так просто.
Интрига - скорее всего это одно из качество продукта, которым этот продукт должен обладать, чтобы быть конкурентным. Если вы думаете, что если бы в чемп России просто добавить интригу - и все закрутится, то вы сильно заблуждаетесь. Потому что продукт сам себя не продает - его нужно продавать. На рынке полно примеров, когда дерьмовый продукт имеет продажи в десятки и сотни раз выше, чем супер-качественный продукт. Потому что этот дерьмовый продукт гораздо луче продвигают и продают. Потому что покупатель, выбирая этот продукт, покупает и не столько его физические свойства, сколько эмоциональные и иные ценности, которые с этим продуктом у потребителя неразрывно ассоциируются. Помимо ценностей могут продаваться мифологемы (ярчайший пример - реклама кваса например), вот только мифологемы в отличие от ценностей действуют куда более короткий промежуток времени, хотя в короткой перспективе могут давать более сильные эффекты.
Так же все и в баскетболе - чтобы он продавался, он должен помимо своих природных свойств (красота игры, интрига и прочая) нести еще целый набор ценностей и мифологем, которые будут востребованы и понятны массовой платежеспособной целевой аудиторией. И если природные свойства баскета приведут реальных любителей баскетбола, то ценности и мифологемы могут привести массового потребителя, коих окажется в разы больше просто любителей баскетбола.
И кстати - на российском телевидении на самом деле такого формата - спорт - банально нет. Единственный канал, который близок к выработке формата «спорт» - это нтв+, но и они только пока нащупывают, что есть этот формат «спорт» в России.
В принципе есть такое не самое симпатичное, но достаточно емкое слово - формат. Спорт - это УЖЕ опрделенный формат. Но не в нашем баскете...
наши с вами дискуссии все больше в конструктивном русле, как и с Жирсом например, и мне они интересны всегда - приятно общаться с умным и адекватным собеседником вне зависимости от его позиций))
по сабжу - я вот не знаю, что нужно зрителю. и вы на самом деле не знаете? с чего я так решил? а с того, что перед тем, как гадать (или проводить камлания с бубном, ну то бишь маркетинговой исследрования) что нужно зрителю, нужно найти целевую аудиторию. и не простую, а золотую - массовую и платежеспособную. и уже под запросы этой целевой аудитории корректировать продукт, ну а точнее создавать его с нуля.
причем важно понимать, что аудиторию эту придется завоевывать, для этой аудитории придется формировать ценности и мифологемы, в которых баскетбол будет прочно ассоциироваться с образом жизни этой целевой аудитории.
и чем точнее и правильнее будет определена аудитория, чем точнее и правильнее будут подобраны инструменты влияния на нее - тем успешнее может быть проект российского баскетбола.
в таком вот контексте, например, может получить новую жизнь черновская идея лиги россии-украины-литвы. только она будет построена на новом звучании - не настольгия по некогда единому прошлому, а добросердечное соперничество нынешних соседей, от соседства более непремиримое. где богатой прошлое будет формировать мифологемы, а скудное настоящее ценностный фон, в котором не будет место ностальгии по советскому прошлому, а будут найдены позитивные посылы к сотрудничеству.
вот как-то так...
temper
первый вопрос. я не подразумевал российский баскетбол как международный продукт. прежде чем завоевывать чужие рынки, неплохо было бы занять заметное место на отечественному рынке досуга (а спорт это именно сфера досуга), где баскет сейчас имеет долю в 0,1% наверное, если не хуже. да даже в области спортивного досуга баскета доля мизерна - сначала надо найти клиента, потребителя на родине, и тем самым сформировать базис, фундамент устойчивой бизнес-модели, которая позволит замахиваться на международные рынки. хотя например, учитывая слабое продвижения Улеба в рамках европы, есть теоретические шансы захватить в улеб идеологическое лидерство и возглавить процесс комерческого развития баскета в европе. вот только кто будет захватывать это самое идеологического лидерство, когда во всей стране полтора профессиональных менеджера работают в баскете???
второй вопрос. в приведенной вами формуле вижу системную ошибку. фан-сектора не могут быть целевой аудитории как раз в силу возраста и низкой как правило платежеспособности. может быть посыл к взрослой аудитории, либо посыл к детям, которые неизбежно приведут за собой и взрослых. схема Макдональдса например на том и построена - они продвигают продукт преимущественно в детской и подростковой среде, и дети уже приводят к ним взрослых. в прямую конечно их схема тут не нужна, но ее элементы вполне применимы - вот только такая схема подразумевает долгосрочный горизонт планирования, а с этим у нас проблемы не только в спорте, но и в обычном бизнесе.
и кстати, отдельная и очень сложная задача - находить новые послания, новые формы привлечения для людей, на которых перестают действовать первичные сигналы. задача привлечения аудитории - это задача для профессионалов, задача удержания аудитории - это задача для супер-профи!
ну и про НБА вы заблуждаетесь - их благосостояние на 90% жиждется на двух национальных хитах - поступлениях от продажи билетов и сувенирки на стадионе, и от продажи телевизионных прав национальными телекомпаниям. еще процентов этак 5-7 это продажа картинки по всему миру, и остальное от продажи атрибутики по всему миру.
сразу говорю, что умышленно не ввожу в эти прикидки поступления от титульных и иных спонсоров, поскольку не знаю, по какой модели построены отношения лиги со своими спонсорами.
Во-первых - достаточно важно, что это будет за «продукт». В той же Америке европейский баскетбол никогда продаваться не будет. Как практически не продаётся европейский футбол.
Во-вторых - а кому, собственно, продавать-то? Кто они, эти потенциальные клиенты?
Вы никогда не задумывались, почему фан-сектора не «взрослеют» и не увеличиваются в размерах? Хотя вроде бы каждый год появляются неофиты, прежде на игры не ходившие. Куда деваются «ветераны»? В «остальной зал»? Но ведь и там не прибавляется вроде бы.
А может у них появляются новые интересы и проблемы? Семейные там, бытовые, работа опять-таки...
То-есть для успешного бизнеса необходимо достаточно большое количество людей (и именно молодых), у которых есть свободное время и определённые свободные деньги, которые они без особых раздумий готовы тратить.
Всё это есть в Америке, но не в Европе, и уж тем более не у нас.
Не говоря уж о том, что НБА во многом расцвела за счёт обширного экспорта. То-есть живут они во многом за чужой счёт, в том числе и за наш. (Не за мой!!! ;-))
Но что нужно зрителю? А вы не знаете? Адреналин, эмоции. Если им нужен пусть даже красивый спектакль с известным концом, где всегда побеждают хорошие, ну, с чипсами и пончиками, то они ведь в кино пойдут...